Рецензирую: «Хайтарма»

Sep 05, 2013 23:59



Резюме: очень трогательный фильм-притча с историческим фоном; пять с минусом и категорическая рекомендация к просмотру. А теперь подробнее...

Посмотрел нашумевший фильм «Хайтарма» (ссылка на сайт кинопоиск.ру, где можно посмотреть трейлер; не особо информативная статья уже имеется в украинской википедии). Шумиха вокруг него развернулась нешуточная: генконсул России в Крыму из-за высказываний об этом фильме ушёл в отставку, а на любых сетевых площадках по поводу картины разгораются нешуточные страсти (увы, там доминируют, как правило, мнения уровня «всё правильно Сталин сделал» и «все татары - предатели»).

Перед просмотром опасался в первую очередь двух вещей: что фильм действительно будет «перекошенным» в идеологическом плане (как-никак, он снят крымскотатарской студией ATR и повествует о депортации крымских татар), и что фильм выйдет чересчур уж «местечковым и пластиковым» (так как большого бюджета как бы не ожидалось).

К счастью, оба моих опасения оказались напрасными. Фильм совершенно не следует никакой идеологии и, соответственно, не проводит никакой особой идеологии за исключением элементарного гуманизма. Более того, он даже не претендует ни на статус эпического полотна о судьбе крымскотатарского народа, ни на документальную точность. По сути, у создателей вышла весьма добротная и человечная история-притча о том, как политика (идеология, власть, сила и т. п., нужное подчеркнуть) ломает и перемалывает судьбы людей. Основная сюжетная линия (герой Советского Союза Амет-Хан Султан прибывает на побывку к родителям в Алупку, где и становится свидетелем событий 18 мая 1944 года, спасая родителей, но теряя любимую девушку) является лишь романтической канвой, на фоне которой зрителю представлены отдельные трагедии как крымских татар, так и советских людей других национальностей вообще: депортация здесь представлена не в виде гекатомбы, а именно в виде совокупности личных трагедий. Фильм, таким образом, ничуть не пытается проводить какую-то официальную «линию» типа «дотянулся проклятый Сталин» (к слову, буквально за несколько часов до начала депортации по хронологии фильма отец главного героя произносит тост «за победу, за Сталина», а оценка действий нквдшников «фашисты!» звучит из уст женщины-славянки), а обращается к обычным человеческим чувствам, общим для представителей всех наций вне зависимости от идеологических предустановок. Совершенно не понимаю, как можно было усмотреть в этом фильме какую-либо «(анти)пропаганду» или «проведение/извращение каких-либо исторических подходов/реалий». Это просто фильм о той стране того времени и о человеческих судьбах той страны того времени. В этом плане создатели фильма - большие молодцы: им удалось поднять где замалчиваемую, где намеренно предвзято подаваемую тему депортации крымскотатарского народа без всякого погружения в политику, национализм и т. п.

Опасения, что кино будет снято чересчур просто, тоже оказались напрасными. Фильм снят весьма качественно; сценарий и режиссура в общем цельны и интересны; хорошо/красиво реализованы как общие виды, так и мелкие детали; много внимания уделено аутентичному реквизиту. Актёрский состав пусть и не блещет звёздами первой величины, но тоже весьма хорош. «Второй» главный герой, майор НКВД Котов, «особо занимающийся» Амет-Ханом Султаном и, в итоге, тоже перемолотый тоталитарной машиной, в исполнении Алексея Горбунова просто шикарен. Разумеется, фильм вышел «не голливудского масштаба», отдельные военные сцены и эффекты выглядят даже простовато, но в рамках общего жанра «фильма-притчи» данные детали ничуть не портят общего впечатления. У фильма хорошая музыка и красивая романтическая образность, например, образ лошади, проходящий через весь фильм (не вполне уверен, как его трактовать, но он завораживает), или самая последняя сцена, где уже в вагоне, набитом людьми, одна девушка спрашивает другую, только что родившую ребёнка, как она собирается его назвать (это даёт фильму пусть и немного, но мажорную концовку: жизнь продолжается). Из недостатков могу отметить лишь откровенные географические нестыковки и противоречия (впрочем, заметные и понятные лишь тем, кто хорошо знает Крым), а также ряд чересчур натянутых «оптимистичных» сцен в первой части фильма (возможно, они смотрелись бы более естественно, если бы были более оправданы и доделаны как сюжетно, так и режиссурно).

Мне лично фильм весьма понравился. Ставлю пять с минусом за небольшие натянутости и недоработки, но категорически рекомендую к просмотру всем вне зависимости от идеологического и национального фона. Фильм изобилует очень трогательными и душевными сценами, а каких-либо спорных (или, тем более, «провокационных») моментов в нём, как уже говорилось, я совершенно не заметил. Осмелюсь сказать, что данный фильм является вполне достойным по художественному содержанию (пусть и не вполне равноценным по технической реализации) аналогом фильмов о трагедии еврейского народа (из всемирно известных упомянем лишь «Пианист» и «Список Шиндлера»). А сам факт того, что это вообще первый фильм, затронувший тему депортации крымских татар, делает его ещё более примечательным.

Важный личный постскриптум (не имеющий прямого отношения к фильму). Если кого интересует моё мнение, то я твёрдо и убеждённо считаю депортацию крымскотатарского и других крымских народов очевидным преступлением. Да, безусловно, среди крымских татар были коллаборационисты (а среди представителей какого народа их не было?). Готов даже допустить (именно допустить, так как точные цифры, насколько я понимаю, никому неизвестны), что среди одних народов пособников фашистов в относительном исчислении было больше, чем среди других. Но категорически не понимаю, как за вину отдельных, пусть и многих лиц можно карать целый народ (в данном случае, по сути - стариков и детей). Разумеется, депортация небольшого народа - это намного более лёгкое и быстрое решение, чем розыск, тщательные расследования и (при доказанной вине) наказание в отношении многочисленных предателей. В этом плане Сталин как политик поступил, возможно, рационально (хотя уж никак не умно и не дальновидно). Но с человеческой точки зрения (а человечность должна стоять превыше любой политики) подобные действия свойственны лишь законченным негодяям. Не понимать этого, имхо, могут только мудаки, которых, к большому сожалению, с головой хватает среди представителей любой нации. Фильм «Хайтарма», очень человечный и «вненациональный» по своему основному посылу, должен служить в том числе и сокращению числа подобных мудаков. Очень надеюсь, что этой цели он хотя бы частично достигнет.

политика, рецензирую

Previous post Next post
Up