ИРРАЦИОНАЛАМ: ВЫБРОСИТЬ КНУТ, НАБРАТЬ ПРЯНИКОВ...

Oct 18, 2013 13:09


В прошлый раз мы разбирали, как определить, что обычный тайм-менеджмент вам не подходит и что вы склонны к иррациональном мышлению. Определились? Теперь бы разобраться, что с этим делать.

Сразу скажу, я выкладываю свои наблюдения и делюсь своим опытом. Я никому не навязываю свой подход. В сети много статей об иррациональном тайм-менеджменте. Читайте, ищите свое... Как верно заметила taffy729:

"У меня вообще есть подозрение, что каждая теория тайм-менеджмента оптимальна только для её творца".

Из этого и будем исходить.



По своей теории, я бы сказала следующее: многие иррационалы ругают себя за то, что они "не такие, как все", не могут жить по расписанию и постоянно бросаются от одного дела к другому. Так вот, нужно раз и навсегда запомнить: нет недостатков, есть искаженное восприятие достоинств :) Все то, за что вы себя не любите, это и есть ваши достоинства или, на худой конец, особенности, просто вы не умеете их правильно готовить.

Какие недостатки особенности есть у иррационалов? Это зависимость эффективности от увлеченности делом, стремление выполнять много задач одновременно и неумение сосредоточиться на одной, любовь к хаосу (как в обстановке, так и в образе мыслей), стремление к разнообразию и нехватка терпения.

Как с этим работать?


Для начала давайте определимся: мы из тех людей, на кого пряники воздействуют сильнее кнута. Кнут вообще лучше выбросить, чтобы не мозолил глаза. Меня всегда удивляла и пугала эта сцена в фильмах, где тренер/наставник чему-то обучает молодого бойца и использует в основном формулу:

"Ну посмотри на себя, ты же ничтожество! Ты ничего из себя не представляешь! Собери нюни, тряпка, и за дело!".



Возможно, с кем-то такой подход работает. Что касается иррационалов, которые действуют, в первую очередь, "из интереса", "из любви к искусству", то для них кнут - это всегда сильный удар, после которого нужно долгое время восстанавливаться. Чем более травмирующая рабочая ситуация создалась, тем больше сил уйдет на восстановление. То есть прессинг может оказаться эффективным на короткий срок, но рано или поздно вы сляжете. И сляжете надолго.

Соответственно, кнут отметается, остаются пряники.

Как есть пряники:

1. Каждый вечер, планируя следующий день, ставьте во главу планирования интересное дело - интересное настолько, чтобы ради него хотелось проснуться пораньше. Хорошо, если это дело связано с работой, например, отправить подарок коллеге. Если не связано, тоже подойдет (массаж ног рыбками как вариант).Главное - с вечера задать себе мотивацию на следующий день. Есть мотивация, есть успех!

2. Никаких "лягушек" с утра, не вздумайте! Когда кто-то с упоением рассказывает, как приятно съесть с утра "лягушку" - назначить какое-то сложное дело и выполнить его - меня бросает в дрожь. Или вот кто-то из известных рассказывал, что специально назначает деловые звонки вместо будильника. Да от этого не то, что вставать не хочется, хочется уползти под кровать и притвориться ковриком, скататься в трубочку и не раскатываться до выходных. Вот приятно, поди, начинать утро под бодрый голос начальника: "Дорогуша, а где документы к совету директоров?".

3. Без "неприятных" дел в течение дня не обойдешься. Засовываем их в расписание так, чтобы они лежали между "пряниками". Скажем, в промежутке между ответом на приятное письмо и чашечкой зеленого чая вполне можно сделать несколько неприятных звонков по работе.

4. Как вы уже поняли, атмосфера очень много значит для иррационала. Наша задача - создать себе атмосферу. Иррационала всегда можно определить по пристрастию к ритуалам. Если человек требует плитку мятного шоколада, орхидею на полку перед компьютером или "дайте же послушать Металлику, черти!", надо относиться к этому с уважением - это иррационал настраивается на работу. Лучше заранее вносить эту настройку в расписание: 20 минут (минимум!) перед любым важным делом иррационал будет раскачиваться всеми возможными способами. Это нормально, если к этому приноровиться. Я всегда из 2-х школьных часов, отведенных на сочинение, ровно час двадцать раскачивалась на стуле и жевала кончик карандаша. Но оставшихся 40 минут хватало на то, чтобы написать отличный текст.

Настройка - это важно!

5. Про большие и маленькие дела. И вообще про списки дел. Иррационалу бесполезно чертить все эти таблички "а) важно и срочно, б) важно, несрочно... бла-бла-бла". Дела делятся на большие и маленькие. Большие - либо затратные по времени (съездить в налоговую инспекцию), либо морально трудные (позвонить начальнику и объяснить, почему не выполнена работа), либо и то, и другое. Все, что отнимает много энергии, это большие дела. В ежедневном расписании должно быть не больше 2-х больших дел. Больше вы не успеете и не осилите. Маленьких может быть сколько угодно.



6. Большие дела лучше привязывать к определенному времени (иначе вы проленитесь и будете переносить их изо дня в день). Скажем, если вы ведете ежедневник, у вас там будут заполнены одна-две графы: 14:00 - позвонить в кадровый отдел, 17:00 - 18:00 - писать статью. Все. Остальная часть ежедневника пусть остается пустой. Нам она не нужна.

А вот куда же записывать мелочевку? Есть такая методика - писать дела на большом листе бумаги, потом, когда есть время, выхватывать глазами любые строчки из списка и выполнять. Это идеальный метод работы с мелочевкой для иррационала. Пишите длиннющие списки и выполняйте дела наугад.

ИНТЕРЕС И РАЗНООБРАЗИЕ

Тут мы снова подошли к ключевому мотиватору иррационалов. Интерес! Все, что неинтересно, делается спустя рукава. Поэтому искать интерес - это ваша постоянная задача.

Иррационал способен выполнять множество дел одновременно. Это он одной рукой играет на пианино, другой  - гладит кошку, правой ногой качает шезлонг с ребенком, левой - щекочет ребенка. При этом смотрит телевизор, напевает "Три танкиста, три веселых друга...", качает головой в такт и жалеет, что нет еще парочки свободных рук.

Вот так примерно:



Уже понятно, к чему я веду? Пользуемся своей особенностью и назначаем на день разные дела. При этом важно не распыляться впустую, так что:

7. Выкроив часов времени, хорошо бы сесть и разделить все имеющиеся дела на направления. Можно взять папки или коробки и складывать в них бумажки с записанными делами по каждому направлению и относящимися к делу документами. Посчитайте, сколько папок получилось. Важно записать все-все. Скажем, если вы выделяете час в день на занятия спортом, - это тоже направление, бросайте бумажку с делом в папку "спорт" или "фигура".

Считаем направления. 5-6 - идеальное число. 7-8 - уже много. Больше - ни-ни, даже не думайте! Лучше смело отложить несколько папок в ящик стола до лучших направлениях. Да, мы знаем, что драмкружок, кружок по фото, да еще и петь охота... Но будем мыслить здраво, вы же столько не осилите! 5-6 направлений - это то, что вы можете делать хорошо. Если есть желание выполнять какие-то дела в режиме "прыг-скок", "авось да как-нибудь", пометьте папки значком "запасные". Хотите изучать французский по слову в месяц, пожалуйста! Прогресса не будет, но удовольствие получите.

8. Все выбранные направления тренируем каждый день. Если ваши 5 направлений - это журналистика, писательство, работа над сценарием, занятия с ребенком и домашнее хозяйство, дела из всех направлений нужно выполнять каждый день. Вам отлично дается "мультизадачность", поэтому можете спокойно прыгать от дела к делу. Главное - не привязывайте их к определенному часу (если это не большие дела!) и выбирайте занятие по настроению.

9. Время от времени (раз в месяц хотя бы) сверяйте направления, проверяйте папки. Есть ли папки, дела в которых остаются нетронутыми. Это действительно нужное вам направление? Вы правда хотите туда? Тогда что вам мешает двигаться?

10. Если "интерес" - это ключевое слово, ищите интерес в каждом деле. Соревнуйтесь сами с собой: сколько страниц удалось написать вчера, а сколько сегодня? Соревнуйтесь с другими - пишите статьи на скорость. Общайтесь с сотоварищами, обсуждайте текущие дела. Ставьте цели и назначайте награды. Играйте во все, что делаете.

ХАОТИЧНОСТЬ

11. Не мешайте себе двигаться по жизни хаотично, вы имеете на это право. И вообще, кто сказал, что это хаос? Это танец, движения которого непонятны окружающим, ну и пусть! А вам нравится. Это для других беспорядок, а для вас - исполненный творчества процесс.



12. Помните, что вы легко теряете интерес, поэтому каждое сложное дело делайте в несколько попыток, причем лучше, чтобы попытки были разными. Например, что сделает рационал, если он собирается написать книгу?

а) сядет за стол и напишет книгу
б) отправит в издательство
в) будет ждать ответа

Что сделает иррационал:

а) настроится на работу
б) попишет книгу
в) пойдет изучать акупунктуру, ведь для эффективной работы можно нажать пару точек на лбу
г) нажмет пару точек на лбу, настроится еще раз
д) допишет книгу
е) отправит в 3 издательства, не получит ответа и впадет в депрессию
ж) выйдет из депрессии, написав рассказ о депрессии
з) отправит рассказ на конкурс, выиграет конкурс
и) узнав, что рассказ войдет в сборник, напишет редактору в издательстве: "А еще у меня есть роман"
к) отправит роман и заключит договор на публикацию

Это я к чему? Иррационал идет к цели, перескакивая с дороги на дорогу, поэтому всегда предусматривайте несколько путей/обходных тропинок. Подвел один маршрут, перейдите на другой.

13. Бывают, конечно, аккуратные иррационалы, не будем всех под одну гребенку, что уж... Но многие иррационалы пишут в огромных количествах списки именно потому, что все время их теряют. У них куча блокнотов, в каждом по списку, но все равно не разобраться в этой чехарде. Боритесь с беспорядком еще большим беспорядком. Увеличьте количество списков. Было 10 списков дел, сделайте 20. Распечатайте списки и повесьте всюду, где только можно. Дома, на работе, на холодильнике, в ванной комнате. Покупайте нужные вещи в нескольких экземплярах. Вот у меня, например, 3 сумки, и в каждой лежат по 2 ручки, по 1 блокноту и по упаковке стикеров. Это гораздо удобнее, нежели иметь один блокнот и постоянно его перекладывать.

14. "Переводите часы". Это необходимо усвоить всем иррационалам, раз уж они не всегда дружат с дедлайнами и обязательствами. Каждый раз, когда подвязываетесь под определенное время, переводите часы. Пообещали написать статью к 5 декабря? Запишите в ежедневник срок - 1 декабря. Пообещали прийти на встречу в 2 часа дня? Запишите "напоминалку" - час дня. Переводите часы, тогда вы никого не подведете.

15. Ну и последнее. Часто иррационалам сложно принять решение. Они могут метаться часами: красный блокнотик или синий, в Англию или во Францию, писать счастливую концовку или несчастливую, с перламутровыми пуговицами или без. Постарайтесь принять тот факт, что часто выбор не имеет большого значения. А если и имеет, вы никогда об этом не узнаете. Как в том анекдоте, когда мужчина, попав в рай, спрашивает у Бога: - Одно хочу узнать, Боже, в чем был смысл моей жизни? Бог терпеливо так: - Помнишь, 35 лет назад ты ехал в поезде Москва-Анапа, помнишь? - Ну помню... - Помнишь, ты пошел в вагон-ресторан? - Ну да... - Помнишь, ты сел за столик, к тебе подошел парень и попросил передать соль, помнишь? - Э-э-э, ну-у... - Вот это и был смысл твоей жизни!

Так что выбирайте, не задумываясь: красное, Франция, без пуговиц, - и счастливая концовка будет непременно:)

Вопросы, мнения?

творческое начало, психология личности, tips, тайм-менеджмент

Previous post Next post
Up