мурашки

Feb 15, 2012 12:55

У Борхеса есть рассказ "Зеркало и маска".

В нем Великий Король обращается к поэту с просьбой увековечить его славные подвиги в поэме. Через год поэт вернулся, чтобы прочесть ее.
Выслушав все внимательно Король сказал: "Ты сообщил каждому слову его истинное значение, а каждое существительное сопроводил эпитетом, который ему придавали первые поэты. Во всей песне нет ни одного образа, который бы не использовали древние. Битва - великолепный ковер из воинов, а кровь - вода меча. У моря - свой бог, а по облакам видно будущее. Ты мастерски справился с рифмами, аллитерациями, ассонансами, долгими и краткими звуками, хитросплетениями ученой риторики, искусным чередованием размеров. Если бы вдруг - omen absit - вся ирландская литература погибла, ее можно было бы восстановить без потерь по твоей песне... Все прекрасно, однако ничего не произошло. Кровь не побежала по жилам быстрее. Рука не потянулась к луку. Не сбежал румянец со щек. Не раздался боевой клич, не сомкнулись ряды, чтобы противостоять викингам. Через год мы станем рукоплескать твоей новой песне, поэт"

Через год опять появился поэт со своей рукописью, на этот раз меньшей, чем прежняя. Страницы были битвой. В их ратном беспорядке мелькал Бог, единый в Троице, одержимые ирландские язычники и воины, сражавшиеся спустя столетия в начале Великой Эпохи. Язык поэмы был не менее необычен. Существительное в единственном числе управляло глаголом во множественном. Предлоги были непохожи на общепринятые. Грубость сменялась нежностью. Метафоры были случайны или казались такими.
Король произнес: "О твоей первой песне можно было сказать, что она счастливый итог всех тех времен, когда в Ирландии слагались легенды. Эта - превосходит все существовавшее ранее и уничтожает его. Она потрясает, изумляет, слепит. Невежды недостойны ее, а знатоки - еще меньше. Единственный экземпляр будет храниться в мраморном ларце. Но от поэта, создавшего столь великий труд, можно ждать еще большего"

Через год поэт принес стихотворение, состоявшее из одной строчки. Поэт читал без воодушевления, однако и для него самого, и для Короля стих прозвучал то ли молитвой, то ли богохульством. Король был поражен не меньше поэта. Они взглянули друг на друга, лица их покрыла бледность.

___
Первый вариант - это, возможно, Шекспир. Или Гомер. Второй... может быть Эзра Паунд. Третий - Басё. Или Руми. На всякий случай уточню, что это деление ни в коем случае не иерархическое. Этих поэтов просто невозможно сравнивать. Но гораздо интереснее другое - какими должны быть слова, чтобы кровь побежала по жилам быстрее, рука потянулась к луку и раздался боевой клич? Что отвечает за это? Слово? Образ? Ритм?

Случайно наткнулся на статью в The Wall Street Journal, в которой автор пытается найти ответ на то, какая музыка заставляет людей плакать (с примерами). Там упоминается эксперимент двадцатилетней давности британского психолога Джона Слободы. Он обратился к любителям музыки с просьбой назвать мелодии, от которых у них щемило сердце, а по спине бежали мурашки.
Когда Слобода проанализировал 20 отобранных мелодий, он обратил внимание на то, что в 18 из них есть такой прием, как апподжиатура - небольшой диссонанс по отношению к основному тону. Диссонанс создает напряжение в слушателе, а когда мелодия "возобновляется", это напряжение улетучивается и слушатель испытывает облегчение. А когда идет цикл из нескольких апподжиатур, эти перепады вызывают сильную реакцию и слушателя наворачиваются слезы.

Прошу прощения, если я коряво перевел или запутался в музыкальных терминах, но сама идея "мурашечного анализа" кажется мне очень интересной.

цитаты, догадки

Previous post Next post
Up