Резюме: крайне удачное кинопроизведение на стыке классических традиций/мотивов и современных требований к подобному продукту. Тонкая работа!
Как известно, я не являюсь фанатом «Звёздных войн» (ЗВ), но ко всей этой эпопее отношусь и с рациональным уважением, и с иррациональной теплотой, идущей ещё из детства. В
рецензии на «Звёздные войны: Пробуждение Силы» я писал, что ЗВ - это однозначный и несомненный элемент нашей всеземной массовой культуры как минимум ещё на время жизни целого поколения (нужно сразу пояснить, что в эпитет «массовая», говоря о культуре, я не вкладываю никаких заведомо негативных коннотаций; хотя ко всему, являющемуся массовым, безусловно, нужно относиться с осторожностью). И вот поступило замечательное тому подтверждение: буквально через год после выхода седьмой части на экранах заиграл спин-офф (ответвление от основной сюжетной канвы), который я не мог не посмотреть. Более того, он не просто заиграл, но ещё и оказался прямо-таки на удивление качественным.
Итак, «Изгой-один. Звёздные войны: Истории» (
читать о фильме в википедии). По мифологии ЗВ действие фильма происходит буквально перед четвёртой частью «канонической» лукасовской саги. Как вы должны помнить, в четвёртой части Империя «запустила» Звезду Смерти, но повстанцам удалось её разрушить, проанализировав её чертежи и найдя в её конструкции уязвимое место. Обсуждаемый фильм как раз и повествует о том, откуда именно у Звезды взялась «ахиллесова пята» и как именно повстанцам удалось выкрасть её чертежи.
По умолчанию можно было ожидать, что в рамках спин-оффа трудно будет создать что-либо реально качественное, особенно в нашем случае. Ну, действительно: все уже знают главную интригу; Дарту Вейдеру драться на световых мечах просто не с кем (Йода и Обиван в подполье, Люка ещё не инициировали); возможных общих персонажей с элементами каноничной саги - кот наплакал. Готовясь к просмотру, я опасался именно того, что фильм выйдет лишь простоватой полулубочной эксплуатацией знакомых тем и образов, которая на фоне былых кинополотен будет выглядеть лишь блёклой «пародией по мотивам», снятой с простой целью срубить бабло. Однако, я ошибся. При том, что общая образность и «дух» сохранены, создателям удалось снять реально хороший фильм с интересным сюжетом и даже неплохими диалогами (ЗВ в целом, как всем известно, особой тонкостью сюжетных поворотов и уж тем более продуманностью диалогов не отличаются). Да и «вставка» данного сюжета в общую канву получилась вполне убедительной.
Первая четверть-треть фильма совершенно отлична от классических произведений: всё несколько вязко, пусто (и даже психологично), но красиво именно кинематографически. Ближе к середине картины действие несколько оживляется, проскакивает несколько нетипичных для ЗВ батальных сцен (на истребителях ещё никто не летает), появляется несколько харизматичных персонажей, продуманных намного более тщательно, чем основная часть комиксоподобных героев привычных нам ЗВ. Наконец, развиваясь по нарастающей, действие всё же добирается до классической ЗВ-шной бесшабашности с баталиями в открытом космосе, потешными имперскими шагоходами и явными противоречиями с законами физики :). Однако, при всём при этом остаётся место и для красивой (до трогательности) лиричности, и для определённых философских компонентов. Сюжет, как я уже говорил, отличается необычной (для ЗВ) продуманностью: как минимум полфильма держится сюжетная интрига, количество поворотов по типу deus ex machina сведено к минимуму, «эффект штурмовика» тоже смягчён, хотя куда уж без него. Странно, но совершенно отсутствует плосковатый и шаблонный юмор (пару раз тонко и приятно шутит лишь робот K-2S0 - он крайне мил, ему можно). Наконец, ни одного поцелуя между главными героями! Разумеется, без классических натяжек и шаблонов и тут не обошлось, но их хотя бы стало заметно меньше. Совершенно уверенно нужно говорить о том, что фильм является очевидной и неплохой попыткой обратить беспросветную комиксоподобность ЗВ в русло более «натуральных» фантастических боевиков. Пусть это и не удалось полностью (возможно ли это вообще?!), но тенденция мне лично очень понравилась. Визуальный ряд и общая атмосфера заметно ближе к первой трилогии (эпизоды IV−VI), чем ко второй, что меня тоже порадовало (но при этом спецэффекты, разумеется, прекрасны). Фильм в целом выглядит хорошо сбалансированным, никаких эксцессов. Склейка с последующим (по сюжету) IV эпизодом просто идеальна: в последних кадрах буквально на несколько секунд появляется молодая Лея.
Отдельно порадовало (вот прям от души!) музыкальное оформление. Поначалу звучали лишь совершенно незнакомые мотивы, однако уже через 5-7 минут я стал примечать явные интертекстуальные музыкальные намёки на оригинальный саундтрек ЗВ (которые, в соответствии с общей динамикой раскрутки сюжета и кинематографического повествования, мало-помалу становились всё более и более узнаваемыми, лишь пару раз обращаясь во всем известные фрагменты). Классический «Имперский марш», безусловно, тоже прозвучал; равно как и Вейдер тоже не мог не помахать своим мечом в небольшом эпизоде.
В общем и целом я остался удивительно доволен увиденным. В рамках всех ЗВ-кинореализаций эту можно смело назвать прекрасной (на её фоне Эпизод VII выглядит тусклой кинематографической тягомотиной, которую вообще непонятно зачем снимали). К сожалению, вынужден воздержаться от своих традиционных оценок по пятибалльной шкале, так как полноценное восприятие данного фильма неминуемо требует как минимум неплохого знакомства со всеми до ныне экранизированными фрагментами Вселенной ЗВ (да, вот такой вот постмодернизм; и речь вовсе не о сюжетных деталях, а именно что о художественных особенностях как таковых), чего я не могу ожидать от всех, кто прочитает эту рецензию. Впрочем, всё же осмелюсь предположить, что даже тем, кто вообще ничего не слышал о ЗВ, фильм будет как минимум занимателен. Даже в отрыве от исходных лукасовских поделок (я
уже говорил и повторю, что ЗВ в целом - скорее не шедевр, чем шедевр) данный фильм вышел вполне добротным фантастическим боевиком на фоне космических декораций. А уж сама попытка творчески переосмыслить художественное наследие «классических» ЗВ и несколько перенаправить его в «более реальный синематограф» (оксюморон, знаю! так и было задумано!) вообще заслуживает всяческого одобрения. Будем ждать следующих спин-оффов!