Обычно новые религиозные учения возникают в тяжелые времена и ставят своей целью улучшить судьбу человечества или отдельного народа (или нескольких человек). Часто это вызывающая уважение попытка слабого противопоставить Силе Слово. Просто потому, что больше противопоставить нечего. Но самое интересное происходит потом. Есть как минимум несколько этапов, прохождение через которые практически обязательно для любой выжившей религии.
Сначала учению добавляют авторитета. Поразительное однообразие биографий мессий объясняется не столько слабой фантазией их последователей, сколько тем, что источников авторитета известно не так уж много. Это или необыкновенное рождение (непорочное зачатие, рождение из бедра, чудесное спасение) - как правило не обходится без Божественного вмешательства. Количество таких персонажей огромно - девственницы родили Ромула и Рема, Аттиса Фригийского, Диониса... Помните начало "Мастера и Маргариты" - "... Нет ни одной восточной религии, в которой непорочная дева не произвела бы на свет бога".
Сына Бога греки назвали бы точнее - полубог.
Или другой вариант - благородное / царское происхождение. Рождению будут предшествовать многочисленные знаки, понятные посвященным: цветение лотосов, вещие сны, падающие звезды. В детстве мессия будет поражать всех своим умом и побеждать мудрецов в спорах
Еще один источник авторитетности - история. В летописях будут старательно отыскиваться указания на появление пророка. При необходимости биография будет подгоняться под летописи. Например, история про 30 сребренников. Захария писал, что Мессия должен быть оценён в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол. (Зах.11:12-13). Значит их будет ровно тридцать и они будут брошены на пол.
Особое внимание уделяется языку, на котором написано писание. Санскрит и иврит считают святыми языками. На иврите Бог разговаривал с Адамом. Коран, написанный на арабском, существовал прежде вселенной и самого арабского языка (кстати, считается, что Мухаммед был неграмотным - и это тоже является одним из доказательств подлинности Корана).
Обязательны чудеса. Будда будет совершать чудеса вежливости, Христос - ходить по воде и оживлять мертвых, Моисей - превращать посох в змею и добывать воду в пустыне, Мухаммед сможет разделять Луну на две части и выливать воду из пальца. Простая мысль о том, что обычный человек может быть носителем идеи, меняющей мир, кажется адептам религии слишком невероятной. С чудесами привычнее и понятнее.
После смерти пророка в учении неизбежны мутации. Первый признак: религия перестает быть делом любителей (любитель - это тот, кто делает что-то по любви). Появляются профессионалы. Нет такого религиозного учения, смысл которого нельзя было объяснить за несколько минут. Или за один вечер. Но зачем тогда посредники между человеком и Богом? И неизбежно начинают появляться ритуалы.
Христос мог проповедовать в саду и на берегу озера, Будда - сидя под деревом бодхи, Мухаммед с Моисеем - в пустыне. Все прекрасно обходились без храмов и соборов. Обряды были крайне простыми и понятными. Но потом за дело берутся профи. Если сначала иудей мог принести простую жертву на краю своего поля, то потом, в эпоху Судей, ему объяснят, что такая жертва неугодна Богу и что ему нужно нести жертвенное животное в Храм, где профессионалы сделают все как надо.
Религия начинает проникать во все сферы жизни. Рождение, обучение, взросление, помолвка, свадьба, праздники, похороны, загробная жизнь. Что и как нужно есть, во что следует одеваться. Что читать и о чем думать. Детально разрабатываются схемы рая и ада. Потом религиозное учение берется за объяснение устройства вселенной, происхождение мира и его будущего. Что это за религия у которой нет собственной космогонии?
Важнейший этап в любой религии - производство чудес ставится на конвейер. По расписанию нисходит Благодатный Огонь. По расписанию Благодатное Облако опускается на гору Фавор. Святой Дионисий проходит десять километров держа в руках свою отрубленную палачом голову. При Шимоне Праведнике огонь в Храме поддерживается без добавления дров. Священники становятся носителем некой маны. Они могут проводить молебны о дожде, накладывать проклятия и освящать оружие. Фактически служители церкви становятся неотличимы от колдунов и шаманов.
Потом мана переходит и на вещи. Начинается культ чудодейственных реликвий и намоленных икон. Существует как минимум шесть голов Иоанна Крестителя. Святыни воруют и покупают. За них ведут войны. Жители Умбрии хотели убить святого Ромуальда, чтобы только не упустить случая завладеть его останками. От тела скончавшейся Елизаветы Тюрингской ее почитатели отрезали кусочки ушей и соски. Карл VI раздавал соратникам ребра своего предка, св. Людовика.
Начинается острейшая конкуренция внутри самого учения. По своим бьют сильнее, чем по чужим. Идет борьба с ересями. Например, вальденсы считали, что храмы не нужны, что молитва доходит до бога из любого места, даже из конюшни. Они отвергали духовенство, считая, что только личные заслуги верующего дают право совершать религиозные обряды. Папа Сикст IV объявил против них крестовый поход.
Альбигойцы отвергали крещение, причастие и церковный брак, выступали против общественного неравенства, не признавали частной собственности, отрицали необходимость власти светской и церковной. Они были сторонниками абсолютного ненасилия, отказывались лгать и клясться. Папа Иннокентий III объявил против них крестовый поход.
Приходит пора религиозных войн. Чей Бог сильнее? В книге "Толдот Йешу" рассказывается про то, как хороший Иуда победил плохого Иисуса. Оба знали Тайное Имя Бога -Шем Гамефораш и, зная его, оба могли летать. Иуда в полете мочится на Иисуса и оскверняет его. "История эта известна всем христианским мудрецам, и потому они так ненавидят Йегуду Искариота". Святой Августин докажет, что война за веру священна. Исламские богословы поделят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават - вооруженная борьба).
Произойдет самое страшное - религия перестанет быть личным выбором человека. И станет обязательной. Накануне крещения князь Владимир объявит: "Если кто не придет завтра на реку - богатый или бедный, нищий или раб - будет мне враг". Религия срастется с государством. За отказ от официальной религии положено суровое наказание.
Согласно
Уложению о наказаниях 1846 года за отвлечение от любой христианской конфессии в любую нехристианускую веру, уговорами и обольщениями: лишение всех прав и ссылка «въ каторжную работу в крѣпостяхъ» на 8-10 лет. Простолюдинам, в довесок клеймо и 50-60 плетей. (Статья 190)
Уже в наше время, профессора университета в Пакистане приговаривают к смертной казни за высказанное предположение, что до сорока лет, до Откровения, до встречи с ангелом Джабраилом, Мухаммед, очевидно, не мог быть мусульманином.
Но! После всех мутаций с религией происходит очень интересная вещь. Она становится неотличима от язычества. Язычество встречает завоевателей как Китай - покоряется им и, через какое-то время полностью их переваривает. Обычный верующий верит в своего Бога так же как он верит в сглаз, предсказание, чертей, проклятия, гороскопы, домовых, приметы, ведьм и гадание. И вера становится суеверием.
Специально для
Общественной палаты