Множественность конфликтов и кульминаций

Oct 18, 2015 15:39

В пятничной болталке я предложила сделать этот материал: "Из различных статей и даже некоторых книг для писателей порой не совсем очевидно, что такое композиция, а что такое конфликт. То есть конфликт - это "кто-то против кого-то (чего-то / самого себя)", а композиция - это завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Но не вполне очевидно, что кульминация - это кульминация не всего произведения, а кульминация именно конфликта. При этом, когда конфликтов в произведении больше одного, там закономерно больше одной кульминации.
В большинстве произведений больше одного конфликта. Например, есть конфликт внешний и внутренний конфликт героя. При этом авторы статей для начинающих писателей обычно говорят об одной кульминации".

Выполняю обещание. Кому интересно, прошу под кат.


В.А. Луков справедливо отмечает: "Точки развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определили соответствующие элементы сюжета (где они характеризуются с содержательной стороны, между ними размещаются развитие и спад действия) и композиции (где они характеризуются со стороны формы)". (Французская литература, электронная энциклопедия)

После долгих размышлений я решила: возьмем для примера содержание рок-оперы на стихи Тима Райса "Иисус Христос - суперзвезда", поскольку так или иначе эта история известна всем, даже если вы не ходили на постановку и не видели фильма. И я очень люблю это произведение. Оговорюсь: я не буду говорить об идеях произведения, просто бросим взгляд на чисто формальную сторону.



В этой истории не один конфликт, не один антагонист - и не одна кульминация.

1. Внешний конфликт Иисус - Иуда начинает рок-оперу.

Иуда не верит, что Иисус - сын Бога:
Ты сам поверил в то, что говорят кругом.
И, кажется, готов назваться божеством.
И все, чего достиг
Тогда погубишь вмиг.
Ты сам стал для них важнее
И дел и слов своих.

(здесь и далее перевод Г.кружкова и М.Богородицкой)
Еще он переживает, что те деньги, на которые купили масло для умащения ног Иисуса, могли бы прокормить многих бедняков. Его не устраивает присутствие Марии Магдалины. В общем, тут назревает конфликт с самого начала.
Все это проистекает из главного: Иуда верит в то, что проповедует Иисус, но не верит в то, что он Бог. Поэтому он уверен, что Иисус допускает ошибку.

2. Иисус - первосвященники.

Каиафа:
Он ведет к расколу!
Я не вправе отступать.
Чтобы выжить, надо быть заодно, как прежде.
Разве непонятно,что священство может пасть.
Если мы утратим власть, гибель неизбежна!

Внешний конфликт разрешится, как нам известно, казнью Иисуса.

3. Внешний конфликт Иисус - пожелания людей, противопоставлены власть (и свобода) мирская и духовная.

Симон Зилот призывает Иисуса захватить власть, возглавить народные массы и сбросить римлян. Его пожелания вступают в конфликт с намерениями Иисуса.
Если только против Рима эту силу повернешь,
Станешь ты непобедимым
И свободу нам вернешь!

4. Внешний конфликт.

Иисус изгоняет торгующих из храма.

5. Внутренний конфликт Иуды:

он готов предать Иисуса, убеждает священнослужителей, что это не из-за денег, убеждает себя, что он делает это ради самого же Иисуса, ради того, что тот проповедовал и т.п.

6. Внешний конфликт: Иисус и другие апостолы. Конфликт в рок-опере начинается уже во второй арии, когда апостолы твердят "Долго ль ждать дня обетованного?" и совершенно не слышат того, что отвечает им из куплета в куплет Иисус.

На Тайной вечере:
Нет, видно, я спятил!
Душу на вас тратил!
Вы же сквернее, чем толпа!
Что за пустые лица!
В них не отразится
Ни смерть моя, ни судьба!
Кто-то отречется,
Кто-то меня выдаст!

7. Внутренний конфликт Иисуса - Гефсиманский сад. Он может выглядеть как внешний конфликт Иисуса с Отцом, т.е. внешний ("I want to know, my God... I have to see, my Lord..."). Иисус задает вопрос, ПОЧЕМУ он должен умереть. И даже напрямую противопоставляет: "What I started... What YOU started, I didn't start it." (Что же я боюсь окончить то, что начал?! - Я ли начал? ТЫ назначил!)

Господи, скорбя, я прошу тебя!
Да минует уст моих эта чаша - чаша смерти!
Страшно пить мне.
Я ослаб. Я не уверен так, как прежде!
Ныне дух мой стал скорбен и устал.
Все, что так во мне кипело,
Все давно перегорело
За три года
Словно бы прошло не три, тридцать лет!

Конфликт достигает кульминации и разрешается здесь же.
Ты суров, Бог мой!
Но слово за Тобой!
Я испью до капли чашу,
Претерплю и крест, и муки!
Но пока силен я духом, Бог, скорее,
Пока я -- твой!

Но мы понимаем, что это борьба между божественным и человеческим в самом Иисусе, которому предстоит "смертию смерть попрать".

1. кульминация конфликта с Иудой: предательский поцелуй. Развязка - арест Иисуса.

6. Отречение Петра от Иисуса - к конфликту апостолов и Иисуса. Также тут присутствует, но для рок-оперы неважен, и внутренний конфликт Петра, который трижды отрекается от Иисуса.

8. Внутренний конфликт Понтия Пилата. Он пытается избежать трудного выбора и отправить Иисуса к Ироду.

9. В "шутовской" песне Ирода обозначен еще один конфликт, претензия "народа" к Иисусу: если он Бог, он должен творить чудеса; если он не творит чудес - он, значит, не Бог. Это перекликается с конфликтом (3) и искушениями Христа.

5. Внутренний конфликт Иуды, кульминация:
Его я видел!
О Боже, страх какой!
Истерзан и избит, он был едва живой!
Он мог все это отвратить еще вчера!
Не хотел такого, я хотел добра!
Я сделал только то, что должен сделать друг!
Если бы я мог его спасти от мук!
Если бы мог я!

(...)
Я лгать ему не смею, а любить не умею!
Да и за что? Ведь он -- не Бог,
Не царь земной!
Он -- человек!
Такой, как все вокруг!
С чего ж испуг?
Если он умрет, он простит мне?
Сможет?
Сможет или нет - полюбить меня?

Господь, зачем ты избрал меня?
Ты ведь все знал!
Зачем ты избрал меня?
Ты все знал!
Зачем закопал в эту грязь?
Ты убил меня!
Ты убил! Ты убил меня!

Внутренний конфликт Иуды разрешается самоубийством.

8. У Понтия Пилата внешний конфликт с Иисусом, внешний конфликт с народом и собственный внутренний переплетаются. Народ и Иисус как бы разрывают его на части. Страх перед цезарем, "долг" по службе противоречит тому, чему Пилат хочет поверить.
Развязка у них одна - умывание рук.

Конфликты 3 и 4 тут же разрешаются тем, что те же люди, кто пел Иисусу "осанну", требуют его распять, хотя Понтий Пилат много раз предлагает заменить казнь ударами плетью. В фильме это особенно очевидно (как и в театре, наверное), потому что труппа ограничена по количеству занятых людей, и производит самое сильное впечатление.

...Другие авторы из той же истории сделают свое произведение. Например, у М.А. Булгакова не описывается внутренний конфликт Иешуа, нет внутреннего конфликта Иуды, во главе угла - внутренний конфликт Понтия Пилата. При этом, поскольку прокуратор никак не может понять логики Нового Завета, для него убийство Иуды - месть за Иисуса, возмездие справедливое и сильно оправдывающее его самого в собственных глазах.
А конфликт Иешуа - апостолы (единственный) намечен, поскольку Иешуа утверждает, что он не говорил ничего из того, что записал за ним Левий Матвей :)

***
Определение кульминационных моментов может быть спорным, субъективным, т.е. вы со мной можете не согласиться, мол, тут не кульминация, а уже сразу развязка и т.п.
Но понятно, что при множественности конфликтов мы имеем множественность кульминаций.

Вспомним вскользь и "Властелина колец" Толкиена. Питер Джексон позволил себе закончить фильм победой добра после уничтожения Кольца всевластия, и я его понимаю. Но те, кто читал книгу, помнят, что хоббиты вернулись к себе домой и далеко не сразу стали жить долго и счастливо. Им пришлось еще побороться за Хоббитанию (Шир). Что ж они там копошились, если момент наивысшего напряжения уже пройден, кольцо уничтожено, Саурон самоликвидировался? Ответ, конечно, в множественности конфликтов.

Надеюсь, что кто-то из авторов, задумывающихся о структуре своего творения, может в этом материале найти выход, если они нечаянно забрели в тупик. Проанализировать различные конфликты, которые обозначены в произведении, и для каждого из них продумать кульминацию, развязку (возможно, и разные завязки). Тогда и развитие действия "подтянется" и сложится.
Обычно роман не обходится без нескольких конфликтов, но это верно не только для крупных форм. Мы со студентами успешно анализировали рассказы и выявляли там по нескольку конфликтов и по нескольку кульминаций, соответственно :)
Удачи.

работа над сюжетом

Previous post Next post
Up