Вспомнилась классическая история про поиск полезных применений лазера в народном хозяйстве СССР.
Как всегда, нашлись гениальные головы, - придумали облучать волшебным когерентным пучком зерна пшеницы.
Провели опыты, построили опытную установку. Как ни странно, эксперимент дал прекрасные результаты:
всхожесть и прочие полезные свойства существенно возрастали. Маячила Госпремия, собирались выделять
деньги на строительство промышленных установок. Но, в какой-то момент злые, нехорошие люди стали
внимательно изучать саму методику эксперимента и выяснили ряд смешных обстоятельств.
Оказалось, что в отличие от стандартных колхозных условий хранения пшеницы, экспериментаторы
просто аккуратно сушили и хранили зерно согласно ГОСТу. Уверен, что продолжись работы дальше,
на свет бы появились горы работ с графиками зависимости всхожести от мощности
на квадратный сантиметр и длинны волны.
тыц ****
Но это было тогда, когда реально существовали экспертизы и прочая ненужная ныне научная шелупонь...
Когда происходят крупные техногенные катастрофы, такие как на Саяно-Шушенской ГЭС или Чернобыльской АЭС, всегда возникает вопрос: как такое могло случиться на столь сложных технических объектах, состояние и режимы работы которых постоянно отслеживаются высококвалифицированными опытными специалистами, обременнеными учеными степенями, настоящими профессионалами? Расскажу короткую историю, случившуюся в нашем вузе. Есть у нас один уважаемый человек, большой специалист, доктор технических наук, профессор кафедры инженерной экологии и охраны труда института электротехники, автор учебного пособия по электробезопасности. Так вот, под руководством этого специалиста по электробезопасности сидит в соседнем со мной помещении одна сотрудница, пожилая уже женщина. Когда ей выделили компьютер, то для подключения всех устройств не хватило розеток. За решением проблемы она обратилась к своему руководителю, специалисту по электробезопасности. У этого специалиста был в запасе удлинитель с 5 розетками, но вот незадача - вилка у удлинителя была стандарта "евро", а розетка в стене - старая советская. Решил он эту задачку просто и элегантно: отрезал вилку, зачистил провода и засунул эти оголенные концы проводов в розетку. И ушел. Когда бедная женщина закончила свой рабочий день, она не решилась сама вытаскивать эти провода и пришла за помощью ко мне. И вот когда я увидел, какую конструкцию соорудил специалист по электробезопасности, причем не для себя, а для своей подчиненной, тогда я и понял, почему в нашей стране случаются такие аварии, как на Чернобыльской АЭС и на Саяно-Шушенской ГЭС.
жж И еще...
Государство так организовало управление, что создается впечатление: или «оно» не думает о последствиях, или у руля непрофессионалы. Но как говорится, за все воздастся, и в истории не всем удастся остаться «эффективным менеджером».
Уже загублено профессиональное образование (ему лет 10 не подняться), нет общедоступной медицины и образования, машиностроение и наука хороши только в выпусках новостей на 4 кнопках ТВ, теперь пришла очередь заняться строительной индустрией.
Установленные правила игры (94-ФЗ, Градостроительным кодексом) таковы что, все строительные компании вынуждены выживать. Этими законами государство переложило по сути всю ответственность за результаты строительства на подрядчика. И раньше то Заказчики не сильно утруждали себя качественной проработкой технических заданий, а теперь в рамкам подготовки аукционов, вообще можно не утруждать себя лишней работой по проработке задания. Достаточно определить сумму и обозначить цель, а там «рынок» сам определит истину, что и делают при составление аукционной документации большинство Госзаказчиков. Очень удобно, не надо думать о проектах, о предпроектных работах, изучать аналоги , грамотно готовить техзадание, и вообще заниматься образованием специалистов, тем более на это никто денег (как раньше) не выделяет. А в 94-ФЗ требования к качеству составления технического задания ( а значит описи работ, смете и т.п.)не определены, что позволяет его вообще писать по «понятиям», а техническая квалификация «писателей» оставляет желать лучшего.
Еще одной задумкой 94-ФЗ была реализация идеи борьбы с коррупцией, но наш ушлый народ и тут придумал, как обойти государевы почины. Конечно, сложнее стало, но все сложности оплатит подрядчик. А технологии простые:
- это определение в аукционной документации нереальных сроков,
- требование предоставления кучи ненужных документов (типа сертификатов на материалы),
-отсутствие выплаты авансов,
-требование ведомственной аккредитации, лицензий по работе с гостайной и т.п..
-выставление некорректных сроков расчетов (до конца года, при наличии финансирования и т.п.).
Все это вроде бы и незаконно, но кто же пойдет судиться на стадии подачи документов, это у Госзаказчика судебные издержки и расходы на ФАС покроет государство, а у ООО, ОАО, ЗАО и ИЧП эти расходы никто не компенсирует, их надо отработать , вот и не связываются большинство компаний с судебной системой , а молча принимают эти правила игры.
Серьезные организации, получив нереальную аукционную документацию, просто не участвуют в этом фарсе ( они используют другие технологии), а в большинстве своем играют на торгах небольшие фирмы, которые чтобы как-то выжить вынуждены хвататься за любую работу и уже несмотря на стоимость работ (были бы хоть какие-то деньги).
Скидки по очень многим аукционам достигают 50 и более процентов. Достичь таких скидок ни техническими , ни экономическими методами невозможно. Минэкономразвития торжественно объявляет об эффективности внедрения 94-ФЗ, огромной экономии бюджетных средств. А на деле получается полное уничтожение строительной индустрии. Все экономически-обоснованные разработки Госстроя игнорируются:
-уже никакие (и так существенно заниженные) нормы прибыли, накладных расходов не соблюдаются,
-уже и сметы должен бесплатно составлять подрядчик,
-непредвиденные, временные, сезонные и т.п. просто похоронили.
А скидки возможны прежде всего за счет:
- снижения налоговой базы ( кстати, интересно узнать мнение МНС РФ, как скидки более 20 % стыкуются со статьей 40 НК РФ), а также прямого ухода от налогов,
- расходов на обучение персонала, охрану труда, качественного инструмента,
- прибыли предприятия ( а значит источников развития и обновления фондов),
- социальных выплат и технического обеспечения персонала,
- наконец, зарплаты,
-«откат» умирает последним.
Вот и прикиньте эту «экономия» в Минрегионразвитие, Ростехнадзоре, МНС, Трудовой инспекции .
Результаты этой «рыночной» экономики не заставят себя долго ждать, уже в ближайшие 2-3 года надо ожидать поток объектов, типа Ясеневского аквапарка, Саяно-Шушенской ГЭС.
И вы думаете этого в нашем правительстве никто не понимает? Отнюдь, там не полные профаны, просто живут не перспективой , а одним днем. Они готовят новый задел - с громким названием СРО (саморегулируемые организации, для тех кто не понял абревиатуры).
И исходя из теоретических разработок, теперь СРО ( а на деле все строители) будут отвечать за все проблемы в строительстве, и отвечать своим полноценным рублем (которого, правда, к тому времени мало у кого останется). Государство (вместе со всеми своими многочисленными ветвями власти) будет в стороне от проблем строителей, не оно же создало им проблемы , а «рынок».
Что останется от стройиндустрии ? Видимо придется создавать очередную госкорпорацию.
Интересно, а кто будет следующим?
Тыц Так что наверное, следует вплотную готовиться, к небольшому такому , "концу света в отдельно взятой стране"...
_________________
No comments