Это - вторая часть. Начало,
про Маркизские острова Хива-Оа, Тахуата, Нуку-Хива и Уа-Хука, тут.
Вы знаете, что
1)
Немецкого туриста съели каннибалы на острове
Нуку Хива, одном из островов Маркизского архипелага во
Французской Полинезии;
2)
Только 34% российских туристов в курсе, что идолы с
острова Пасхи не являются уникальным явлением, а часть общей полинезийской культуры, поэтому их можно найти на многих островах?
Anyhow, это ОТЛИЧНЫЙ повод(ы) закончить отчет про Маркизские острова, рассказать о tiki, marae, человеческих жертвоприношениях, каннибализме и обычном (не людоедском) рационе Полинезии!
* * *
Полинезийцы были язычниками: у каждого острова, семьи и профессии были свои боги с разным, взаимодополняющим функционалом. Marae ("храм"; marae говорят по-таитянски; на языке Маркизских островов будет meʻae; на Тонге говорят malaʻe; на
Самоа - malae) применялись для вступления людей в контакт с atua (богами): в marae atua, вызванные с помощью особых ритуалов tahuʻa (жрецами), спускались на землю и вселялись в tiki (tiki по-маркизски "идол"; по-таитянски будет tiʻi; по-гавайски kiʻi) или в toʻo (тоже идол, не знаю чем отличались). Забавно, что идолы на острове Пасхи называются moʻai )))
Спустившись, atua повышали у людей mana: божественную силу, нужную для здоровья, плодородия, хорошей войны/рыбалки и всего такого. Мана предоставлялась в ходе ритуалов в обмен на "дары" богам (поскольку у полинезийцев любой подарок почти всегда гарантирует подарок в обмен), и лучшим подарком богам было, конечно, человеческое жертвоприношение. Любой успех предопределялся большим количеством накопленной маны, тех, у кого маны было мало, ждали неудачи. Долгое отсутствие богов на земле ману снижало
“No mana, no funa”, должно быть говорили полинезийцы в те времена
Marae можно найти на всех архипелагах Полинезии, они не такие уж древние: их строили начиная с 15-го века и позже. Марае выглядели примерно как мощёный камнями и окруженный te patu (каменной стеной) te tehua (двор), с te ahu (алтарём) в дальнем конце. Ahu был похож на каменный стол или каменную многоэтажную пирамиду. Ещё внутри marae были te fata ʻaiʻai и te fata rau - деревянные платформы для жертвоприношений и деревянные же (из
хлебного дерева!) антропоморфные, зооморфные или в форме абстрактных геометрических фигур идолы unu, символизировавшие ярчайшие звёзды неба (в представлении некоторых - колонны, на которых держится небесный свод) и посвященные богам или духам, охраняющим семью-владелицу марае. Считается, что unu могли красить в священный красный цвет
Вокруг марае - здания разной степени святости для богов, жертв, мёртвых, сокровищ и проч. На ahu для молитв забирались только tahuʻa и ariʻi (вожди), для всех остальных ahu были строжайшим tapu (табу). Женщинам и детям нельзя было даже на священный двор tehua (tapu!), за исключением случаев, когда женщина была ariʻi (в этом смысле в Полинезии всегда было полное равноправие)
В наши дни полинезийские marae - груды камней, но до прибытия европейцев в 18-м веке marae играли фундаментальную роль в полинезийском обществе: всё самое важное в Полинезии происходило в marae: marae были не только храмами, в них принимались все важные решения, marae выполняли социальные (клубы), политические (правительственные/парламентские) и даже землеустроительные функции (marae строились чтобы обозначить право собственности семьи на землю: помните, я писал - частной собственности на землю в Полинезии нет, там где её не внедрили колонизаторы: собственность на землю семейная). С распространением христианства в Полинезии в 19-м веке, эта культура была мгновенно утрачена, и всё что мы о ней знаем либо догадки археологов, либо то, что успели задокументировать первые европейцы
Если почитать
историю корабля Баунти, то понятно, что еще в 1700-1800-хх найти остров без людоедства в Полинезии было очень сложно, но были ли связаны человеческие жертвоприношения для получения маны с людоедством? Только ли людоедские острова получали ману скармливая людей богам? Были ли острова где людей не ели, а только убивали на алтарях? Я не знаю! Из фактов о людоедстве в Полинезии мой любимый тот, что кормовых людей называли "длинными свиньями" - за схожесть внешнего вида и вкуса
Увидеть марае просто: вот восстановленный Marae Arahurahu на
Таити, достаточно свернуть по указателю с единственной на острове кольцевой дороги. Unu новодел, конечно. Темная "шляпа" на unu, как мне кажется, научно вряд ли обоснована, думаю, псевдореставраторы вдохновились идолами с острова Пасхи. Вряд ли тут есть что-то настоящее, кроме самого места и части камней
Marae Arahurahu
Вот этот поп-идолы tiʻi стоят около Marae Arahurahu, на Таити, но на самом деле это массогабаритная модель
тики с Остраловых островов - иными словами, тут они абсолютно вырваны из контекста, полная профанация (японских туристов тут больше чем на Красной площади!) Эти тики известны под собственными именами Moana и Heiata
Marae Arahurahu
Продолжение поста у меня в блоге:
Но в Полинезии есть и настоящие заброшенные марае в джунгях, а потом вас съедают »