Бабий яр образца 1961 года.

Mar 13, 2012 02:27





Более полувека назад 13 марта 1961 года в СССР произошла техногенная катастрофа, унесшая, по разным оценкам, жизни от полутора до двух тысяч человек .В считанные минуты площадь (более тридцати гектаров) оказалась под многометровой толщей песка, окатышей, грязи и глины. Были разрушены десятки зданий, а главное - погибли сотни людей! От упавших столбов электропередач загорелись битком набитые людьми (пресловутый час пик!) автобус, троллейбус, трамваи. Заложниками рукотворной стихии стали водители самосвалов, пассажиры легковушек, пешеходы и просто зеваки…



Что-же произошло?



1961 год. Советский человек впервые полетел в космос. Киевские ученые под руководством академика Глушко запускают в производство первую электронно-вычислительную машину в Европе, предшественник современного компьютера. Киевское "Динамо" становится чемпионом СССР.

Несколько тысяч семей празднуют новоселье. Киев усиленно разрастается. Появляются новые микрорайоны. В столице полным ходом идет строительство. Стране нужен кирпич. Много кирпича. Заводы работают в три смены, дабы выполнить план и осчастливить киевлян новенькими "хрущевками".

Понедельник 13-ого начался как обычный весенний день. Киевляне спешили на работу, чтобы успеть исполнить свой гражданский долг и приумножить достижения социализма. "Горбатые" автобусы едва успевали справляться с большим количеством пассажиров.




Неожиданно небольшой поток воды парализовал движение в районе Куренёвки. И вдруг маленький ручей мгновенно перерос в огромную лавину серо-коричневого цвета. Она сметала все на своем пути: машины, дома, людей. В этот момент кто-то звонил в телефонной будке, он так и погиб с трубкой в руках. Кто-то только сел позавтракать, и умер за накрытым столом. Кому-то удалось выжить, вопреки смерти. Некоторых выживших роковая дата 13 марта преследует до сих пор.



Путь пульпы мимо Кирилловской церкви

В районе Бабьего Яра прорвало дамбу, за которой более 10 лет производился гидронамыв с Петровских кирпичных заводов. Дамба начала разрушаться ранним утром. В 6:45, через 3,5 часа ее прорвало. Грязевой вал понесся по улицам района Куреневка снося здания, людей, трупы и остатки гробов с близлежащих кладбищ. Постепенно сель разогнался до 60-70 км/ч. Потоп продолжался всего полтора часа, но его последствия были катастрофическими.



Зона затопления пульпой Куреневки.
На переднем плане - территория стадиона «Спартак»,
далее - здания по улице Фрунзе и территория депо имени Красина. 1961 год

Под удар попало трамвайное депо им. Красина (ныне трамвайный парк «Подол»), завод «Укрпромконструктор», больница, стадион «Спартак», часть ул. Фрунзе, жилые дома в самом яру и ниже. Из-за коротких замыканий загорался транспорт, людей поражало током. Несколько работников депо пожертвовали жизнью, но отключили силовую подстанцию - иначе последствия могли быть еще серьезнее.



Детский сад и частные дома

Высота вала в районе улицы Фрунзе уменьшилась вдвое, но и этого оказалось достаточно, чтобы погибли сотни людей. Растекшаяся пульпа стала твердой, как камень. Граничащий оградой с Подольским спуском стадион "Спартак" был затоплен слоем жидкой грязи с глиной настолько, что его высокой ограды не было видно, был затоплен трамвайный парк. Здание Подольской больницы устояло. Часть больных спасалась от затопления на его крыше.




С чего всё это начиналось:

Первый шаг к катастрофе Киев сделал 28 марта 1950 года, когда исполком киевского горсовета принял решение №582.
Это решение утверждало проект и порядок организации гидроотвалов в отроги Бабьего Яра, с подачи Министерства промстройматериалов подготовленный московским трестом гидромеханизации. Но решением №2405 некоторые изменения горисполком внес: например, уровень намыва был поднят до самой кромки оврага!



Раньше на этом месте находился песчаный карьер. Работы по заливке яра начались в 1952 г. В окруженное земляными дамбами пространство земснаряд стал закачивать пульпу - с мест разработки глины для Петровских кирпичных заводов. Высота защитной дамбы была на десять метров ниже нормы безопасности. Но, прежде всего, бывший карьер заполнялся на высоте шестидесяти метров над уровнем крупного жилого и промышленного района Киева..



Заполненные пульпой верховья оврага между нынешними улицами Ольжича и Мельникова.
В левой части кадра - насосная станция (здесь и далее - март 1961 г.)

Не вполне удачный проект «добило» вмешательство чиновников-дилетантов...
Итак, проект гидронамыва,  был «доработан». Недооценили водоносность пород оврага. Не учли вероятности снежной зимы. Бетонные дамбы заменили на земляные .Из экономии уменьшили диаметр дренажных труб, которые в итоге не позволяли воде уйти, оставив принесенный грунт. Кирпичные заводы, перевыполняя план, работали в три смены - соответственно, и объем пульпы стал в три раза превышать расчетное поступление.  А в довершение всего - на тревожные сигналы никто не реагировал.



Тогда, в 1961 году, в этом яру скопились почти четыре миллиона кубических метров жидкой пульпы с Петровских кирпичных заводов. Именно таким образом  городские власти, возглавляемые с 1947 года Алексеем Давыдовым, стремились убить нескольких зайцев: наладить бесперебойное, круглосуточное промышленное производство кирпича, столь необходимого при возведении многочисленных жилых массивов, создать удобное транспортное сообщение между Сырцом и Куреневкой (по улице Олены Телиги ) и попутно ликвидировать Бабий Яр, разбив в лучших советских традициях на его месте городской парк культуры и отдыха с обязательными аттракционами, стадионами и ресторанным комплексом.



Устье селевого потока (промоина в верхней дамбе)
 Глущенко, начальник Специнспекции Подольского района, сообщал 11 февраля 1957 года начальнику Киевского отделения Гидромеханизации Ципенюку и директору заводоуправления Петровских кирпичных заводов Брацыло: «Вследствии недостаточного надзора Вашими работниками, канава Бабьего Яра всегда находится в аварийном состоянии, особенно в зимнее время. Канава заливается, и вода вместе с песком выходит из берегов и затапливает прилегающие территории предприятий и организаций».
Но на  сигналы об аварийном состоянии «канавы Бабьего Яра», , никто не реагировал. В начале марта 1961-го тревогу начали бить простые киевляне: они увидели ручейки, текущие по дамбам. Но власти не встревожились до самого момента трагедии.



Разрушенная нижняя дамба

Трагедия, когда в одночасье огромная масса этой пульпы прорвала земляную дамбу  и со скоростью пять метров в секунду высотой в четырехэтажный дом устремилась вниз, на Куреневку, сметая своей волной все живое, надеюсь, не повторится никогда. Лавина мокрого грунта объемом 700 тыс. куб м шириной около 20 м и высотой порядка 14 м сползла по оврагу и покатилась по ул. Фрунзе, все снося на своем пути. 34 одно-, 5 двухэтажных домов, 2 общежития, 12 одноэтажных домов госфонда. Общая площадь этих построек составляла пять тысяч квадратных метров, перевернутые автобус и троллейбус, разрушенное трамвайное депо им. Красина, стадион «Спартак» - такова «добыча» стихии. 25 гектаров площади оказались под 3-метровым слоем пульпы. Точное число жертв так до сих пор и неизвестно - официально объявлено о 145 погибших. Однако, по свидетельству очевидцев, количество погибших в катастрофе сильно больше - около 2 тысяч.

Нанесен ущерб экспериментальному заводу "Укрпромконструктор", Управлению капитальных ремонтов горисполкома, Управлению энергохозяйства "Киевэнерго", рельсосварочному заводу №5 Юго-Западной железной дороги. Это еще почти 9 000 квадратных метров. Общая площадь территории, залитой пульпой, составила более 30 000 квадратных метров.



Эта трагедия уничтожила семь трамваев, троллейбус и рейсовый автобус с пассажирами, еще три предприятия района, убила сотни киевлян - как работников этих предприятий, так и пассажиров, ехавших на работу в другие районы, жильцов общежитий, большого частного сектора, военнослужащих и пожарных, милиционеров, врачей, больных клиники №15, водителей и пассажиров автотранспорта, - известно из двух документальных книг и из воспоминаний очевидцев.

Говорят архивы



«...в 8 часов 30 минут утра в результате прорыва ограждающей дамбы, сооруженной для производства замыва Бабьего Яра, водой и разжиженным грунтом была затоплена часть территории, прилегающей к улице им. Фрунзе в районе трамвайного парка. К 10 часам утра поступление воды прекратилось. Вследствие затопления разрушено 68 жилых и 13 административно-производственных зданий. Приведены в негодность 298 жилых квартир, в том числе 163 в частных домовладениях, в которых проживало 353 семьи с общим количеством 1 228 человек...



По состоянию на 10 часов вечера 13 марта из района затопления было эвакуировано 800 чел. и 117 пострадавших. Извлечено 25 трупов, в числе которых 4 мужчины, 19 женщин и двое детей. 15 трупов не опознаны. По опросу пострадавших предполагается, что под завалами домов находится еще часть трупов. Из 15 неопознанных некоторые извлечены из сгоревшего автобуса, который ехал из Дымера...»



Сколько человек погибло в этом кошмаре, доподлинно неизвестно до сих пор. Согласно некогда секретной Справке №10 «О ходе работ по ликвидации последствий затопления в районе улицы имени Фрунзе Подольского района г. Киева», во время ликвидации аварии было найдено 133 трупа, в больницах умерло еще 4 человека - всего 137 человек. В день катастрофы администрация трамвайного парка разыскивала еще 8 человек.

Эпилог



Вид на разрушенный гидроотвал со стороны ул. Фрунзе

Очевидцы, принимавшие участие в ликвидации последствий селя, свидетельствовали, что на раскопки грязевого заноса пригнали бульдозеры, которые ножами рвали некоторые трупы на части. Откопанных живыми старались размещать не в столичных больницах, а в пригороде. А потом, кто где умирал, там его и хоронили. И эти смерти в статистику жертв не вошли.

С целью избежания политической окраски события на предприятиях были запрещены гражданские панихиды, покойников хоронили на всех городских кладбищах и даже в области. Пострадавшие, лишившиеся жилья, получили ордера на квартиры, некоторым даже выдали талоны на приобретение в рассрочку телевизоров и холодильников.



После катастрофы, случившейся в столице Украины на Куреневке в понедельник, 13 марта 1961 года, самолеты «Аэрофлота» в течение нескольких недель изменяли маршруты и облетали это страшное место, дабы никто из пассажиров не смог разглядеть из иллюминатора истинные масштабы трагедии. Несколько суток Киев был оторван от мира. Не работала междугородная, а тем паче международная телефонная связь.



Ликвидация последствий катастрофы в квартале между ул. Фрунзе и
ул. Новоконстантиновской

В 1962 году на Бабий Яр было брошено огромное количество техники - экскаваторов, бульдозеров, самосвалов, скреперов. Грунт был водворен обратно в Яр, а частью распланирован на месте погибшего района. Бабий Яр был все-таки засыпан. Через него проложили шоссе. На капитальной бетонной дамбе высадили тополя. Эти ровесники трагедии живы до настоящего времени.




Была создана Государственная комиссия. В стенограммах ее заседаний встречаются такие откровения: «Не надо было строить легкомысленных дамбочек, а надо было строить капитальную плотину, которая десятилетиями должна была там находиться. Никакие другие сооружения не могли гарантировать безопасность города». «Мы имеем не дамбу, а корку, которая могла в любое время прорваться под напором жидких масс».



Участок Бабьего Яра ниже гидроотвалов. На дне и откосах оврага-
следы грязевого потока. Вид со стороны Лукьяновки

В отчете спецкомиссии Госстроя УССР «Защитные мероприятия в районе Бабьего Яра», подготовленном в 1962 г., дано такое описание аварии: «Утром 13.03.1961 г. в отроге № 3 Бабьего Яра, выходящего на ул. Фрунзе Подольского района г. Киева, произошла авария. Она заключалась в том, что часть отвалов гидронамыва от вскрышных карьеров Петровских кирпичных заводов (из общего объема намытых масс в Бабьем Яру свыше 4 млн. куб. м, в том числе в отроге № 3 около 3,2 млн. куб. м.) пришла в движение.Разжиженная масса, пройдя вниз по оврагу со скоростью 3-5 м в секунду занесла часть жилых кварталов между улицами Фрунзе и Ново-Константиновской площадью до 30 га. Объем массы, вынесенной на указанную площадь составил по обмерам примерно 600 тыс. куб. м.Остальная часть двигавшихся разжиженных земляных масс в объеме примерно 50 тыс. куб. м. отложилась на участке между упомянутыми гидроотвалами и улицей Фрунзе. Растекание разжиженной земляной массы по указному выше участку продолжалось примерно 30 минут.После разрушения дамбы № 1 и выноса разжиженной земляной массы в течение, примерно, 2-х часов продолжалось поступление воды из оврага на ул. Фрунзе».



Вид на разрушенный гидроотвал со стороны ул. Фрунзе
Был суд, материалы которого давно уничтожены. В тюрьму отправилось шестеро «стрелочников»:. Никто из городских чиновников на скамью подсудимых не сел. Алексей Давыдов вскоре умер - ходили слухи, что он застрелился. Его имя носит бульвар на Русановке.



Памятник погибшим

Выводы комиссии были засекречены вплоть до 90-х годов.
Музей Куреневской трагедии так и не появился.
Лидия Ливинская - хлопотавшая о создании музея - умерла.
Источники:

http://community.livejournal.com/dvoriki_kieva/
http://helozogo.livejournal.com/592.html
http://community.livejournal.com/namedni_60e_90e/61035.html
http://www.archdesignfoto.com/kurenevskaya-tragediya-1961-goda-v-kieve-podrobnoe-izlozhenie-foto.html
http://2000.net.ua/weekend/gorod-sobytija/vzgljad/65312
http://news.bcm.ru/doc/22795

Украина, аварии, ссср, 60-е годы

Previous post Next post
Up