Про долбаную Болонскую систему хорошо написал ещё Есенин:
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
Так вот. Будь проклят тот мудила, который стоял у истоков внедрения этой хуиты в нашу украинскую систему высшего образования. Так и хочется отреагировать словами того же Есенина (по счастливой случайности - прямо из того же четверостишия):
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека!
Нет, ну, на самом деле, что, млять, мы выиграли от внедрения этой
НЁХ? По слухам, введение этой системы было призвано «интегрировать нашу систему высшего образования с европейской» для того, «чтобы наши студенты могли легко переводиться в европейские университеты, а европейские студенты - в наши». Чтоб вашу мать! Многие ли из наших студентов смогут «перевестись» из наших университетов в буржуйские? Козе же понятно, что все, кто хотел и мог, учатся там изначально, а у намного более чем 94 % тех, кто хотел бы, но не может, на такую авантюру банально не хватит денег. С другой стороны, кто из студентов европейских стран поедет учиться в нашу Богом и Януковичем забытую Украину? Смешно! Для каких-то считанных единиц переформатировать и пересирать всю отечественную систему образования! Зашибись!
Не знаю, как в других вузах, но конкретно на моей кафедре введение Болонской системы свелось лишь к экспоненциальному росту объёма бумажной работы. Никакого увеличения финансирования (блядь, чтобы в туалете вкрутить перегоревшую лампочку, мы за свой счёт идём покупать её на рынок, так как «выписать её в хозчасти» оказывается себе дороже: пока эта лампочка дойдёт до нашей кафедры, студенты банально зассут весь туалет). О современных фантомах, о трупном материале, об обновлении инструментального фонда стоит ли расписывать? О зарплатах, сопоставимых с европейскими, я даже не говорю. Или, может быть, под «интеграцией с европейской системой образования» наши, не к ночи будь помянуты, умники «из верхов» понимали уменьшение преподавательской нагрузки (в частности - уменьшение числа студентов в учебных группах)? Хуй, об этом лишь на моей памяти говорят уже лет 5-6 во всех изданиях, посвящённых улучшению и углублению медобразования, но как было по 12-14 студентов в группах (против 6-8 в Европе), так и остаётся, ибо, опять же, денег нет. Ну так что, блядь, реального дала эта Болонь образовательной системе Украины?
Отвечаю (опять же, на примере моей кафедры; если где-то что-то лучше, поделитесь приятными впечатлениями): нихуя положительного эта система не дала. Количество учебных часов урезано за счёт «самостоятельной работы студентов» (ну, надо же как-то бюджетные денги на «экономию» списывать), но, блин, если в Европе существует реальная система контроля знаний у обучающихся, то в наших суровых украинских реалиях никакие экзамены/КРОКи и т. п. не устоят против системы взяток и звонков. В итоге - значительной массе народа проще нихуя не делать во время, как бы выделенное учебными программами для самостоятельной работы, так как значительную часть проблем можно решить «в обход». Что имеем в итоге? Правильно: катастрофическое падения уровня подготовки. Безусловно, умные, талантливые и старательные студенты по-прежнему рулят, но их становится всё меньше и меньше.
Дальше. Если раньше была более-менее прозрачная, чёткая и справедливая система допусков к экзаменам и самих экзаменов (допуск-экзамен-пересдача-ПоследнаяПересдача-отчисление/академ), то сейчас, блядь, творится вообще хуйня несусветная. Вся программа предмета делится на ёбаные модули, у каждого модуля - свой экзамен, у каждого экзамена - по несколько пересдач, пересдачи происходят чуть ли не тогда, когда укажет деканат; более того, если студент по тем или иным причинам не дошёл до сдачи модульного экзамена (то ли из-за пропусков не выполнил учебную программу, то ли не набрал достаточного количества баллов/«поинтов», то ли болел, то ли просто не явился), то у него всё равно каким-то хуем остаётся право на две пересдачи. С какой, блядь, радости? Если он полный дебил, половину занятий пропустил, за вторую половину получил неуды и по этой причине не «вышел» на очередную сдачу/пересдачу, то нахуй он нужен отечественному здравоохранению? А нихуя, у него ещё две пересдачи есть... И он ещё будет заёбывать преподавателей оформлением индивидуальных планов (которые всё равно толком отрабатывать не станет; от этого мы охуеть как счастливы, нам платят аж около 6-8 гривен за каждый час подобных занятий, при том, что эти занятия мы вынуждены проводить в свободное от работы время), потом придёт на одну пересдачу, получит, как правило, хуй с маслом (ибо дебил), но, тем не менее, ещё придёт как минимум на вторую пересдачу. Но даже после этого его, как правило, не исключат, так как подавляющее большинство студентов учатся уже за деньги, а терять эти деньги университету невыгодно. Начнутся звонки, разговоры/уговоры; в итоге студент, как правило, продолжает постигать тонкости медицинской науки...
Ну, а теперь самое интересное. Каждая сдача, пересдача, пересдача пересдачи, внеплановая пересдача, итоговая пересдача и т. п. (хуева туча их, никогда нелья предугадать, сколько пересдач у каждого конкретного студента будет) документируются в бумажных ведомостях. Одно дело, когда имеется одна ведомость на каждого студента на весь период изучения предмета. Но ведь хуй! Болонская система привнесла очаровательное ноу-хау (интересно, в Европе вообще знают об этом?), когда один и тот же студент по разным модулям может внезапно всплывать в разных семестрах, по разным модулям, в разных пересдачах и т. п. в самых разнообразных комбинациях. И мы вынуждены мало того, что заполнять всю эту хуиту, так ещё и постоянно сверяться со старыми данными в отношении следующего: а) какая у студента была текущая успеваемость (в конкретном семестре, по конкретному модулю); б) сколько баллов он набрал на сданных экзаменах (по конкретным модулям); в) если он что-то не сдал, то был ли он не допущен или же он не выполнил учебную программу (не вып. - у него есть пропуски; не доп. - пропусков нет, но есть двойки, т. е. общее количество набранных баллов/поинтов/очков не достигает минимума; блядь, да какая нахуй разница, невып или недоп, если он всё равно не имеет права сдавать экзамен???); г) есть или была ли у студента индивидуальная работа (она тоже оценивается в какое-то количество дополнительных баллов); д) ещё куча подобной хуиты, никакого отношения не имеющей к реальным достижениям студента. Когда студенты обучаются на кафедре на протяжении двух семестров (при этом у них меняются преподаватели), когда постоянно кто-то отчисляется, а кто-то восстанавливается, когда университет не может создать какую-то современную базу данных по всей этой хуите с интернет-доступом (21 век, ёпта!), когда мы все эти детали вынуждены сверять по ксерокопиям ранее заполненных ведомостей, сделанных за наш счёт, согласитесь, такая тупая работа может реально заебать. Если вы думаете, что это просто, - приходите к нам на кафедру, введу вас в курс дела и буду лично оплачивать вам полставки лаборанта за подобную работу :).
Ну и последнее. Чего я, собственно, такой злой. Сегодня мы принимали финальную пересдачу по нашему предмету у двух потоков. С одного потока набралось 56 человеко-модулей (реальных людей было меньше, но кто-то пересдавал лишь один модуль, а кто-то - два), с другого - мы даже не считали, не меньше 80. Если в старые добрые времена в один день на экзамен приходило лишь 3-4 группы (порядка 40-50 человек), но при этом они просто тянули билет и рассказывали/показывали на месте всё, что знают, и экзаменатор просто ставил им 2/3/4/5, то нынешняя Болонская система предписывает, что модульный экзамен должен состоять из трёх частей: тесты (по 10 минут на студента при пропускающей способности кафедры не более 15 человек за «сессию» - это уже занимает минимум час на 90 человеко-модулей, в реальности - не менее полутора часов, так как студенты заходят/выходят, мы их регистрируем и т. п.), практические навыки (тут ещё дольше, не менее 3-5 минут на человека, иногда и до 10 минут доходит) и ответ на теоретическую часть (4 вопроса, минимум по 6-8 минут на человеко-модуль, нередко до 8-10). Вся эта херня исчисляется в разном количестве «очков». Мне лень подбивать цифры, если охота - считайте сами; но сегодня мы, начав принимать все эти, сука, модули, в начале десятого, закончили приём около начала девятого (вот кто, блядь, додумался поставить финальные пересдачи у двух потоков в один день?). Потом нужно ещё суммировать результаты тестов/практики/теории. Итог замечателен: начав приём экзамена в начале десятого, мы разошлись аккурат в 22.00. Заебись, Болонская система! Лучи поноса всем, кто её поддерживает.
Блин, я а ешё планировал уехать сегодня (вчера) вечером домой, в Ялту. Ну да ладно уеду утром. Тем не менее, осмелюсь спросить: вы можете представить, чтобы где-нибудь в Оксфорде, в Кембридже, в Массачусетсе народ вывихивал бы себе мозги подобной хуитой? И вы ещё удивляетесь, что у нас наука херовая, что у нас преподаватели задёрганные? Идите нахуй!
Systema Boloniae delenda est, однозначно!