Никто за рамками проектных институтов не знает и не понимает, как проектируются жилые дома/общественные здания/зелёные зоны города, из-за чего возникают мнения "никчёмные белорусские архитекторы", "я тоже так могу", "оторвать руки".
Расскажу о годичном цикле проектирования одного объекта- зелёной зоны под кодовым названием "Пляж №3".
(пляж недавно открыли, набор ссылок в
этом посте)
Проектирование осуществлялось в монструозной по масштабам проектной организации "Минскпроект", в рамках которой существует отдельная мастерская, занимающаяся проектированием городского ландшафта. В этой мастерской работают архитекторы, конструкторы, озеленители.
Итак, пришла приятнейшая новость, что мне поручают заняться разработкой "своего" объекта. (дикое везение, когда ты всего лишь архитектор 2 категории!)
Объект считается несложным по сравнению с находящимися параллельно в разработке Центральным сквером или площадью Свободы, например.
Пока начальник мастерской договаривается о коммерческой составляющей с заказчиками (Минскзеленстрой), можно в свободное от работы время проанализировать ситуацию на объекте, транспортные связи, основные точки притяжения. Для этого берём гугл (тогда ещё спутниковую съёмку не использовал никто, а она даёт для градостроительного понимания территории очень много: на съёмке видны вытоптанные трассы и площадки, окружающие объекты.
Границы объекта будут находится где-то внутри красного выделенного куска (справа виден кусок улицы Мирошниченко), жёлтым выделен УЖЕ спроектированный, но ещё не строящийся на тот момент кусок-"ПЛЯЖ №4"
Представление о движении пешеходов получили сверху, теперь едем смотреть сам объект.
Фотофиксация состояния объекта- важная часть проектирования. Только сделав 100 фотографий иногда можно заметить важную мелочь при проектировании в кабинете.
1. Мост. Уже известно по нашим же чертежам, что схема движения пешеходов кардинально изменится из-за строительства пешеходного моста у устья канала.
Т.к. я уже сделал визуалку для этого моста, то принимаем его во внимание во время проектирования.
2. Огромный участок пляжа и газона затоплен круглогодично, пользоваться таким куском стало невозможным.
3. Разрушается бетонное берегоукрепление.
4. На опушке леса несколько стихийных кострищ, что приятно пользователям оных, но опасно для леса и головная боль для Минскзеленстроя и МЧС
5. Пляж №3 отличается от остальных пляжей прежде всего воллейбольными площадками в виде "вкопаны 2 столба".
6. Мост на остров постепенно приходит в упадок, место примыкания к нему дороги в плачевном состоянии
7. Туалеты на краю леса технически в приемлемом состоянии, но на дворе 21 век! Надо что-то менять!
Итак, пляж №3 используется для волейбола, шашлыка, загорания и плавания. Оставляю эти функции, постараюсь уговорить заказчика на дополнительные!
После долгих переговоров и ссылок на декреты и указы, выбиваю прокладку велосипедной дорожки, которая по нашему замыслу архитекторов опоясает всё водохранилище. Напомню, что уже была спроектирована велодорожка на пляже №4, я собираюсь продлить её на своём куске.
В итоге утверждено задание на проектирование, от которого я не имею права отступать. В нём сказано, что дорожки должны быть выполнены из мелкоразмерной бетонной плитки! И тут уже не открутишься, ибо поддержка государственного предприятия.
Появились и чёткие границы проектирования. Исключён мост на остров и примыкания к нему, т.к. заказчик хочет экономить и не выполнять сложные работы. Исключён туалет. Исключена набережная вдоль канала (в сторону ул. Мирошниченко). Исключены большие части поля и леса, т.к. заказчик не хочет платить за лишний гектар проектирования.
Но самые главные куски остались.
Уже предварительно договорился с главой кафедры скульптуры Словодчиковым В.И. на установку скульптур (вероятно в рамках студенческого пленера).
Через месяца 2 геодезисты передают съёмку, можно начать эскизировать. Эскизы всегда вручную на кальке. Только с карандашом можно думать, на компьютере эскизы делать невозможно.
Из предусматриваемого на этом этапе: волейбол, детская площадка, спортивная площадка, песчаный пляж (слева), травяной пляж (справа), велосипедная дорожка с площадкой для отдыха/общения, обзорная площадка на мысе возле моста, рядом с центрально площадкой- места установки скульптур и дорожки к ним. Детский лягушатник спроектирован уже на соседнем четвёртом пляже, здесь необходимость отпадает.
Во время проектирования добавляют весь лес (внизу, в сторону частного сектора), площадь в границах работ уже составляет огромные 17 Га. Впрочем, лес числится только номинально, в нём разрешено лишь усовершенствовать существующие дорожки.
После долгих переговоров с Минскзеленстроем и Минским лесхозом договариваюсь на немыслимое! Мне разрешают прямо в лесу запроектировать площадки отдыха с кострищами! Все удивлены, ходят, спрашивают. Коллеги говорят, что теперь и они где-нибудь смогут сделать столь вожделенные площадки отдыха, которые позволяют превратить хаотичные и опасные кострища в цивилизованный отдых (алкоголь на совести пользователей).
В процессе проектирования сталкиваюсь с такими удивительными моментами, которые выглядят скорее как анекдот.
Моя любимая история:
Т.к. парк не только проектируется, но ещё и будет эксплуатироваться, то происходят встречи с эксплуатирующими организациями. Мне приходится расширить ВСЕ пешеходные дорожки до 2 метров 40 сантиметров для того, чтобы мусороуборочная машина могла по ним ездить. Эдакий огромный ГАЗ или МАЗ. Т.е. мне нельзя делать тонкую тропинку или неширокую дорожку полтора метра, где пешеходная нагрузка невелика, заказчику (бюджет) нельзя экономить плитку и весь пирог покрытия из-за устаревшего парка мусорных машин. Более того, мне говорят, чтобы я сам проработал маршрут движения мусорной машины по территории и дал им карту, а также требуют переместить все площадки с мусорными контейнерами на одну сторону по ходу движения по маршруту, чтобы не надо было ухват перемещать на другую сторону. Нажать на рычаг и перекинуть лапу слева направо лень, контейнеры будут стоять не там, где удобно/красиво, а так, чтобы не нужно было нажимать на рычаг. От площадок с кострищами нести пакет мусора им лень и неприемлемо (25 и 45 метров), требуют установить огромные мусорные баки прямо рядом с костром. Шашлык на мусорке? Удаётся отстоять и сделать контейнеры на выходе из леса.
Итак, сам лист генерального плана выглядит так:
(Жёлтым вам выделил песчаный пляж, зелёным- травяной пляж. Синим выделены велодорожки из асфальтобетона. Решаю создать некую вариативность прохождения левела, т.е. позволить велосипедисту ехать как по магистрали (ниже), так свернуть к мостику и обзорной площадке на мысе (выше). Велодорожки везде отделены от пешеходных дорожек, на перекрёстках выполнены развязки.
По дейсвующему в РБ СНБ 3_03_02-97 УЛИЦЫ И ДОРОГИ ГОРОДОВ, ПОСЕЛКОВ И СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, велодорожки устраиваю шириной в 1500 мм каждое направление, часть велодорожки к пешеходному мосту оставляю без разделительной полосы и 2500 мм на оба направления.
Выдержка из СНБ:
Заметьте, что вдоль канала в сторону Мирошниченко велодорожка на генплане временно подключена к существующей пешеходной дорожке, но рано или поздно будет продлена вдоль канала.
Внезапно, съездив на объект (а ездить туда или почти запрещали или шантажировали запаздыванием проектирования), вижу появившуюся из ниоткуда велодорожку длиной 400 метров вдоль канала. При этом её северо-западное кольцо заползает в границы моего объекта! Таким образом Исполком решил выполнить план по здоровому образу жизни, но сделал это несогласованно с разрабатывающимся в этот момент проектом всего Пляжа №3?!
Сверху приходит указание не обращать внимания на новую велодорожку, т.к. по нашим документам для проектирования её не существует.
В разработку должен был сразу пойти Пляж №2, поэтому в его сторону временно будет кольцо велодорожки, которое запроектировано на месте протоптанной автомобильной дороги и находится в 1 метре от основной дороги вдоль водохр.
Вдоль велодорожки устроены велопарковки типа "колауторківалкі" производста "Вентура-Групп", т.к. это единственная велопарковка, выпускаемая в РБ на тот момент не кустарным способом, имеющая какие-то сертификаты, заводскую покраску. Можно было разрабатывать свою, уникальную велопарковку, но на это требуется около недели моего времени, плюс работа конструкторов=дополнительные деньги от заказчика, поэтому разработка не представлялась возможной.
Перейдём от велодорожек к другим фрагментам:
Таблица экспликации
На мыс решил поставить скамью с круговым обзором. Центр скамьи должен засыпаться плодородной землёй с последующей посадкой хвойных или кустарников
Костровые площадки (их 2) будут включать в себя кострище со стойками для шампуров на 2 высотах, табуретки и скамью из стволов сосны, беседку производства Могилёвского металлургического завода. Решено замостить площадки полностью булыжником в целях безопасности. Предварительный эскиз:
А так выглядит один из листов чертежей по площадке:
Дорожки в лесу шириной 2 метра 40 сантиметров тоже мостятся плиткой мелкоразмерной, на них размещается освещение, мусорки и скамьи.
Пляж на чертежах конструкторов отсыпается в воду, чтобы сформировать ровный уклон.
Через много-много месяцев черчения завершается моё распределение (2009 год), я решаю не продлевать контракта, поэтому тороплюсь и успеваю закончить свой первый и последний самостоятельный объект в рамках "Минскпроекта" в срок.
За это время над проектом поработали десятки специалистов, получая от меня архитектурные чертежи и прорабатывая свой раздел. Это и вертикальная планировка (подсыпка/выемка земли, проектирование уклонов, желобов, пирогов покрытий), озеленители (проектирование посадок), конструкторы (уточнение конструктивных решений малых архитектурных форм), электрики (освещение вдоль дорожек), специалисты по ОДД (организация дорожного движения), специалисты ППР (проект производства работ), сметчики (расчёт сметной стоимости объекта) и т.д. Иногда я вносил правки в свои чертежи согласно проектной документации смежников.
Вот так проектируют парки.
Парк уже достроили и официально открыли месяц назад, в следующей серии посмотрим на то, что получилось в натуре.
Спасибо редкому читателю, дошедшему досюда:)
UPD Решил ещё написать о условиях проектирования
1. Никакого интернета! (напрочь отсутствует на рабочих компьютерах). Теперь уже и флешки запрещены. Хочешь получать дополнительную информацию по узлам/конструкциям/покрытиям/спутникам- твои проблемы.
2. Кальку/карандаши будь добр приносить свои
3. Моя годовая ЗП составила за этот объект около 5000 Долларов, т.е. меньше, чем 500 за месяц.
Хотите быть архитекторами?