цветное

Mar 11, 2014 16:25

В коробочку к цветной теме
1
2
3



Цветовое колесо Иоганна фон Гёте из книги «К теории цвета» (1810)

Интересно, к каким последствиям приводят ошибочные теории.
Ньютон в «Оптике» (1704) довел количество цветов в радуге до семи. Из нумерологических соображений. Семь планет, семь дней недели, семь алхимических металлов. И семь нот.

Идея связать семь цветов с семью нотами поразила иезуита Луи-Бертрана Кастеля. Он переживал, что глухие люди лишены возможности приобщиться к самому божественному из искусств - музыке. И он решил создать «музыку для глаз», которую мог бы воспринимать и глухой.




И в 1730 г. Кастель придумал теорию соответствия звука и цвета. И сконструировал цветовой клавесин (1734), способный проецировать сочетания цветов. Клавесин состоял из квадратной рамки, надстроенной над обычным клавесином, а рамка включала в себя 60 маленьких окошек, каждое из стекла разного цвета, и небольшой занавески, соединенной с конкретной клавишей таким образом, что при каждом ударе по клавише занавеска на короткое время приподнималась и появлялась вспышка соответствующего цвета. Кастель предсказывал, что в каждом доме будет этот клавесин, и что будет построено по меньшей мере 800 тысяч таких светомузыкальных инструментов.

Искусство цветомузыки впоследствии получило название «люмиа». Луи-Бертран Кастель считал, что синий - цвет Бога, поскольку это цвет неба. В то же время Бог является нотой «до» - начальной, первой нотой октавы, и, таким образом, ассоциируется именно с синим цветом.



Карикатура на клавесин Кастеля.

Клавесин Кастеля не сохранился, но его удалось повторить немцу Эккартсгаузену: «Я заказал себе цилиндрические стаканчики из стекла, равной величи­ны, в полдюйма в поперечнике. Налил их разноцветными жидкостями по теории цветов, расположил сии стаканчики как струны в клавикордах, разделяя переливы цветов, как делятся тоны. Позади сих стаканчиков сделал я медные клапанцы, коими они закрыва­лись. Сии клапанцы связал я проволокою так, что при ударе по клавишам клапанцы поднимались и цветы открывались. Сзади осветил я сии клавикорды высокими свечами. Красоту являющихся цветов описать нельзя, она превосходит самые драгоценные ка­менья...» [Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. - СПб, 1804, с. 277.]



Интересно, к каким разным результатам приходили люди, пытающиеся найти связь между звуком и светом.

Александр Скрябин владел так называемым «цветным» слухом. Он был настоящим синэстетиком, то есть, слыша музыку, он видел цвет, в который она окрашена. Например, ре мажор он «видел» ярко желтым, ля мажор - зеленым, а ре-бемоль мажор - фиолетовым. В 1910 году Скрябин создал первое в мире оригинальное светомузыкальное произведение - «Прометей» (или «Поэма огня»). Он исполнил симфонию перед публикой, которая должна была явиться на концерт во всем белом, для того чтобы одежда впитывала цвета во время концерта. Однако несовершенная в те времена техника привела к полному провалу. Световое сопровождение не соответствовало уровню музыки.

Идеями Александра Скрябина и его сочинениями увлекся Кандинский. Он занялся «синтезом искусств». В период с 1909 по 1914 год Кандинский создал на эту тему ряд сценических композиций и текстов: «Фиолетовый занавес», «Зеленый звук», «Черный и белый», «Желтый звук».



(По И.Герике и К.Шону, 1970)

Благодаря художникам и ученым, расширяется список цветовых ассоциаций. Так французский ученый Роже де Пиль ("Диалоги о цвете") разделяет цвета на "тяжелые" и "легкие", "удаляющиеся" и "приближающиеся", "земные" и "воздушные", "впечатляющие" и "малозаметные". Используя свою "семантическую систему", Роже де Пиль дает цветам принципиально новые описания. Так коричневый цвет определялся Роже де Пилем как "тяжелый, земной, выступающий".




Интересная схема символики цвета (кликабельно).

via
via
via

цвет, history, карты, идеи, технологии

Previous post Next post
Up