Нашёл в свой прошлый визит в Ялту ксерокопию своей университетской зачётной книжки. Перед последним выпускным экзаменом мой сосед по общажной комнате надоумил меня сделать её фотокопию (после последнего выпускного экзамена зачётку уже не возвращали). Сейчас смотрю на эти записи 15-летней (в среднем) давности с умилением.
Ничуть не хочу именно «хвастаться» своей зачёткой (хвастаться нечем, мой вуз знавал зачётки и намного покруче), хочу просто поделиться частью своего прошлого. Возможно, кому-нибудь будет интересно посмотреть на то, как я учился, и на то, что именно мы изучали. Когда-нибудь эти фотографии станут материалом для исторических исследований :). На первой фотографии - титульный лист (ну, или как там это называется) моей зачётки. Кому интересны подробности - смотрим далее. Здесь и ниже все фотографии кликабельны (на тот случай, если кто захочет поизучать мою зачётку под лупой).
Моя «зачётная» фотка несколько странная, согласен. Но в то время мне вот как-то привычно было носить довольно пышную шевелюру (а следить за тем, чтобы она «хорошо лежала», сил не всегда хватало). На моей первой паспортной фотографии я тоже довольно лохматый. Уже несколько позже я стал избегать жары и предпочитать относительно короткие стрижки. Вот моё «зачётное фото» в несколько лучшем качестве:
Для начала напомню общие места и объясню кое-какие детали, которые нынешним студентам моего вуза (и, вероятно, не только моего) могут показаться неясными (так как со времени моего выпуска учебные планы, программы и вообще вся система перекраивались до неприличия часто).
Итак, я поступил в
Крымский медицинский институт им. С. И. Георгиевского (данное имя было присвоено институту в декабре 1995) летом 1997 года. В январе 1998 года он был преобразован в Крымский Государственный медицинский университет. В год моего поступления в качестве вступительных экзаменов на специальность «лечебное дело» сдавались физика, биология и русский язык. Да, ещё в 1997 году те из абитуриентов, у которых в школьном аттестате не имелось официального упоминания о том, что они сдавали в школе украинский язык, экзамен принимался именно по русскому языку (диктант). Поскольку у меня была золотая медаль, сдав физику (профилирующий предмет) на отлично, остальных экзаменов я уже не сдавал.
Структура занятий и система оценки знаний в годы моей учёбы была следующей. На младших курсах занятия велись «лентами» (то есть, на протяжении семестра мы изучали все предметы параллельно); с четвёртого курса занятия шли циклами (лишь один предмет в день, плюс лекции), продолжительность цикла варьировалась от предмета к предмету. Продолжительность занятий на младших курсах была чаще двухчасовой, однако ряд предметов («особо медицинских») преподавались и на трёхчасовых занятиях (совсем редко один и тот же предмет встречался в расписании два раза в неделю).
В конце семестра часть предметов выносилась на сессию (по ним был экзамен), по большинству же остальных (начиная со второго курса в конце года - даже по физкультуре!) проводились дифференцированные зачёты. Оценка по дифзачёту в подавляющем большинстве случаев выводилась из текущих оценок (формально была возможность, при несогласии со своей «средней», пересдать предмет по типу мини-экзамена, но, на моей памяти, этим очень мало кто пользовался, если пользовался вообще). Предметов, по которым был лишь «зачёт/незачёт» было крайне мало («эстетика», «логика», «гомеопатия», «фитотерапия», «нутрициология», плюс большинство «военных» дисциплин, которые в итоге вошли в экзамен по военной подготовке летом после пятого курса).
Как сессионные/экзаменационные оценки, так и оценки по дифзачётам влияли на стипендию. На первом курсе, если мне не изменяет память, для получения стипендии было нужно, чтобы средний балл за сессию был не меньше 4,5. На втором курсе условия смягчили: стало достаточно, чтобы средний балл был не ниже 4,0. Возможные тройки могли перекрываться пятёрками. За все годы учёбы я ни разу «не слетал со стипухи». Сам размер стипендии зависел от величины среднего балла, но разница между максимальной и минимальной стипендиями была не слишком уж и значительной, хоть и заметной. Впрочем, и сама стипендия в годы моей учёбы не была особо большой. На 1-2 курсах максимальная стипендия составляла 16 гривен (в то время «обычный» троллейбусный билет из Ялты в Симферополь стоил 4 гривны, но у студентов тогда ещё была 50-процентная скидка; а, скажем, пачка жвачки «Стиморол» стоила тогда 60-80 копеек), на старших курсах она составляла что-то порядка 46 гривен.
К «выходу на сессию» подход был строжайшим. Без получения отметки «выполнено/зачтено» хоть по одному предмету (в правой части разворота зачётки) студент не допускался к экзаменам, что было весьма чревато. С переэкзаменовками всё тоже было строго: экзамен мог пересдаваться лишь два раза. Получил двойку на второй пересдаче (третьей сдаче) - свободен. В общем, мы были в постоянном тонусе.
Итак, первый семестр. Шесть дифзачётов (религиоведение, основы конституционного права Украины, украинская и зарубежная культура, история Украины, українське ділове мовлення, история медицины) и один экзамен (биофизика). Украинским языком мы занимались лишь один семестр; несмотря на название предмета, с нами много занимались и просто азами украинской медицинской терминологии (именно тогда я узнал такие слова, как, например, поперек, нирка и стегно). К слову, раз уж вспомнился украинский язык, обратите внимание на то, что хотя бланк зачётки и напечатан на украинском, все сплошь и рядом заполняли его на русском языке. Записей на правой странице разворота больше, так как предметы, изучение которых ещё продолжалось в последующем семестре (химия, латинский язык, английский язык, анатомия), на сессию, естественно, не выносились. Плюс в этом семестре был элективный курс («зачёт/незачёт») по эстетике. Как видно, первую сессию я закрыл на одни лишь пятёрки. Напоминаю, что все фотографии кликабельны.
Второй семестр. Семь дифзачётов (политология, латинский язык, психология, педагогика, английский язык, анатомия, гистология). Несмотря на то, что изучение английского, анатомии и гистологии ещё продолжалось, тогда все предметы, изучение которых «перебрасывалось через лето», выносились на дифзачёт. Это тоже неплохо тонизировало в плане работы над текущей успеваемостью. Плюс два экзамена: биоорганическая химия и медицинская биология. Эту сессию я вновь закрыл на одни пятёрки. Нужно заметить, что химию я не сдавал, так как сумел занять какое-то призовое место на олимпиаде по этому предмету.
Третий семестр. Три дифзачёта: по медицинской информатике (поскольку времена тогда были ещё относительно дикими в плане компьютерной грамотности, нас больше учили именно ей, нежели какой-то там информатике), основам экономической теории, социологии (исторический факт: именно по социологии я получил свою первую четвёрку). И три экзамена: по анатомии, гистологии (эти два были и будут традиционно сложными для всех медиков всех эпох; увы, я и тут немного облажался) и философии. На правом развороте записей традиционно больше, так как добавились новые предметы, которые мы сдавали в следующем семестре (нормальная физиология, биохимия); плюс в этом семестре мы изучали ещё логику, основы военной подготовки и какой-то, очевидно, военный предмет, название которого я уже не могу расшифровать (под номером 3).
Четвёртый семестр. Пять дифзачётов: микробиология (предмет «перекидывался через лето»), уход за хирургическими больными, пропедевтика внутренних болезней (предмет «перекидывался через лето»), пропедевтика детских болезней (предмет «перекидывался через лето»), физическое воспитание. И три экзамена: нормальная физиология, биохимия и английский язык. Биохимию и английский я не сдавал, заняв призовые места на олимпиадах по этим предметам. Из восьми оценок - три четвёрки. В этом семестре мы изучали ещё и «военный» предмет, название которого отражено в зачётке под аббревиатурой ОМОЧС (организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях).
Пятый семестр. Самый лёгкий за всю историю обучения :). Лишь один дифзачёт (медицинская психология) и один экзамен (микробиология). Получить из двух оценок две пятёрки было вполне просто. В этом семестре мы начали изучать фармакологию, общую хирургию, патологическую анатомию, патологическую физиологию, а также прошли и забыли «проходной» предмет под названием «нутрициология» (кафедра нетрадиционной медицины, существовавшая в то время, была такой нетрадиционной...).
Шестой семестр. А вот шестой семестр как был в мою эпоху, так и остаётся в нынешние времена самым сложным. Из дифзачётов у нас были такие предметы, как лучевая диагностика и лучевая терапия (это был «страшный» предмет, так как он преподавался на кафедре нашего декана, А. И. Крадинова), физическое воспитание, общая гигиена (предмет «перекидывался через лето»), топографическая анатомия (тогда в шестом семестре мы изучали чисто топографическую анатомию, а оперативная хирургия шла уже в седьмом семестре; сейчас эти две части одного предмета изучаются параллельно в 4-5 семестрах). К четырём дифзачётам летом добавилось ещё и 6 (ШЕСТЬ!) экзаменов, один «легче» другого: общая хирургия, пропедевтика детских болезней, патологическая анатомия, пропедевтика внутренних болезней, фармакология и патологическая физиология. Сессия была реально сложной, поэтому закончил я её со слабоватым результатом (хоть и без троек), даже несмотря на то, что по фармакологии я опять же получил отличную оценку «автоматом» за какое-то призовое место на олимпиаде.
Седьмой семестр. Было четыре дифзачёта: хирургическая стоматология (так записано в зачётке, но по сути это были самые основы стоматологии для лечебников, цикл был очень коротким), медицина катастроф, эндокринология, социальная медицина. Зимой было четыре экзамена: факультетская хирургия, топографическая анатомия и оперативная хирургия, общая гигиена, нервные болезни. Кроме этого изучались ещё акушерство, факультетская терапия (физиотерапия шла особняком от неё), токсикология (в составе военных дисциплин) и вездесущая физкультура.
Внимательные читатели должны были заметить, что как нормальную анатомию, так и топографическую анатомию и оперативную хирургию (последний предмет я, если кто не знает, преподаю), я в своё время сдал на четвёрки. Такая вот ирония судьбы :).
Восьмой семестр. Пять дифзачётов (нейрохирургия, туберкулёз, акушерство, лечебная физкультура со спортивной медициной, физическое воспитание). Вот и появилась в зачётке первая тройка - ну, вот как-то не сложились у меня отношения с акушерством и гинекологией (вторая тройка будет получена по тому же предмету в следующем семестре уже на экзамене). Четыре экзамена: факультетская педиатрия, кожно-венерические болезни, психиатрия, факультетская терапия.
Девятый семестр. Десять (ДЕСЯТЬ!) дифзачётов, которые были сданы на отлично, и лишь один экзамен (акушерство и гинекология), за который я получил вторую и последнюю тройку. В качестве «дифов» в зачётке проходят: биопсийно-секционный курс, военная токсикология, профессиональные болезни, радиационная медицина, урология, оториноларингология, медицинская генетика, травматология, ОМОЧС (см. выше расшифровку), детская хирургия. Кроме этого мы ещё изучали в этом семестре госпитальную терапию, госпитальную хирургию, инфекционные болезни, госпитальную педиатрию, нетрадиционную медицину (там впаривали какие-то основы фитотерапии) и, разумеется, занимались физкультурой.
Десятый семестр. Сессия была вновь сложной, ну так и детство уже прошло :). Семь дифзачётов: судебная медицина, основы права, эпидемиология, глазные болезни, онкология, детские инфекции, физическое воспитание. Пять экзаменов: социальная медицина и организация здравоохранения, инфекционные болезни, госпитальная терапия, госпитальная педиатрия, госпитальная хирургия. Отдельной, уже августовской записью (её трудно разобрать под печатью в левой нижней части снимка) идёт отметка о сдаче экзамена по «военке» после «воинских сборов». Сборы были, конечно, весьма номинальными, но уж что есть - то есть.
Одиннадцатый семестр. Да, вот уж и шестой, последний курс. В зимнюю сессию экзаменов не было, но было 7 дифзачётов: инфекционные болезни, детские инфекционные болезни, госпитальная хирургия, клиническая фармакология, внутренние болезни, физическое воспитание, туберкулёз. На правом листе зачётки упомянуты многочисленные отдельные циклы по терапии (пункты 5-10).
Двенадцатый, последний семестр. Тут всё было максимально серьёзно: сколько предметов - столько и дифзачётов. Ну и плюс, разумеется, выпускные государственные экзамены. Дифзачётов было десять: нейрохирургия, детская хирургия, эндокринология, детские болезни, онкология, гигиена, социальная медицина, клиническая аллергология, акушерство и гинекология, реаниматология. Как видно, почти все предметы (кроме клинической аллергологии и реаниматологии) были вроде бы как и «старыми», но на шестом курсе мы разбирали, разумеется, несколько другие вопросы, чем на предыдущих курсах.
Наконец, выпускная сессия. В моё время перед собственно выпускными экзаменами мы писали тестовый экзамен «КРОК-2» (его ещё сопровождали благозвучным эпитетом «лицензионный»). Формально он вроде бы как служил допуском к государственной аттестации («не сдашь КРОК - не видать тебе диплома»), поэтому его все очень боялись. Однако, в те годы проходной балл для успешной сдачи был довольно низок, так что не сдать его мог лишь реальный идиот. Экзамен состоял из двухсот тестовых задач с пятью вариантами ответов по всем разделам медицины (опять же, как ни странно, мы писали его на русском языке), проходной балл в мой год был ниже 40 процентов.
Сама же выпускная сессия состояла из пяти экзаменов (перерыв между отдельными экзаменами составлял шесть дней):
1. Внутренние, профессиональные и инфекционные болезни;
2. Хирургические болезни с детской хирургией;
3. Педиатрия с детскими инфекциями;
4. Общая гигиена и социальная медицина;
5. Акушерство и гинекология.
К первому экзамену (терапии) я готовился весьма тщательно. Однако, после весьма хорошо проведенной курации, на устном ответе я чувствовал себя довольно неуверенно, морально готовился к тому, что «будет четыре - и слава богу, лишь бы не три» (получить тройку на первом же госэкзамене было бы как минимум обидно). Услышав на оглашении результатов, что получил отличную оценку, я понял, что моё дело в шляпе. Следующий месяц сессии прошёл уже в более-менее свободном режиме, нередко ещё более облегчаемым приятным пивным опьянением :), но экзамены всё равно давались и сдавались легко. Перед последним экзаменом (мои «любимые» акушерство и гинекология) я понял, что получу двойку лишь если только вдруг начну вести себя на экзамене из ряда вон непристойно (тогда как тройка по этому предмету меня ничуть бы не удивила по вышеописанным причинам :)). Нет, я, конечно, готовился, но уже ничуть не нервничал и не заморачивался. В итоге, как ни странно, во вкладыше к диплому у меня и тут стоит оценка «отлично» (данный казус можно рассматривать как своего рода «месть» провидения моему «любимому» предмету :)). Диплом у меня вышел вполне себе «синим», но я никогда не переживал по этому поводу.
Вот разворот зачётки с результатами выпускных экзаменов. Оценка за последний не стоит, так как я делал ксерокопию зачётки до него (как я уже говорил, после последнего «госа» зачётки нам уже не возвращали).
По правде говоря, в зачётке был ещё один разворот, посвящённый результатам производственной практики. После первого курса мы просто отрабатывали неделю на благо университета, занимаясь всякого рода технической работой (девушки что-то отмывали, парни что-то перетаскивали). После второго курса была санитарская практика (две недели, если я правильно помню); после третьего - медсестринская (три недели). На четвёртом курсе была уже врачебная практика; она была разбита на неделю хирургической (после зимней сессии) и на три недели терапевтической-педиатрической-акушерской (уже летом). После пятого курса была то ли трёх-, то ли четырёхнедельная поликлиническая практика в разных поликлинических отделениях (уже и не помню точно, сколько она длилась). Не знаю, то ли я забыл отксерокопировать этот разворот, то ли страничка с копией как-то затерялась, но прошу поверить на слово, что за все практики у меня стояли лишь пятёрки. Оценка за практику, к слову, тоже влияла на стипендию.
Вот такими вот были мои университеты, спасибо за внимание. А вам слабó показать свою зачётку? :)