Да, причем многие даже из его семьи давили на него чтбы он ушел в отставку (скажем, его дядя), но американская оккупационная администрация в целом считала, что Хирохито должен оставаться на троне для обеспечения стабильности. В книге Джона Дауэра много про это есть.
Что значит в отставку? Единственное место, куда он должен был уйти - это виселица. Ну хоть сеппуку-то мог сделать, как честный самурай, не?
И да, когда я про это читал меня всегда поражала эта логика. А Гитлер у них не должен был остаться, для обеспечения стабильности? А то он может поспешил слегка с самовыпиливанием?
Отречение от престола. Многие давили на Хирохито чтобы он это сделал, даже в его семье.
> Единственное место, куда он должен был уйти - это виселица
Да, так многие считали в странах-победителях (в США в 45 были опросы на тему, скажем, цифры не помню, но за виселицу высказывалось большинство емнип), и даже в самой Японии было немало людей, кто так думал.
> Гитлер у них не должен был остаться, для обеспечения стабильности?
Глава тоталитарного государства - это совершенно не то же самое, что император в туманной японской культуре, с её размазанной ответственностью. Я лично считаю, что ответственность Хирохито за войну была высока, но сравнивать его с Гитлером или Муссолини это абсурд. И Макартур (как и многие условные японисты в его окружении) считали, что Хирохито им необходим для создания стабильной и мирной послевоенной Японии. Логику в их мнении я тоже вижу.
То, что само общество японское - оно про культуру стыда, в отличие от культуры совести евопейцев, это давно отмечено. Рут Бенедикт в своей супер-известной "Хризантема и меч" про это много пишет, к примеру.
А почему оно так - ну, мнений много. Мне лично нравится объяснение, что это следствие рисовой модели земледелия. При оной самому выжить если тебя выгнала деревня - невозможно, это не пшено которое может растить и одиночка, ты скорее всего умрешь от голода. То есть неодобрение общества равно смерти. И тянется это уже много-много поколений. Естественно, одной причины чего-то в таких сложных делах как культура не бывает, но мне лично эта конкретная причина импонирует и кажется весьма важной.
А он не мог в 1937 или 1942 характер проявить? Ну там со стыда какому-нибудь вышестоящему командиру принудительное сеппуку сделать, мятеж организовать?
Comments 14
Очень японский поступок.
Reply
"- Бедный Марк, Рождество для него - неудачное время года. Как раз под Рождество от него ушла его японская жена.
- Жестокая нация." (с)
Reply
Reply
Reply
И да, когда я про это читал меня всегда поражала эта логика. А Гитлер у них не должен был остаться, для обеспечения стабильности? А то он может поспешил слегка с самовыпиливанием?
Reply
Отречение от престола. Многие давили на Хирохито чтобы он это сделал, даже в его семье.
> Единственное место, куда он должен был уйти - это виселица
Да, так многие считали в странах-победителях (в США в 45 были опросы на тему, скажем, цифры не помню, но за виселицу высказывалось большинство емнип), и даже в самой Японии было немало людей, кто так думал.
> Гитлер у них не должен был остаться, для обеспечения стабильности?
Глава тоталитарного государства - это совершенно не то же самое, что император в туманной японской культуре, с её размазанной ответственностью. Я лично считаю, что ответственность Хирохито за войну была высока, но сравнивать его с Гитлером или Муссолини это абсурд. И Макартур (как и многие условные японисты в его окружении) считали, что Хирохито им необходим для создания стабильной и мирной послевоенной Японии. Логику в их мнении я тоже вижу.
Reply
Reply
А именно "у японцев" как раз такого чувства-то и нет. В отличие от немцев, например. Хотя размер злодеяний несопоставим...
Reply
А почему оно так - ну, мнений много. Мне лично нравится объяснение, что это следствие рисовой модели земледелия. При оной самому выжить если тебя выгнала деревня - невозможно, это не пшено которое может растить и одиночка, ты скорее всего умрешь от голода. То есть неодобрение общества равно смерти. И тянется это уже много-много поколений. Естественно, одной причины чего-то в таких сложных делах как культура не бывает, но мне лично эта конкретная причина импонирует и кажется весьма важной.
Reply
Reply
Leave a comment