В 1988 году фильм «Звездные войны» привозят в Москву. «Эпизод V. Империя наносит ответный удар» впервые показывается в кинотеатрах «Горизонт» и «Зарядье» в рамках «Дней кино США в СССР». Приехавший на премьеру Лукас просит советских чиновников организовать ему встречу с патриархом советского кино «Товарищем Клушанцевым». Однако оказывается, что чиновники даже не знают кто это такой. На вопрос о том, кто это Лукас ответил: «Клушанцев - крёстный отец „Звёздных войн“».
Книги богатой библиотеки за ненадобностью были выброшены во двор на сожжение, и среди них Клушанцев нашел свою первую книжку о ракетах, заболев «звездной» болезнью на всю жизнь. «Если бы не любовь к кино, я обязательно был бы рядом с Королёвым» - говорил позже Клушанцев. Но судьба распорядилась иначе.
Павел Клушанцев стал гениальным оператором и режиссером - его фильмы «
Дорога к Звездам» (1957) и «
Планета бурь» (1962) стали классикой научной фантастики, совпали по времени с полетом Гагарина и стали хитами по всему миру за счет невероятных, удивительных спецэффектов на десятилетия опережавших Голливуд. Его фильмы собирали полные залы как в СССР так и любом уголке мира, их неоднократно закупали для проката в США.
В США купленный советский фильм «Планета бурь» стал «сырьём» для своей кинопродукции - он был перемонтирован, с изъятием ряда эпизодов и добавлением новых, и в таком виде выпущен в американский прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету». Никаких упоминаний о том, что это кинопродукция из СССР, не было, в титрах советским актёрам, оставшимся в кадре, были даны англоязычные вымышленные имена и фамилии (Георгий Жжёнов как «Курт Боден», Геннадий Вернов как «Роберт Чантал» и т. д.). В 1968 году в США был выпущен ещё один перемонтированный вариант фильма под названием «Путешествие на планету доисторических женщин». В фильм были добавлены вставлены новые кадры, которые вводили в сюжет племя полуголых венерианских доисторических амазонок.
Кубрик применил клушанцевский «эффект невесомости», и позже в интервью рассказывал, что без «Дороги к звёздам» не было бы его «Космической одиссеи», и что именно Клушанцев в своей работе «подсказал» Кубрику многие технические находки «Одиссеи». В апреле 1990 года известный постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Павла Клушанцева в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы крупицу своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал по почте Скотаку описания, фотографии и чертежи десятков кинотрюков - около ста своих оригинальных изобретений. Скотак использовал его опыт в съёмках фильмов «Терминатор 2» (1991) за которые получил премию Оскар. В 1992 году Скотак уже лично приезжает к Клушанцеву на несколько дней. Пять лет спустя его «Титаник» (1997) так же получает Оскар за спецэффекты.
Самая сильная и выразительная сцена фильма с расплавленным металлом взята целиком из «Планеты бурь».
Click to view
Первую в истории кино лаву Клушанцев сделал из подкрашенного теста с ближайшего хлебозавода.
Павел Клушанцев изобрел сотни спецэффектов заставлявших зрителя затаить дыхание. Он начинал с экспериментировать со съемкой макетов, монтировал их в натуральную величину, ускорял и замедлял движение, менял размеры изображения. В тридцатые годы создание спецэффектов в кино было совершенно неосвоенным делом, и вскоре «трюковой кабинет» Клушанцева оказался завален работой, а его сотрудникам приходилось трудиться в три смены. «Я всегда делал только то и только так, как я сам придумал, - говорил Клушанцев. - Это никто не мог воспроизвести». Возможно только его незаменимость и спасла его жизнь в годы репрессий - уволить и посадить пытались постоянно. Еще бы, настоящий кулак и дворянин на Ленфильме! В одном из интервью он вспоминал: «Они десятки раз хотели выкинуть меня с киностудии и посадить в тюрьму. Но я спасся, потому что я знал, как делать вещи, которые никто другой делать не мог».
В фильме «Марс» с космонавтами на планету высаживается и отважный пес, в честь которого свое имя получил Чубака - это транскрипция русского слова «собака».
Кроме всего Клушанцев придумал летающий автомобиль. В Планете бурь он выглядит очень реалистично, правда и стоило его производство как 40 волг.
Лукас решил ничего не менять.
Главное достижение Клушанцева было в открытии нового жанра. «Дорога к звездам» это документальная фантастика - все сделано реалистично до степени полного правдоподобия. Ярчайший пример - реалистичное звездное небо, роль которого играл семиметровый щит с лампами семи степеней яркости, расставленые в полном соотвествии с реальной картой звездного неба.
Из очень интересной
статьи