Фрэнсис Бэкон и Уильям Берроуз
В эссе “Еж и лисица” (1953) Исайя Берлин писал /цитируя Архилоха "Лис знает много секретов, а еж, один, но самый главный"/ что существует два типа людей:
Лиса - хитрое существо, способное изобрести миллион сложных стратегий, чтобы исподтишка атаковать ежа.
Еж - простой и неповоротливый.
Лиса ждет, молча притаившись на перекрестке тропинок. Еж идет прямо в лапы лисе: "Ага, - думает лиса, - вот ты и попался!". Она выпрыгивает из-за укрытия и стремительно несется к ежу. Маленький еж, почувствовав опасность, смотрит вверх и думает: "Ну, вот опять, неужели она так никогда ничему и не научится?", и сворачивается в ровный шарик.
Еж становится сферой с острыми иголками, торчащими во все стороны. Лиса, наклонившись к своей жертве, видит, какую защиту воздвиг еж, и отказывается от атаки. Вернувшись в лес, она начинает разрабатывать новый способ нападения. Каждый день сражение лисы и ежа повторяется, и, несмотря на превосходящее коварство лисы, побеждает всегда еж.
Лисы стремятся к нескольким целям одновременно, и видят мир во всей его сложности. Они "разбрасываются, пытаясь добиться сразу многого, их мышление не объединено концепцией или видением". "Ежи", со своей стороны, упрощают мир, сводя его к простой организующей идее, принципу или концепции, которая связывает все воедино и направляет их действия. Не важно, насколько сложен мир, "еж" сводит все вопросы и проблемы к упрощенной, иногда даже примитивной, "ежу" понятной идее. Для "ежа" все, что не вписывается в его собственную концепцию, не имеет значения. Но это вовсе не значит, что ёж глуп. Напротив. Они знают, что суть самого глубокого понимания проста.
Берлин писал, что, например Шекспир и Пушкин - это лиса, а Достоевский и Ницше - еж