Сегодня вычеркнула ещё один пункт из списка "Посмотреть" - это отечественный сериал "Триггер", 1 сезон, 16 серий.
Люблю такие сериалы, где психологи (а не психиатры) вынимают осколок стекла или льда из души пациента и возвращают его в состояние нормального человека. В этом отношении сильно впечатлила сцена из 8-й серии, где Ксения, мечтающая о ребёнке, высказывает бомжихе, якобы родной матери, свои сокровенные мысли. Хотелось плакать вместе с ней.
Заставка к каждой серии как раз говорит об этом. Это вдребезги разбитые стёкла, осколки которых на фоне крови олицетворяют человеческую боль. В конце заставки тянутся друг к другу две руки и сжимаются в тесном пожатии - это символ оказанной помощи.
А помогает людям психолог Артём Стрелецкий (Максим Матвеев). Метод его помощи прост - он клин вышибает клином. Грубо, больно, но просто и доходчиво. Если классические психологи, как отец Артёма, месяцами лечат своих пациентов, неторопливо помогая им освободиться от их проблемы, то Артём вылечивает за 1-2 сеанса. Этот метод лично мне понравился. Пусть больно, зато сразу. И понравилось то, что Артём сразу определяет, где у кого и что болит и давит на больное место.
Правда, в некоторых сериях результат его действий меня не впечатлил, даже разочаровал неправдоподобностью. Например, серия с многокалорийной Татьяной, которая якобы толстела из-за разлуки с отцом. Артём помирил её с отцом, но я не поверила. что она станет меньше есть. Или жестокий садист тюремный надзиратель полосовал дубинкой арестантов потому, что на него обиделась мама. И ещё есть парочка подобных моментов ...
Максим Матвеев отлично сыграл роль Артёма. Очень хороший актёр. Если и есть претензии, то не к нему, а к его герою. А герой - очень сложный человек. Его можно назвать его циником, но это будет неправильно. Он не циник и не манипулятор, он - жертва, как и его пациенты. В этом отношении его жалко. В нём нет внутренней уверенности, он весь, как нерв, у него самого внутри сидит боль, от которой он не может освободиться - не хочет или просто не нашёл для себя подходящий клин. Хотя, старается - срывается на и перебегает дорогу перед несущимися автомобилями.
Он понимает о чём говорит: "Знаешь, кто идёт в психологи? Больные люди! Они пытаются доказать, что способны решать людские проблемы, но боятся начать с себя".
Недаром Артёма в сериале часто показывают обнажённым, то по пояс, то голым в душе. Голый человек - уязвимый человек. Артём помогает другим, но ему самому никто не может помочь, даже отец, дипломированный психолог. Стрелецкого-отца сыграл Игорь Костолевский. Так убедительно сыграл душевно выхолощенного подлеца, что от его героя становится страшно. Артём и его сестра Катя любят отца, но интуитивно ему сопротивляются и огораживаются.
Это к Стрелецкому-старшему относятся слова Ницше: "Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя".
К Стрелецкому-старшему у меня сразу возникла стойкая антипатия. Жалко выглядела сцена, когда отец и сын Стрелецкие мирятся, оба на коленях, объятья, слёзы ... Старший - матёрый притворщик и манипулятор, младший - рохля и самовлюблённый "знаток человеческих слабостей".
Непонятно, почему Артём патологически упорно держится за жену Дашу. Бывает слепая любовь, бывает злая, у Артёма, похоже, первая, слепая и доверчивая. И причина этому - та же душевная ранимость Артёма-психолога.
Даша внешне нежная и обаятельная женщина, но моей симпатии не вызывала, что-то в ней было настораживающее. Несколько серий она по непонятной причине гнала от себя Стрелецких. Стрелецкого-отца понятно из-за чего, а Стрелецкого-сына, т.е. Артёма, потому что виновата перед ним по самое никуда. Но об этом узнаёшь уже из последних серий.
Сериал необычно построен - от обычного повествования о работе психолога к детективу с убийствами. Первая часть с методом Артёма мне понравилась больше, чем раскрытие драматических ситуаций в конечных сериях.
Сериал идёт на фоне Москвы с небоскрёбами и супер-зданиями в стиле хай-тек, а также на фоне видов Москвы с высоты птичьего полёта - беспорядочное нагромождение домов-коробок Северо-запада. Думаю, для того, чтобы декоративно дополнить главную тему сериала и дать понять, что живущие в этих коробках люди, у которых большие и маленькие проблемы, - это нескончаемый материал для работы психологов. Некоторым помогают беседы по душам (Стрелецкий-старший), другим (и их большинство) нужна дубина по голове, что психолог Артём Стрелецкий и делает. Помогает.
Интересна концовка сериала. Здесь как раз показан тот самый триггер, который в заглавии сериала, и на который всё время нажимает Артём в работе с пациентами. Последние секунды последней серии заставляют зрителя самому предположить, что сделает Артём - воспользуется ли триггером и сдастся, или вернётся, чтобы вырвать из себя, пусть с кровью и мясом, собственную проблему.
Из главных героев сериала понравились двое: мать братьев Николая и Леонида Елена Петровна (Хельга Филиппова) и Денис, друг Артёма (Роман Маякин).
Музыкальное оформление в виде депрессивных песен на английском языке тоже в тему, помогает зрителю вспомнить о собственных проблемах и подумать, не пора ли и ему обратиться к психологу? Только какому из Стрелецких - к отцу или к сыну?
Стрелецкие - сын и отец.