Хочу немного рассказать про индейцев арауканов. Они себя называли мапуче - люди земли. Это небольшой народ, живущий в Чили и Аргентине. Это был единственный индейский народ в Южной Америке, который не смогли завоевать ни инки, ни испанцы. С последними мапуче воевали с короткими перерывами 260 лет и испанцам в 1773 году пришлось признать их независимость. Испания даже попросила арауканов прислать в Сантьяго своих дипломатических представителей. И в 1744 году в Сантьяго-де-Чили приехал первый арауканский посол.
Конкистадоры пришли в Арауканию за рабами для рудников. До испанского вторжения мапуче не знали ни лошадей, ни металлов. Из оружия у них были только луки, палицы, пики, дротики и пращи. Веками они сражались одинаково: в первом ряду шли воины, вооруженные короткими пиками. Во втором ряду - копейщики с копьями длиной от 6 до 8 метров. Рядом с ними сражались воины с тяжелыми палицами. Каким бы грозным ни казался подобный отряд, он не мог выстоять под обстрелом из пушек и аркебуз.
Но мапуче очень быстро учились. Проиграв несколько сражений они резко изменили свою тактику. И стали нападать на испанцев из засад и ночью. Они научились противостоять кавалерии, упирая свои пики в землю, как это делали настоящие ландскнехты. Рыли ямы с острыми кольями и маскировали их. Они первыми применили тактику выжженой земли - отступая, они уничтожали все свои посевы в расчете на то, что голод заставит завоевателей отступить. В битве при Киапо (1558 г.) мапуче применяли аркебузы и трофейные пушки. Они научились стрелять у испанских пленников. С 1585 года у мапуче создали собственную кавалерию. А потом начали строить собственные крепости.
Один из вождей мапуче Лаутаро ребенком попал в плен к испанцам. И стал изучать их тактику. Он возглавил восстание и начал методично уничтожать испанские гарнизоны. О первом нападении арауканов, в середине 1553 года на крепость Тукапель, до нас дошло немного сведений. Известно, что крепость была буквально стерта с лица земли. Как раз в это время к Тукапелю с частью своего войска направлялся генеральный капитан Чили Вальдивия. Таким образом, предводители обеих сторон должны были встретиться в открытом бою. Лаутаро разделил войско на двенадцать отрядов и расположил их в холмистой местности, затруднявшей передвижение всадников. В бой с конкистадорами сначала должен был вступить лишь один из отрядов. И только когда испанцы сомнут его ряды, их встретит второй отряд. За вторым - третий и так далее. Увидев небольшой отряд вооруженных арауканов, испанцы атаковали его. Потеряв несколько солдат и коней, они, в конце концов, рассекли этот первый арауканский отряд на две части. Но в это время перед ними вырос второй отряд. За ним - третий. Испанцы сражались подряд несколько часов, а у индейцев было время отдохнуть и собраться с силами. И вскоре все испанское войско вместе с тысячью воинов вспомогательного индейского ополчения, завербованного в неарауканских областях северного Чили, было уничтожено.
В следующей битве, несколькими днями позже, Лаутаро уничтожил большую часть войска Альмагро, шедшего на помощь Вальдивии. А затем разрушил и второй по значению испанский город Чили - Консепсьон. Преемник Вальдивии Франсиско де Вильягра, чтобы одолеть Лаутаро, собрал почти все силы, имевшиеся в его распоряжении. Однако в битве у Маригеньи (Лаутаро опять выбрал холмистую местность) был разбит наголову. Так Лаутаро освободил весь чилийский юг. Ему не удалось изгнать испанцев только из двух городов - Ла-Империала и Вальдивии. За четыре года войны он очистил от испанцев, в сущности, всю населенную арауканами территорию современного Чили, за исключением столицы страны Сантьяго. Но в то время, когда Лаутаро готовил последнюю атаку - нападение на Сантьяго, среди индейцев распространилась страшная эпидемия тифа, скосившая четыре пятых всех арауканских воинов. Испанцы воспользовались этим и неожиданно напали на один из сильно поредевших арауканских отрядов, во главе которого стоял сам Лаутаро. В неравном бою Лаутаро был убит, его отрубленную голову "победитель" - Вильягра - приказал для устрашения выставить в Сантьяго.
Мапуче отличались и поразительной храбростью. Они имели обычай перед битвой вызывать врагов поодиночке или маленькими группами на поединок. Перед сражением при Анделене (1554 г.) один арауканский воин с пикой одолел в поединке и ранил семерых испанских лансеро. Затем его предательски заколол восьмой солдат.
подробнее После одной из битв испанцы отрубили пленному вождю мапуче
Гальварино обе кисти. И отпустили - в назидание. В следующей битве Гальварино сражался с двумя мечами, привязанными к культям.