Приближающемуся учебному году посвящается...

Aug 29, 2013 23:59


На практической части модульных экзаменов по нашему предмету (которую принимаю я с одним коллегой) есть ряд вопросов, традиционно ставящих в тупик студентов и так же традиционно веселящих нас. Один из таких вопросов: шов печени по Кузнецову-Пенскому. Согласен, что причислять его к перечню практических навыков довольно странно (показать-то не на чем, даже отработать не на чем; привет Болонской системе и вообще маразмам отечественного образования), но мы делаем, что можем :). Поскольку внятно объяснить словами технику выполнения данного шва не может практически никто (ну, может один студент на 100-200), мы просим нарисовать на доске схемку. Да, рисуем мелом на самой обычной доске, мультимедийные доски до нас пока ещё не дошли. Картинки получаются самыми забавными и непредсказуемыми. В конце прошлого семестра я постарался отфотографировать (на телефон, так что качество слабенькое) студенческое творчество (ну, то, что смог и успел). Под катом приводится собственно галерея. Приближающемуся учебному году посвящается.

В двух словах о шве (ничего запредельно сложного). Данный шов является гемостатическим. То есть, им не зашивают печень, а останавливают печёночное кровотечение (при травмах или при необходимости проведения широких рассечений печёночной ткани). Проблема в том, что печень - это очень полнокровный орган, а печёночные капилляры отличаются довольно большими размерами, поэтому даже при относительно небольших повреждениях печень кровит весьма сильно. В случае с травмой других органов как правило достаточно перевязать лишь крупные (заметные) кровоточащие сосуды, а капиллярное кровотечение остановится само собой, но с печенью данный номер не прокатывает, для чего и применяются особые гемостатические швы.

Суть данного шва в следующем. Через паренхиму печени на небольшом расстоянии от разреза (или места травмы) «по синусоиде» (последовательно начиная с разных поверхностей органа) проводят двойную нить. После этого на разных поверхностях разрезают разные половинки этой нити, а затем концы образовавшихся фрагментов связывают между собой (узлы на фрагментах разных половинок нити будут располагаться на разных поверхностях), добиваясь «сжатия» паренхимы печени (при этом капилляры сдавливаются и кровотечение уменьшается). Чтобы не перепутать разные половинки нитки, их предварительно можно окрасить в разные цвета. Например, на одной стороне печени рассекаем окрашенную «половинку» нити, а на другой - неокрашенную. Вот схема (на левой картинке показано, как проводится нить и как пересекаются разные её половинки; на правой картинке концы фрагментов уже связаны, обратите внимание, что узлы располагаются попеременно на разных поверхностях органа):


Схема эта имеется в учебнике по «топочке» под редакцией Кованова, приводится на лекциях и разбирается на занятиях. Только лишь мне кажется, что ничего сложного тут нет? Тем не менее, если вы зайдёте под кат, вы увидите самые невероятные версии данной схемы...

Итак, вот мой скромный урожай за прошлый модуль. Непременно нужно учесть и сказать, что на данных фотках - лишь итоговый результат; промежуточные результаты я не фиксировал, хотя в общей оценке они (вместе с вербальными разъяснениями студента), безусловно, играют весьма важную роль. Мы ставим оценку не за общий рисунок, а за «комплексную презентацию», тогда как на фотках - лишь итог. Впрочем, иногда даже он красноречиво свидетельствует...



Ничего не вышло...



Вполне неплохо...



Вау! Замечательно!



А тут только первая часть схемы...



Коряво, но что-то здравое тут проскочило...



Далеко от идеала, но зато в 3D... :)



Ой, шеф, всё пропало, клиент умер...



Неплохо, но схема не доведена до завершения...



Как-то непоня-а-а-а-атно...



Слышал звон, да не знаю, где он...



Тот же самый звон, и та же неуверенность в его источнике...



Верной дорогой идёте, товарищи. Но рисовать даже я умею получше :).



Это больше похоже на бычьего цепня в печени, чем на шов Кузнецова-Пенского...



Вполне терпимо...



Рисунок малоудачный, но, судя по пальцевым трекам, здравая мысль тут была...



Я люблю свою работу... :)



Очень даже хорошо...



И я опять люблю свою работу :). Со студентами бывает очень даже весело...



Нормуль...



Тут опять что-то не срослось...



Если бы я не присутствовал при создании этого шедевра, то никогда б не понял, что это...



Тут какая-то очевидная недоработка...



Отличный рисунок: и мило, и забавно :).



Инфузории атакуют! :)



Ну, не самый плохой вариант :).

С нетерпением ждём следующего модуля: там у нас ампутации и инструменты для операций на костях... :)

студенты, умности, приколы

Previous post Next post
Up