В минувший четверг наша кафедра провела Олимпиаду по оперативной хирургии. Если кто не знал, оперативная хирургия - это наука, изучающая технику выполнения оперативных вмешательств (базовые хирургические приёмы, хирургические инструменты и т. п.; то есть, собственно «рукодельную» часть хирургии; чисто клиническими вопросами диагностики и т. п. занимаются уже более «старшие» дисциплины). Покажу несколько фотографий с этого действа, а заодно и дам ответ на загадку, представленную в предыдущей записи.
На заглавной фотографии - все участники перед началом мероприятия.
Первая часть мероприятия проходила в так называемом симуляционном центре нашей медакадемии. Вот уже несколько лет там используются разного рода модные симуляторы, позволяющие (ну, с определённой долей условности и приблизительности, конечно) имитировать ряд лапароскопических и эндоскопических манипуляций.
-1-
Приметные «дырки» в животах моделей - это порты, через которые вводятся особые инструменты, манипулируя которыми можно выполнять ряд «виртуальных» вмешательств (картинка при этом выводится на монитор, а программное обеспечение потом оценивает чистоту выполнения всей процедуры). Шайтан-техника!
-2-
Одна из бригад за работой.
-3-
Все предельно серьёзны. Ещё бы - ведь всё предельно серьёзно! :)
-4-
Вид со спины операторов.
-5-
Повторюсь, что имитация вмешательства, конечно, относительно условная (плюс ещё и программное обеспечение нередко глючит). Однако освоить базовые навыки работы с лапароскопической техникой на этих симуляторах очень даже можно.
-6-
В первом конкурсе команды выполняли лапароскопическую холецистэктомию (удаление желчного пузыря). Зелёное пятно на мониторе - это и есть желчный пузырь.
-7-
Второй конкурс был посвящён вязанию узлов при помощи аналогичной же техники. Судя по всему, эти тренажёры (полагаю, не без помощи физики!) улавливают положение инструментов и их функциональное состояние (открыт, закрыт), а затем моделируют виртуальную картинку согласно заложенной программе.
-8-
Потом все переместились в помещения кафедры и стали вязать узлы на скорость уже ручками.
-9-
Кто связал более длинную «косичку» за одно и то же время - тот и победил.
-10-
Следующий конкурс заключался в имитации лапароскопической аппендэктомии. Перчатка, заполненная водой, помещается под кожух; добраться до перчатки можно опять же лишь специальными инструментами. Задачей бригады было глядя на монитор наложить на палец перчатки («удаляемый аппендикс») несколько особых петель, а затем отсечь палец между этими петлями таким образом, чтобы вода ни из какой части перчатки не просочилась. Поверьте, это намного сложнее, чем кажется!
-11-
Вот как выглядит сам процесс.
-12-
А вот картинка с монитора; тут показан момент непосредственного отсечения «аппендикса».
-13-
Разумеется, тут важнее не столько скорость, сколько качество.
-14-
Ну, результат, достигнутый четырьмя командами, я уже показывал. Лучшим был признан самый левый результат; на второй слева перчатке немного «сдулся» удалённый палец; на третьей слева перчатке вообще всё разлилось; на самой правой перчатке всё вроде бы удалось, но «остаточек аппендикса» (хирурги говорят - культя аппендикса) вышел явно длинным.
-15-
Наконец, последний конкурс был посвящён выполнению шва сухожилия на биологическом материале (свиных копытцах).
-16-
-17-
-18-
В итоге наградили всех. Ну, уже не говоря о том, что главное - не победа, а участие!