Эпоха стали. Часть первая.

Dec 15, 2010 02:49





Итак 19 век, особенно его вторую половину любят называть веком стали. Это в принципе верно,
 как верно и то, что век 18-й и первую половину девятнадцатого века стоит называть веком чугуна.
А до этого чугун и тем паче сталь ценились на вес золота. И ржавый жестяной костюм какого-нибудь
рыцаря  стоил  совершенно  фантастических денег.  Итак немножко истории...






Абрахам Дерби I  арендовал домну в Колбруксдейле в 1707 году, фирма им основанная и
просуществовавшая до 1925 года, сначала выпускала чугунные горшки и садовые скамейки,
используя запатентованный основателем династии метод отливки.
Однако  уже в 1713 году он начинает эксперименты с каменноугольным коксом.




В 1720 г. Абрахаму Дерби II в Колбрукдейле удается выплавить чугун в доменной печи на смеси
кокса и древесного угля и этим создать предпосылки для массового производства доменного чугуна.
На самом деле первая плавка чугуна на  чистом коксе была выполнена А. Дерби II в 1735 г.
А в 1784 г. стало возможным путем усовершенствования пудлинговых печей переделать
 доменный чугун в ковкое железо, которое постепенно начинает вытеснять чугун.



Мост через р. Северн в Колбрукдейле (Построен Дерби III в 1779 г.) - первое значительное
сооружение из чугуна, как конструктивного материала, примененного для больших пролетов,
начиная примерно от 30 м. .



Чугунные арочные мосты вскоре вытесняются различными типами мостов из ковкого железа,
имеющего большую прочность на изгиб: висячими, балочными и мостами с решетчатыми фермами.

(Изображений семейства Дерби не сохранилось в связи с их ортодоксальными религиозными взглядами)




Среди ранних американских и английских цепных мостов выделяется мост пролетом 173 м Томаса
Тельфорда через р. Бангор. Фото моста найти не удалось, но Английская вики предоставила вполне
достойную замену в виде моста Ватерлоо того-же автора...




После того как вместо цепей стали применяться несущие тросы, рекордные пролеты висячих мостов
около 1850 г. превысили предельные 300 м и к 1870 г. при строительстве Бруклинского моста в
Нью-Йорке достигли 500 м.




Смелым инженерным решением был сооруженный в Англии Стефенсоном в 1855 г. первый
большепролетный балочный мост через улицу Менай, при строительстве которого применены
швеллерные балки со сплошной стенкой. Мосты с решетчатыми фермами отвечали главным образом
требованиям железнодорожного транспорта и преобладали в мостостроении с середины до конца
столетия.




В качестве примеров мостов - с применением решетчатых ферм пролетом 100 м и более можно
назвать сооруженный в 1859 г. трубчатый мост Дж. К. Брунеля через р. Салташ в Плимуте.




Около середины прошлого столетия уже сформировались все основные конструктивные и несущие
системы, которые определяют строительство металлических мостов до сегодняшних дней.



А Кульминационным моментом в строительстве металлических зданий стало сооружение в 1851 г.
лондонского «Хрустального дворца». Хотя в промышленной архитектуре сие новостью к тому моменту
по крайней мере уже не было.



«Хрустальный дворец» (Crystal Palace), главное здание 1-й Всемирной выставки в Лондоне (1851;
в Гайд-парке), сооруженное по проекту инженера Дж. Пакстона (использовавшего здесь свой опыт
строительства оранжерей). При строительстве ««Хрустальный дворец»» был практически осуществлен
принцип металлического  каркаса из однотипных элементов с заполнением из стекла, что оказало
значительное влияние на развитие наиболее прогрессивных тенденций в архитектуре и строительной
технике 19 - начала 20 вв. По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён на новое место,
в лондонское предместье Сайденхем-Хилл. 20 ноября 1936 Хрустальный Дворец был уничтожен
пожаром и не восстанавливался. Дворец дал своё имя прилегающему району Южного Лондона,
железнодорожной станции, комплексу телевизионных вышек и футбольному клубу «Кристал Пэлас»
.




Почти одновременно начинается строительство вокзала «Кинг-кросс» в Лондоне, Восточного вокзала в
Париже и ряда больших железнодорожных сооружений - стальных сводчатых покрытий перронов; в
1866 г. в Лондоне (станция «Панкрас») был установлен европейский рекорд - возведен 78-метровый
пролет покрытия перрона.




Однако в этот период, отмеченный возведением перечисленных мостов и покрытий, стальные
конструкции не нашли широкого применения. Дерево и кирпич были дешевле повсеместно, даже в
промышленно-развитых странах... И только с изобретением в 1855 г. Генри Бессемером конверторов
и введением в 1864 г. фирмой «Сименс» мартеновских печей начинается эра массового применения
стали.

Источники:

1. Вики
2. (с) ФРАНЦ ХАРТ. Столетие каркасного строительства из стали.
3. История клана Дерби

мосты, инженерное, 18-19 век

Previous post Next post
Up