Запланированное уничтожение автовокзала "Московский". Взгляд архитектора, жителя деревни под Минском
Mar 28, 2013 21:18
Автовокзал "Московский" могут (хотят) снести. Что же это означает для нас- для людей, для минчан, для белорусов? Рассмотрим 3 блока аспектов: 1. Блок первый: как изменится передвижение человека на пригородном автобусе? 2. Блок второй: что это за здание с архитектурной точки зрения? 3. Что означает снос с точки зрения Генплана Минска и транспорта?
Блок первый: Что же это означает для меня, жителя деревни Марьяливо, расстояние до которой от минской кольцевой (теперь МУНД) 10 км? Да, я как и другие жители деревни иногда езжу на общественном транспорте. Рассмотрим путь домой, состоящий из 7 этапов: вариант в настоящем времени: с автовокзала "Московский" Возьмём мой теперешний стандартный путь домой в какой-нибудь стандартный день. 1. Выхожу из метро (метро является настолько важной артерией города, что позволю себе задавать её как исходную точку начала маршрута) 2. Иду пешком до вокзала 630 метров по Проспекту. (5 мин) 3. Покупаю билет на любой пригородный автобус, который проезжает мимо остановки "Марьяливо" (на данный момент это 4100 белорусских рублей или около 0,47$) 4. Жду прибытия автобуса к перрону внутри тёплого автовокзала. Внутри можно пообедать в столовой, выпить пива в баре, купить таблетку анальгина и почитать газету.(10-40мин) 5. Сажусь в поданный к перрону автобус. 6. Еду около 30-50 минут, выхожу на своей остановке. 7. Иду около 800 метров до своего крыльца.(10 мин) итого затраты времени от метро до крыльца от 55 до 105 минут итого затраты денежные от метро до крыльца около 4100 белорусских рублей.
вариант в будущем, когда вместо автовокзала "Московский" будет газпром (умышленно с маленькой буквы, чтобы подчеркнуть моё отношение к хамству "хочу свой офис на месте вокзала и точка"), а посадка будет производится на ДС "Карбышева" (ул. Карбышева 2, перекрёсток с Логойским трактом) 1. Выхожу из метро. А где выходить-то??? Качественного трансфера не наблюдается! вариант 1: станция метро "Московская" вариант 2: станция метро "пл. Я. Коласа" вариант 3. станция метро "Восток" 2. Еду до перекрёстка Логойского тракта и Карбышева вариант 1 (см. выше). Еду на автобусе до ДС Карбышева (№37 или №80 или №113). Время ожидания под открытым небом 5-10 минут, время в пути 20-30 минут (зависит от маршрута). Плачу 1700 рублей (около 0,20$) вариант 2. Сажусь на трамвай №1,5,6,11.Время ожидания под открытым небом 5-30 минут.(всем известно, что "хочешь опоздать-сядь на трамвай") Еду 25 минут. Плачу 1700 рублей (около 0,20$) вариант 3. Сажусь на троллейбус № 1. Время ожидания под открытым небом 5-10 минут, время в пути 15 минут. Плачу 1700 рублей (около 0,20$) Тут накидываем ещё от остановки до ДС "Карбышева" 5 минут 3. Покупаю билет на любой пригородный автобус, который проезжает мимо остановки "Марьяливо" (на данный момент это 3000 белорусских рублей или около 0,35$) 4. Жду прибытия автобуса где? На данный момент ДС "Карбышева" представляет из себя:
Как видим, только служебные помещения, т.е. ждать автобуса надо на улице. Под солнцем, дождём, снегом, градом, стоя в луже, например. Туалет? Аптека? Общепит? Нет! Можно было бы предположить, что здание перестроят, дополнят залы ожидания, набор услуг. Но друзья! Не будем забывать, что в Беларуси это маловероятно. Ведь вместо одного снесённого автовокзала "Московский" надо будет построить 2 вокзала на Карбышева и Руссиянова! ДА НИ В ЖИСЬ! Значит буду стоять под дождём. Будет хотеться в туалет (авторитетно и ответственно заявляю, что в городе Минске почти негде сходить в туалет, а в туалет иногда хочется и нужно для сохранения здоровья!) (время ожидания автобуса 10-40 мин) 5. Сажусь в поданный к перрону автобус. 6. Еду около 20-30 минут, выхожу на своей остановке. 7. Иду около 800 метров до своего крыльца. (10 мин) итого затраты времени от метро до крыльца от 65 до 145 минут! итого затраты денежные от метро до крыльца около 4700 белорусских рублей.
Итак, мы уже имеем некий промежуточный итог с точки зрения локального индивида, который хочет попасть после работы/кино/важной встречи домой. Время доставки своего усталого тела домой только на отрезке метро-дом может составить 2 часа 25 минут! Но это самый неудобный вариант из повседневных. Нормальный человек не станет пользоваться для трансфера трамваем (в том виде, в котором он сейчас существует), а поедет на автобусе со станции метро "Московская". Почему? Дело в том, что в Минске нельзя полагаться на один маршрут. Особенно троллейбусный. Он может не приехать вовсе и ты даже не узнаешь почему. Поэтому я выбираю ту остановку, где несколько маршрутов автобусов дополняют и подстраховывают друг друга. Время трансфера в среднем - 35-40минут, значит весь путь домой- 75-120 минут.
Вывод 1. Среднее время пути домой выросло на 10-15 минут в одну сторону, на 20-30 минут каждый день. ну и да, не забывайте, что если надо было куда-нибудь в Курасовщину, на Орловку, в Серебрянку, то дорога в одну сторону иногда занимает 3 часа. Это до 6 часов в день!
Блок второй: Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения архитектора. Что представляет из себя здание автовокзала "Московский" на сегодняшний день?
Вантовая конструкция с одной стороны интересна. Благодаря ей (в основном) он получил много премий и наград [внушительный по белорусским меркам список]1999 Гран-при на Республиканском смотре-конкурсе архитектуры за лучшую постройку года 1999 Диплом на Всемирном фестивале архитектуры в Болгарии 2001 серебряная медаль на Международном фестивале зодчества в Москве 2002 диплом Минстройархитектуры за лучшую работу в области градостроительства и архитектуры 2003 Госпремия Республики Беларусь за оригинальную архитектуру гражданских и промышленных сооружений в городе и на селе С другой стороны нужно сказать, что вантовая конструкция не являлась необходимой и по сути создана сама ради себя. Опереть козырёк на перронами на колонны не составило бы никакого труда. Т.е. вантовая конструкция и огромный пилон посередине для "красоты" В здании допущены стандартные мелкие ошибки белорусских проектировщиков, которые зиждутся на морально устаревших нормах. Главная проблема- транспортная. Не с точки зрения автобуса, а с точки зрения человека. Ну как ходить по этому зданию? Центральная дверь обычно закрыта. Нужно преодолеть 2 узких распашных двери сбоку и множество ступенек на второй уровень вокзала, с которого и отправляются автобусы. Туалеты находятся не в помещении вокзала, но они хотя бы есть. Построено чуть более 10 лет назад, т.е. относится к самым новым зданиям общественного назначения на территории Беларуси Вывод 2. Здание запоминающееся, особенное, тем ни менее не без изъянов в проектировании и качестве строительства. Функцию свою выполняет. Современное.
Теперь попробуем написать Блок 3. Градостроительный и транспортный. 1. Вокзал расположен практически идеально- недалеко от станции метро. Конечно, располагать крупные объекты общественного транспорта необходимо прямо возле станции метро и с возможностью прямого перехода, как это реализовано на связке ЖД Вокзал/станция метро "Площадь Независимости Ленина". Но "Московский" расположен намного лучше, чем "Восточный", до которого надо ехать от метро на троллейбусе. Кто это вообще придумал? Зачем умышленно усложнять транспортный скелет города? Расположив вместо "Московского" альтернативные станции в Уручье и Зелёном Луге город заработает дополнительную нагрузку на маршруты общественного транспорта. Это потребует увеличения количества единиц транспорта. Т.е. прямые затраты.$
2. Если каждый человек, уезжающий с автовокзала, потеряет дополнительно 10-20 минут в день из-за переноса оного, то в сумме на тысячи пассажиров в день это даёт общегородскую потерю времени колоссальных масштабов. Не надо думать, что это время растворится: -оно повлияет на работоспособность людей (они будут более уставшими уже к началу рабочего дня) -потерявший лишние 50-140 минут за рабочую неделю человек меньше сможет делать в выходные или по вечерам (а это продажа строительных материалов, продажа развлечений, продажа еды в ресторанах и кафе). Человек захочет наверстать эти минуты сном. Т.е. мы имеем дело с элементарным уменьшением производительности труда и товарооборота/обращения денег. $
3. На территории автовокзала одновременно располагается конечная 9 городских маршрутов. Куда их девать? Правильно! Займёмся проектированием и строительством новой конечной в районе Филимонова. Или будем полностью менять транспортную структуру этой части города. $
4. Снос здания автовокзала. Это единственное, на что можно надеятся из кошелька инвестора, в отличие от
5. Для размещения станций отправки на Карбышева и Руссиянова придётся осуществлять проектирование и строительство 2 (двух!) вокзалов для пригородных направлений, потому как на сегодняшний день пассажирам там деваться некуда:
Два здания в 1000 квадратов всегда намного дороже, чем одно в 2000 квадратов, скажу я вам. $
6. Газпрому места мало? Других кусков в городе не нашлось уже? Даже на Филимонова в радиусе километра есть где строить.
Да и бывший троллейбусно/трамвайный парк между Киселёва и Варвашени/Машерова пустует! Вообще в центре!
Т.е. выбрать кусок в гектар или 2 в городе нет никаких проблем, ведь для офиса больше не надо! И тут вспоминаются странные слова нашего МЭРА:
7. Ладутько говорит, что "Пусть лучше там появятся фешенебельные административные здания современного вида, арендное жилье, спортивные объекты, торговые комплексы, транспортная развязка". -Простите, так там будет офис Газпрома или развлекательный комплекс?? Или площади Исполком собирается раздавать своим дочерним структурам со счетами в оффшоре? Или подарим коммерческий оазис россиянам? -Какая ещё транспортная развязка? Перекрёсток? Он там уже есть! Не надо нам рассказывать, что Газпром проспонсирует строительство двухуровневой развязки. Сьмех у роце. Это будут делать за бюджетные деньги. За налоги тех людей, которые будут ездить каждый день на 20 минут дольше и стоять под дождём из-за сноса именно этого вокзала? -И эти футуристичные мечты "Минскпроекта" о 2-х отдельных эстакадах с Филимонова на парковку Газпрома. Эстакады? Две? На парковку? Через восьмиполосную улицу? Мне стыдно это слушать.
Хохма в тему: Помните, когда открывали трёхуровневую развязку Дзержинского-второе кольцо, везде кричали, что по нормам строительства, трёхуровневую развязку положено строить за 55 месяцев (4,5 года), а молодцы-строители построили её за 29 месяцев (2,5 года)? Вот только до начала строительства она уже была готова на две трети, т.к. строили только ПУТЕПРОВОД над существующей двухуровневой развязкой!!
8. Все в Минске лезут в мифический "центр". Любой офис должен быть "практически в центре". Стремление с одной стороны понятное, но с другой- абсурдное. Объясню почему: возьмём некий центр притяжения людей № 1. Богатый офис с большими зарплатами. 90% сотрудников такого офиса (кроме низшего обслуживающего персонала) приезжают на работу на машине. Все посетители/партнёры по бизнесу приезжают в этот офис на машине. Такой офис должен быть расположен недалеко от автомобильной транспортной артерии (кольцевая, проспекты Независимости/Победителей_Машерова/Дзержинского, второе транспортное кольцо), но НИКАК не тяготеют к линии метро. теперь рассмотрим центр притяжения № 2. Автобусный вокзал пригородного/междугороднего/международного сообщения. А здесь всё наоборот. Почти без исключения сюда попадают люди с помощью общественного транспорта. Такой центр притяжения ОБЯЗАН быть расположен возле метро.
9. На сайте Минсктранса сказано, что услугами автовокзала пользуются 3200 пассажиров в день????????77777семьсемь Даже если взять только автобусы, которые ходят мимо моей деревни (а это лишь какой-то процент общего количества автобусов и маршруток), то общее количество людей, проезжающих тут больше, чем 3200 в день, т.к. в день мимо д. Марьяливо проезжает в среднем 37 автобусов и с десяток маршруток в каждую сторону! Это 74 автобуса и 20 маршруток. Сесть нельзя никогда, это значит, что минимальное наполнение автобуса 28 сидячих мест, т.е. 28мест*74автобуса + 20 маршруток*15 сидячих мест=2372 человека! В реальности же автобусы часто набиты битком, т.е. в них до 100 человек. Если взять среднюю величину в 50 человек на автобус, то 50*74 + 20*15 = 4000 человек в день!!! Это только одна из нескольких веток маршрутов от автовокзала "Московский"! Таким образом мы доказали, что данные про "3200 пассажиров в день" явно неверные. Умышленно или по глупости- не знаю.
Вывод 3. Власти города Минска, выполняющие сегодня роль коврика между Газпромом и территорией столицы Беларуси готовы сделать ОЧЕРЕДНОЙ максимально ложный/преступный с точки зрения юзабилити города шаг. всё, я огорчился. ушёл плакать. здесь я уже могу написать что угодно, всё равно никто не дочитал до конца. я бы сам не дочитал, если бы не писал. в качестве вдохновления пост incopolisна туте картинки из Гугла и Яндекса. ПЕТИЦИЯ ЗА СОХРАНЕНИЕ ВОКЗАЛА УЖЕ СОЗДАНА!