В прошлый раз мы говорили о
трансформации, внутреннем преображении героя. Вот одна из разновидностей такого преображения, выделенная в отдельную модель сюжета.
Взросление чаще всего связано с потерей иллюзий, но чаще всего, расставаясь с детством, человек становится лучше. Герой такого сюжета - молодой человек, цели которого не определены или же он стремится к чему-то недостойному. Он наивен, доверчив, склонен колебаться.
В литературе есть термин «роман обучения», в центре внимания - моральный, психологический рост героя. Как правило, такая история начинается с того, что ребенок/подросток/молодой человек вынужден вести себя как взрослый, принимать решения и нести за них ответственность.
Структура
Акт 1. «До». Вы представляете героя до начала важных изменений в его жизни, описываете, как он действует, как мыслит. Герой часто бывает безответственным, эгоистичным, наивным, двуличным… и вдруг жизнь устраивает ему экзамен. Это может быть развод, смерть родителей, потеря дома, война. Событие должно быть значительным, чтобы протагонист не мог просто отмахнуться от него и жить по-прежнему, оно должно по-настоящему потрясти все устои.
Акт 2. «Не хочу». Как правило, первая реакция «ребенка» - отрицание, в буквальном или переносном смысле. Гнев, сопротивление - проведите через них своего героя. Протагонист может хотеть поступить так, как должно, он просто не знает, как именно должно. Он делает ошибки и пытается снова. Это и есть процесс взросления, путь от невинности к опыту.
Акт 3. «Наконец-то». Наконец у героя выработана новая система убеждений и ценностей, и пришла пора ее проверить. Здесь герой должен принять или отринуть Большую перемену. В большинстве книг герой соглашается с тем, что взросление неизбежно.
Избегайте морализаторства, пусть читатель сам сформулирует, какой смысл вы вложили в свое произведение, и сможет по-новому взглянуть на мир вокруг.
Проверочный список.
1. Ваш протагонист - молодой человек с неопределенными или непроясненными целями?
2. Четко ли ваша история показывает читателю, кто главный герой, как он думает, что он чувствует, ДО того, как начнется процесс изменений?
3. Противопоставлены ли в вашей истории наивная жизнь протагониста (детство) и реальность, когда защиты больше нет (взрослая жизнь)?
4. Сосредотачиваете ли вы внимание на моральном и психологическом росте героя?
5. Точно ли в критический момент жизнь бросает вызов убеждениям и миропониманию героя, которые вы успели обрисовать?
6. Принимает ли ваш герой перемены или отрицает их? Или и то, и другое одновременно? Сопротивляется ли преподанному уроку? Как действует?
7. Отражает ли ваша история процесс, в котором герой меняется? Правдоподобно ли изменение, является ли оно постепенным, сложным?
8. Убедителен ли главный герой в своей незрелости? Не проявляет ли он черт, свойственных взрослым, еще до того, как мог бы до них «дорасти»?
9. Не показывает ли ваша история превращения из вчерашнего ребенка в сегодняшнего взрослого? Или она демонстрирует небольшие уроки и глобальные потрясения для отражения долгого процесса взросления?
10. Хорошо ли в вашей истории отражен тот факт, что за все приходится платить? Как ваш протагонист принимает этот факт?
Классики литературы обожали жанр романа взросления, но и американские кинематографисты не чужды этому сюжету: группа подростков «отрывается» где-нибудь на пляже или едет на дачу, где их поджидает маньяк… по сути, если откинуть внешний ряд событий, в глубине души герои проходят как раз этот путь! Те, кто останется в живых, конечно. М.Баркер считает, что ужас реальный или ирреальный часто служит катализатором для истории взросления - только если автор не увлечется внешним рядом событий, а сосредоточится на внутреннем мире.
Напишите список из пяти качеств, которые вас восхищают в людях. Дальше подумайте, как может действовать герой, у которого эти качества не развиты (пока). Выберите одно качество и тщательно обдумайте, какой именно вызов бросит ему жизнь, чтобы он научился быть… каким?
В качестве события-катализатора может служить: смерть близкого человека, болезнь (или ложное известие о страшной болезни), беременность (чаще, конечно, незапланированная), реакция окружающих на ваши слова в определенной ситуации («камин-аут» у гомосексуальных людей, к примеру), приглашение поучаствовать в криминале, уход из семьи одного из родителей…
Молодой человек, столкнувшись с таким событием, может пытаться отрицать его эффект, прятаться, но постепенно должен продемонстрировать, как он взрослеет и превращается в человека, знающего жизнь.
От себя:
«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, конечно, не роман взросления, однако некоторые его элементы здесь можно найти. В начале романа Скарлетт - беспечная кокетка, которая только и умеет, что строить глазки, кричать на слуг и мечтать. Разразилась война. Как Скарлетт ни пытается спихнуть ответственность за роды у Мелани на доктора или малолетнюю служанку, именно ей приходится принимать эти роды, а потом везти ослабевшую Мелли с младенцем в Тару - в надежде, что там все возьмет на себя мама. Но мамы уже нет в живых, а отец не в своем уме… Надеяться больше не на кого, и полагаться приходится отныне только на саму себя.
Ознакомьтесь со статьей в Википедии:
Роман воспитания. Цитирую оттуда: Классические образцы воспитательного романа в литературе XIX века дали Диккенс («Дэвид Копперфильд», 1849) и Флобер («Воспитание чувств», 1869), из русских писателей - И. А. Гончаров («Обыкновенная история», 1847) и Ф. М. Достоевский («Неточка Незванова», 1849; «Подросток», 1875). В литературоведении выделяется несколько разновидностей данного жанра, в частности, приключенческий роман воспитания («Остров сокровищ» Стивенсона, «Отважные капитаны» Киплинга, «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Два капитана» Каверина) и «художнический роман» - Künstlerroman («Портрет художника в юности», «Жизнь Арсеньева», «Дар»). В 1830-е гг. из романа воспитания выделяется роман карьеры, прослеживающий нравственную эволюцию молодого приспособленца вроде Жюльена Сореля и Растиньяка.
В послевоенное время роман воспитания возродился к жизни и обрёл новую популярность. Всемирный резонанс получили такие книги о взрослении подростков военного и послевоенного времени, как «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и «Жестяной барабан» Грасса.
Подборка
Роман взросления livelib. Я практически ничего не читала из этого списка, к моему стыду, хотя слышала про такие книги, например, как "Лужок черного лебедя" или (разумеется) "Щегол". О, сколько нам открытий чудных.
Хотелось еще заметить, что подавляющее большинство романов воспитания, о которых тут упоминалось, написаны о мальчиках/мужчинах. Но нетрудно найти такие произведения и о девочках. Так, к этому жанру относят и "Джейн Эйр" Ш.Бронте, и "Убить пересмешника" Харпер Ли. Вы ждете выхода второй книги Ли?
Продолжение следует.