Из
расследования «Новой газеты»
Война на востоке Украины - бизнес-проект. Полевые командиры - только младшие партнеры. Бенефициарами выступают политики, олигархи и воры в законе. Уголь, золото, бензин и табак. Вот за что воюют на востоке Украины.
В апреле 2014-го группа вооруженных людей под руководством Евгения Жилина и Александра Захарченко заняла здание городского совета Донецка. Из интервью Жилина телеканалу «Дождь»: «Тогда все что-то захватывали, все надеялись, что будет, как в Крыму. Обратимся к России - и все будет хорошо. «Оплот» была чуть ли не единственная общественная организация, которая имела силовой блок на тот момент». Захватив власть, «Оплот» тут же берет под охрану резиденцию олигарха Рината Ахметова, а также несколько особняков членов ОПГ «Люкс». («Люксом» с ранних 90-х годов называли резиденцию Ахметова в Ботаническом саду в Донецке.)
С приходом «Русской весны» в Крым уезжает часть «люксовских», а также Михаил Михайлович Ляшко по кличке Косой, также известный как Миша-красные глазки (он специализировался на заказных убийствах). Под его контролем находился табачный завод «Хамадей» и спиртоводочный завод «Олимп».
Присматривает за донецким бизнесом сначала ручная милиция, а после захвата здания СБУ какое-то время часть объектов охраняет «Оплот», а часть - «Восток» (еще одно охранное предприятие, работавшее на Рината Ахметова и вскоре превратившееся в одноименный батальон под командованием Александра Ходаковского).
«У них была и есть своя охрана, - говорит мне один из донецких бизнесменов по имени Игорь. - Такого я не видел даже в 90-е. Например, охрана завода Михаила Михайловича ездила с пулеметами. Но между своими противостояния никакого не было. Противостояние было между Бобковым и Жилиным. Бобков Александр Михайлович был создателем «Оплота», он же был «назначен» всеми: и Москвой, и ринатовскими людьми - смотрящим по региону».
Жилин, приехав после победы Майдана из Харькова в Донецк, пытается найти свое место в новой реальности, но встречает противодействие «смотрящего» и начинает искать покровителей в Москве. В конце августа 2014 года на сайте «Оплота» появилась информация о назначении Жилина старшим советником по экономике самопровозглашенной «ДНР». «Жилин занялся своим делом - тем, что он хорошо знает. Он стал налаживать теневую экономику, - продолжает рассказывать донецкий бизнесмен Игорь. - Захарченко отвечал за сектор конвертации наличных средств у людей - в обиходе все больше стало появляться российских денег, а гривен становилось все меньше. Жилин легализовывал эти средства на счетах в банках. После того как система была отлажена, между Захарченко, Бобковым и Жилиным возник конфликт. Правда, Жилин на тот момент уже вошел в долю в топливном бизнесе, стал работать с Курченко».
Это момент, когда вся Россия собирает гуманитарную помощь для страдающих в войне людей, - рассказывает человек из окружения Жилина, представившийся как Андрей. - Жилин один из первых начал возить гуманитарку, а обратно тем же автотранспортом вывозить табак «Хамадея». Контрафакт из Донецка под любыми торговыми марками стал попадать на российский рынок.
В декабре 2014 года прошло еще одно важное событие: сходка воров в законе и криминальных авторитетов, которым тоже нужно было понять, как жить в условиях новой реальности. Обсуждается система квот, работы общаков и того, как теперь будет работать Донецк. Решили, что донецкие воры большую часть времени будут проводить в Крыму или в Донецке.
Один из важных вопросов: как обеспечить работу и сбыт завода «Хамадей», который был до войны и остается сейчас лидером рынка контрафактного табака? «Хамадей» производит и поставляет всю номенклатуру, начиная от самых дешевых сигарет и заканчивая «Парламентом» и смесями для кальянов. В многострадальном Дебальцеве - вторая фабрика, что получает упаковки для сигарет, выходящих в Европу. Так как территория по факту не контролируется никем, то сложно отследить, как уходят сигареты. То же самое, кстати, происходит и с алкоголем, на который клеят любые, самые красивые этикетки.
С началом боевых действий на востоке Украины начинаются перебои с поставкой угля, хотя сами шахты работают (за исключением тех, которые попадают под обстрелы). Официальные цифры службы региональной статистики: объем производства угля в Донецкой области за январь - март 2015 года упал в 3,1 раза по сравнению с 2014 годом. В начале 2015 года была официально запрещена торговля углем между Украиной и самопровозглашенными республиками. Но из любого правила бывают исключения. Первый, кто договорился о вывозе своего угля, был Ринат Ахметов. В феврале 2015 года ДТЭК Востокэнерго и Центрэнерго официально разрешили вывозить уголь из зоны АТО - с предприятий Свердловантрацит и Ровенькиантрацит
Территория шахт Рината Ахметова (практически вся) контролировалась казаками. Казаки сотрудничали с «ЛНР», но предпочитали жить по своим законам.
Уголь выходил и выходит по железной дороге, согласованно с правительством «ЛНР». Эта система нужна была для провоза продуктов питания, вещей, алкоголя и табака. Также через эту переправу шел лом золота и серебра. Золото заходило на территорию ровеньковского ювелирного завода «Агат», где производилась продукция и для Украины, и для России».
Сбыт металлолома в «ЛНР» контролировал тоже ОПГ «Люкс» - через казаков. «На украинскую территорию металл выходил из Первомайского на Золотое, там стоял батальон, который был в курсе, что и куда идет», - говорит казак Вадим.
Второй клондайк в Ровеньках - это ювелирный завод «Агат». Его директором был депутат горсовета, член «Партии регионов» Александр Рак. В 90-х Рак возглавлял одну из самых жестоких и сильных ОПГ, в нее входил и нынешний министр энергетики «ЛНР» Александр Мельничук. Они сотрудничали с «Люксом», но в компетенцию Рака входила торговля углем и металлом, контрабанда алкоголя и скупка драгметаллов. Позже Рак легализовал свой бизнес, открыв ювелирный завод.
Большинство историй, связанных с арестами и убийствами видных участников борьбы за «Русский мир», - не более чем криминальные разборки за право контролировать многомиллионные контрабандные потоки.
Армен Багирян («Баги») - казак и контрабандист из «ЛНР», убит в октябре 2016 года.
Андрей Галущенко - руководитель сводной мобильной группы для мониторинга и борьбы с контрабандой, убит в сентябре 2015 года.
Павел Дремов - казачий атаман в «ЛНР», убит в декабре 2015 года.
Игорь Еремеев - предприниматель и политик из Волынской области, депутат Верховной рады, деловой партнер бизнесмена Сергея Курченко. Погиб в результате несчастного случая в августе 2015 года.
Александр Ефремов - влиятельный луганский предприниматель и политик, в прошлом глава фракции «Партии регионов» в Верховной раде и губернатор Луганской области, в настоящий момент арестован.
Евгений Жилин - один из руководителей сначала харьковского, а потом донецкого и российского «Оплота», деловой партнер Курченко, Еремеева и Захарченко. Убит в Подмосковье в сентябре 2016 года.
Михаил Ляшко (Миша Косой) - вор в законе, убит в Крыму в декабре 2015 года.
Александр Рак - директор ювелирного завода «Агат» в Ровеньках, пропал при невыясненных обстоятельствах.
Андрей Таранов - замглавы администрации президента Украины по взаимодействию с силовиками и спецслужбами, погиб в результате несчастного случая в сентябре 2016 года.
Евгений Файницкий - сотрудник Сергея Курченко, министр энергетики и угольной промышленности «ДНР», убит при неизвестных обстоятельствах.
Геннадий Цыпкалов - премьер-министр «ЛНР», покончил с собой в СИЗО после допроса по обвинению в попытке госпереворота в октябре 2016 года.