В коробочку к цветной теме
1 2 3 Цветовое колесо Иоганна фон Гёте из книги «К теории цвета» (1810)
Интересно, к каким последствиям приводят ошибочные теории.
Ньютон в «Оптике» (1704) довел количество цветов в радуге до семи. Из нумерологических соображений. Семь планет, семь дней недели, семь алхимических металлов. И семь нот.
Идея связать семь цветов с семью нотами поразила иезуита Луи-Бертрана Кастеля. Он переживал, что глухие люди лишены возможности приобщиться к самому божественному из искусств - музыке. И он решил создать «музыку для глаз», которую мог бы воспринимать и глухой.
И в 1730 г. Кастель придумал теорию соответствия звука и цвета. И сконструировал цветовой клавесин (1734), способный проецировать сочетания цветов. Клавесин состоял из квадратной рамки, надстроенной над обычным клавесином, а рамка включала в себя 60 маленьких окошек, каждое из стекла разного цвета, и небольшой занавески, соединенной с конкретной клавишей таким образом, что при каждом ударе по клавише занавеска на короткое время приподнималась и появлялась вспышка соответствующего цвета. Кастель предсказывал, что в каждом доме будет этот клавесин, и что будет построено по меньшей мере 800 тысяч таких светомузыкальных инструментов.
Искусство цветомузыки впоследствии получило название «люмиа». Луи-Бертран Кастель считал, что синий - цвет Бога, поскольку это цвет неба. В то же время Бог является нотой «до» - начальной, первой нотой октавы, и, таким образом, ассоциируется именно с синим цветом.
Карикатура на клавесин Кастеля.
Клавесин Кастеля не сохранился, но его удалось повторить немцу Эккартсгаузену: «Я заказал себе цилиндрические стаканчики из стекла, равной величины, в полдюйма в поперечнике. Налил их разноцветными жидкостями по теории цветов, расположил сии стаканчики как струны в клавикордах, разделяя переливы цветов, как делятся тоны. Позади сих стаканчиков сделал я медные клапанцы, коими они закрывались. Сии клапанцы связал я проволокою так, что при ударе по клавишам клапанцы поднимались и цветы открывались. Сзади осветил я сии клавикорды высокими свечами. Красоту являющихся цветов описать нельзя, она превосходит самые драгоценные каменья...» [Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. - СПб, 1804, с. 277.]
Интересно, к каким разным результатам приходили люди, пытающиеся найти связь между звуком и светом.
Александр Скрябин владел так называемым «цветным» слухом. Он был настоящим синэстетиком, то есть, слыша музыку, он видел цвет, в который она окрашена. Например, ре мажор он «видел» ярко желтым, ля мажор - зеленым, а ре-бемоль мажор - фиолетовым. В 1910 году Скрябин создал первое в мире оригинальное светомузыкальное произведение - «Прометей» (или «Поэма огня»). Он исполнил симфонию перед публикой, которая должна была явиться на концерт во всем белом, для того чтобы одежда впитывала цвета во время концерта. Однако несовершенная в те времена техника привела к полному провалу. Световое сопровождение не соответствовало уровню музыки.
Идеями Александра Скрябина и его сочинениями увлекся Кандинский. Он занялся «синтезом искусств». В период с 1909 по 1914 год Кандинский создал на эту тему ряд сценических композиций и текстов: «Фиолетовый занавес», «Зеленый звук», «Черный и белый», «Желтый звук».
(По И.Герике и К.Шону, 1970)
Благодаря художникам и ученым, расширяется список цветовых ассоциаций. Так французский ученый Роже де Пиль ("Диалоги о цвете") разделяет цвета на "тяжелые" и "легкие", "удаляющиеся" и "приближающиеся", "земные" и "воздушные", "впечатляющие" и "малозаметные". Используя свою "семантическую систему", Роже де Пиль дает цветам принципиально новые описания. Так коричневый цвет определялся Роже де Пилем как "тяжелый, земной, выступающий".
Интересная схема символики цвета (кликабельно).
viaviavia