Оспа была проклятием Европы. Врачи писали, что «едва ли один человек из тысячи не был болен оспой». В Европе ежегодно умирало от оспы более 1,5 миллионов человек. Во Франции XVIII века, когда полиция разыскивала какого-нибудь человека, то в качестве особой приметы указывалось: «Знаков оспы не имеет». Широкое распространение оспы явилось одной из причин злоупотребления косметикой: толстый слой белил и румян, наложенный на лицо, позволял не только придать коже желаемый оттенок, но и замаскировать оспенные шрамы.
В конце XVIII века была открыта вакцинация от оспы. В 1800 г. она была признана обязательной в английской армии и на флоте.
via И тогда встал вопрос - как транспортировать вакцину в Америку, где от нее продолжали умирать люди? Морозильные камеры еще не были изобретены. Личный врач испанского короля, Франциско Хавьер де Бальми собрал из сиротских приютов Испании 22 маленьких мальчика, в возрасте от 3 до 9 лет, у кого не было прежде коровьей или натуральной оспы и погрузил их на корабль, идущий в Америку. Во время плавания через Атлантический океан де Бальми прививал сирот «живой цепочкой». Двое детей были привиты перед отъездом, и когда пустулы коровьей оспы появились на их руках, отделяемое из тех язв было употреблено для вакцинации двух следующих детей и т.д. до прибытия в Пуэрто-Рико, Мексику и Венесуэлу, где обучил этой процедуре местных врачей.
Аналогичные экспедиции де Бальми совершил в Азию, набрав новых детей и пристроив их затем в приемные семьи вакцинированных. В 1806 году врач вернулся в Испанию, а один из его ассистентов, Хосе Сальвани, отправился в Колумбию, Перу и Чили. За 4-5 лет, прошедших после первой экспедиции, было вакцинировано от 100 000 до 500 000. человек. Это стало началом конца эпидемии.
via