Три дня на Индигирке.

Nov 27, 2012 10:23

Оригинал взят у karpukhins в Три дня на Индигирке.
Три дня из Якутского дневника.

Сорок шестой день экспедиции. 29 июля. Едем в гости.

Время записи 13:00.
Кажется, наступила всё же хорошая, солнечная погода, прямо по-летнему. Утром, пораньше, ещё раз сходил в Зашиверск. Теперь съёмка в другом свете. Вокруг часовни вся поляна поросла иван-чаем, как раз со стороны утреннего солнца, что очень украшает пейзаж. А теперь, после утренней фотосессии вернулся к балагану, поставил чайник на костёр, кашу в котелке. Жду Аркадия, пора бы уже ему появиться. Можно бы завтра и в Хону вернуться.







Обрывистые горы - это уже другой берег Индигирки. Рассказывают, что оттуда иногда постреливали из луков в горожан, идущих к реке за водой

Время записи 20:00.
Аркадий приехал в середине дня. Но сегодня мы не едем назад в Хону. Мы едем в гости к его друзьям ниже по Индигирке ещё около сотни километров. Мою выброску он совместил со своими интересами. Короче говоря, едем за рыбой, да и друзей проведать. И ловить её даже не придётся. Её уже поймали, нужно только забрать.

На месте нас встречала гостеприимная супружеская чета Гоша и Лана. Как они представились - молодые пенсионеры. Здесь у них рыболовный участок Бетюсэ, который они взяли в аренду и он закреплен за ними официально. Получается, наши пенсионеры самые настоящие, профессиональные рыбаки. Сами они из посёлка Кебергене, который по реке ещё километров 60 ниже. Но это если по реке, а напрямик по суше всего лишь 25 километров. Индигирка здесь уже совсем выходит из гор на равнину, хотя горы Момского хребта ещё виднеются вдалеке. И здесь река вновь изобилует островами и протоками.

Живут они тут совсем даже неплохо. Избушка самая обычная, таёжная. Но технический прогресс сюда проник больше, чем где-либо мне приходилось видеть в этих таёжных краях, в удалении от посёлков. Оснастили они своё жилище солнечными батареями, установили спутниковую антенну и смотрят телевизор. В это время как раз олимпиада транслировалась. И хозяева очень активно следили за событиями и обсуждали результаты соревнований. Мне было даже слегка неудобно не знать, в отличие от хозяев отечественных спортсменов. Очень непривычно это всё воспринимается в подобных условиях. Вспомним хотя бы Кытыл. Жаловались только, что двух больших солнечных батарей не хватает, нужно ещё купить, иначе не получается смотреть телевизор очень долго.

А ещё есть газ. Под нарами лежит самый обычный, большой газовый баллон. Это уж совсем комфорт. Завозят его сюда какими-то сложными путями по зимникам из Якутска. Говорят, на лето одного баллона хватает, а зимой всё равно нужно печку топить. Зимой они тоже тут обитают, подлёдной рыбалкой занимаются. Не всё время, частично всё же в посёлке. Нравится им такая жизнь в уединении и при деле, это как-то во всём сквозит. Есть внутренняя гармония в этих людях.

Местная рыбалка, это совсем не та рыбалка, что можно было бы себе представить. Это занятие сильно отличается от рыбалки, например, в средней полосе. Два мешка чира в день на подлёдной рыбалке, считается посредственным результатом. И это на удочку. Как хозяева рассказывали, они ставят над лункой палатку с печкой, берут туда еду и сидят там целый день, особенно если рыба хорошо клюёт. Летом ловят, в основном, сетями и улов тоже измеряется центнерами и тоннами. Не за день, конечно, за сезон. Гоша рассказывает, приехал как-то к ним родственник из средней полосы, любитель рыбалки, для которого 2-3 небольших рыбёшки за день вполне даже результат. Пошли они тогда на подлёдную рыбалку. Через час гость рыбалку бросил и больше к этому не возвращался. Сказал - это не рыбалка, как из кастрюли достаёшь

Угощали нас сегодня мясом сохатого с рисом, котлетами из рыбы, ухой из Индигирского омуля, которого только что вытащили из сетей, а также, только что посоленной икрой этого омуля. Вкуснотища! На все мои спасибо, Лана отвечала, что у них тут спасибо не принято говорить, угощать хорошо гостей, само собой разумеется.

А вечером ездили неподалёку, проверять сети. Их тут ставят в заводях, где нет течения. Поймали только омуля, всего с десяток. Сейчас плохая рыбалка. Вода упала, стала прозрачной, рыба держится у дна в фарватере. Кроме омуля здесь водится чир, щокур, нельма, чебак, ниже у Чокурдаха ещё муксун. Серьёзная всё рыба.



Георгий Семёнович Слепцов - Гоша. С его лица почти никогда не сходит обаятельная улыбка. Кстати, Слепцовы здесь очень распространённая фамилия. Говорят, в Зашиверске был православный священник Слепцов. И когда крестил местное население, всем давал свою фамилию.






Саргылана Николаевна Слепцова - Лана. Кстати, наполовину русская. Её мама приехала сюда из Твери в 17-летнем возрасте, да так и осталась. И Лана до школьных лет совсем не говорила по-русски. В школьные годы на какое-то время её увезли в Тверь, только там и научилась говорить, но первое время в школе были трудности с этим. У неё есть сестра, которая где-то там и живёт теперь, но Лана именно здесь на своём месте.



Аркадий привёз с собой спутниковый телефон, и хозяева смогли позвонить детям.



Гоша узнал, что я бывший геолог и демонстрирует разные камни которые насобирал. Так и не понял, что за охристый кусочек он мне показал цвета синьки, которым запросто можно писать, как мелом. Какой-то природный краситель.



Окно в целый мир.



Солнце даже здесь, в Заполярье может поработать. А бензиновый электрогенератор у них тоже есть.



На сетях.



Скромный вечерний улов.

Сорок седьмой день экспедиции. 30 июля. Хорошо сидим.

Остаёмся сегодня в гостях, назад поедем только завтра. Аркадию жена поручила собрать ведро ягоды, сказала, что лучше пусть без ягоды не возвращается. Шучу. Ягоду, конечно, Аркадию собрать надо, но ему вообще нравится сюда приезжать и здесь гостить. Ещё бы, такой радушный приём. А мне тоже интересно посмотреть, как живёт рыбацкая чета. Утром снова ездили на сети. Сейчас они проверяют их всего два раза в день. А в урожайное время почти и не отходят. Дошли до последней сети, возвращаются к первой.










Завтрак сегодня был, как обычно, очень вкусный. А в деталях потчевали следующим: Только что выловленный омуль, освобождается от костей специальным приёмом. Глядя на то, как это изящно делает Лана, кажется элементарно. Потом освобождённого от костей омуля режут на кусочки, солят и перемешивают с мелко порезанным репчатым луком. Всё, блюдо готово, можно подавать на стол. Скажу вам, это нечто. Во рту тает. Пальчики оближешь. Аркадий ещё картошки привёз, в качестве гостинца, которую хозяйка пожарила. И, само собой, только что посоленная икра того же омуля. Тоже хороша. Хозяева так вообще сильно ругают традиционную чёрную и красную икру, и очень хвалят свою местную. Омулёвая икра, кстати, некрупная. Они же рассказывают, что не так давно в местные воды запустили кету. Вроде прижилась и даже уже в сети попадалась. Но что-то не полюбили они чужеродную рыбу. Свой омуль и нельма милее. Нельма так вообще очень даже крупная бывает, до 20 килограмм. Зимой икру даже и не засаливают. Просто замораживают, а потом режут кружочками, как колбасу, и подают на стол.

У них тут мишки хулиганят немного. Как только люди уезжают, на следующий же день приходит какой-нибудь экземпляр наводить свой порядок. На днях повадился один такой лазить в ближний ледник за рыбой, и теперь его шкура растянута на земле, а голова висит на кустах.









Это ловушка на медведя. В дальней конец сдвоенной бочки, кладут тухлую рыбу в качестве приманки. Задняя часть ловушки имеет совсем ненадёжную опору в виде тонкого прута. Медведь лезет за приманкой, бочка переворачивается вместе с медведем вниз головой. А вот обратно медведи вылезти почему-то не умеют.

По рассказам, местные жители из Кебергене промышляют всё той же рыбалкой, да ещё сбором бивня мамонта. С другой работой напряжёнка. За бивнем приезжают какие-то купцы. Недавно стал один китаец наведываться. Гоша тоже показал несколько фрагментов некачественного бивня, зубы и даже челюсть мамонта. А ещё у него есть пара чурбаков окаменелого дерева.



Вроде кость, но что-то неаппетитная какая-то.



Эта челюсть весит килограмм тридцать.






Когда-то это было деревом, теперь камень.

В середине дня, Гоша и Аркадий поехали собирать ягоду, а меня отвезли к озеру на другом берегу Индигирки. Почему-то посчитали, что мне там может быть интересно. Это одно из многочисленных озёр, разбросанных на прилегающей заболоченной местности. Не впечатлило оно меня, к тому же погода начала немного портиться.




Наблюдал некоторые нюансы в засолке рыбы. Голову отдают собакам, те очень даже рыбоеды. Главное, рыбу не моют, а только лишь протирают тряпкой. Так она лучше хранится.






А эта штуковина для того, чтобы гнуть кольца из железного прута. Эти кольца используют как грузила на сетях.



Если в доме есть женщина, будут и цветы.

Гоша поведал историю о визуальном контакте с НЛО. Дело было ночью, в ноябре, на одном из местных озёр, когда уже был лёд и снег. Кроме него, было ещё два свидетеля. Сначала увидели свет, будто от фары, но неподвижный. Решили, что кто-то на снегоходе стоит, подстрелили оленя или сохатого и разделывают. Но потом вдруг источник света взлетел вертикально вверх и завис, и от него уже исходило три луча света вниз к земле. Дальше источник света будто растворился в светящееся облако и затем исчез совсем. Дед не выдержал и поехал на снегоходе к тому месту. Ближе к месту увидел ещё два источника света, попеременно мерцающих. Но стоило к ним приблизиться, как они начали теряться и вроде как вновь появлялись, но уже дальше. Так и не удалось ему к ним тогда приблизиться. А потом они совсем исчезли. Аркадий утверждает, что в Хону есть два человека, которые видели даже и саму тарелку. Причём, достаточно близко, не более 200 метров. Это событие, якобы происходило выше по Индигирке, в так называемой «Трубе». Нам там ещё предстоит побывать. Дело было также в ноябре, когда уже река стояла, а люди эти там подлёдной рыбалкой занимались. Лично я, всё выше рассказанное, оставлю без комментариев. Просто пересказал, что слышал от людей.

Сорок восьмой день экспедиции. 31 июля. Покидаем уютный приют.

Утром поехали с Гошей и Аркадием ещё ниже по Индигирке, примерно на 30 километров. Там у Гоши большой подвал, из которого мы должны достать шесть мешков замороженной рыбы, которую повезём в Хону. Этот подвал или ледник, настоящая достопримечательность. Во-первых, его глубина 13 метров. Мешки оттуда приходится поднимать воротом, как из настоящего колодца. Во-вторых, его вырыли ещё в сталинские времена. Только тогда вручную люди могли выкопать такую глубокую яму в вечной мерзлоте. У Гоши есть небольшой ледник и рядом с домом, но там невозможно хранить большое количество рыбы. А этот глобальный подвал Гоша выкупил в частную собственность.






Гоша спустился вниз, цепляет мешки, Аркадий воротом поднимает их наверх. Мешки весят примерно 40 кг. Потом их ещё нужно тащить к берегу, метров 200.



Так ледник выглядит снаружи.



ДТ-75. Ещё один раритет советских времён. Стоит тут же.

Здесь, поблизости, когда-то был посёлок. Как я понял, время основания его довольно позднее, примерно те же времена, что и Зашиверск. Посёлок назывался Майор-Крест, или второе его название - Дружина. Майор-Крест, потому что некто по фамилии Майер поставил здесь то ли крест, то ли часовню. Посёлок не существует уже годов с шестидесятых. А жилой посёлок Кебергене, расположен примерно в 30-40 километрах ещё ниже по Индигирке.

Кстати, место, на котором стоял посёлок, как раз очень богато бивнем мамонта. Гоша показал, так называемый, яр, то есть крутой берег, в котором периодически находят те самые бивни.

Тут же, поблизости, стоит на якоре большая баржа с соляркой. Сама по себе она не может передвигаться, а только лишь с помощью какого-либо судна с двигателем. Именно поэтому её называют в народе «Машкой». Это что-то вроде плавучей нефтебазы. Здесь заливаются более мелкие танкеры и везут горючее выше, в Хону.



Машка.

Когда вернулись в хозяйскую избу, нас уже ждали на столе горячие пирожки с омулем. А после обеда, попрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы с Аркадием стартовали вверх по Индигирке. Лишь только поздно вечером добрались до места. И на последних километрах нас настиг шторм с дождём и грозой. В Хону, как всегда, встречал Миша Иванов.



Загрузились. Мешки с рыбой положили на нос лодки.



Посидим перед дорожкой.

Анонс.

28 июля

1 августа

пейзаж, свет, солнце, фото

Previous post Next post
Up