Интересно, а вот работникам как? Придётся покупать электронный кошелёк. Я ТАТ пользуюсь, дай Бог, раз в 2-3 месяца. При отсутствии билетов на 1-2 поездки, дешевле будет так. Когда-то работники Мосгортранса ездили в метро бесплатно, и работники метро на ТАТ тоже. Прошли те времена, благодаря Гаеву и... Не помню кто был тогда начальником Мосгортранса. А сейчас? Сейчас "проще построить многоуровневую развязку на МКАД, чем посадить Мосгортранс и Метрополитен за стол переговоров" Слова не мои, найдены в сети, © уже не найду.
"Парни, улыбаемся и машем, улыбаемся и машем" ©
UPD Сколько будем платить за общественный транспорт в 2013-м
Анна Каледина разобралась в новом "билетном меню" Москвы и подсчитала, насколько в действительности удобны и выгодны пассажирам многоходовые изменения, задуманные столичными властями.
© РИА Новости. Рамиль Ситдиков
Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
С 1 февраля московских пассажиров, пользующихся городским общественным транспортом, ждет первая порция изменений, которая в итоге должна привести к кардинальной перестройке системы оплаты за проезд. Самые масштабные нововведения ждут нас со 2 апреля. Нет сомнений, что весной многие пассажиры ощутят на своих кошельках и нервах последствия многоходовых изменений, которые задумали столичные власти.
Новое "билетное меню" в Москве будет удобнее и экономичнее >>
Тарифы стучатся дважды
Глава департамента транспорта, заместитель мэра по вопросам транспорта и развития Москвы Максим Ликсутов на днях пояснил москвичам, какие изменения стоимости проезда в общественном транспорте их ждут в этом году. Чиновник сообщил, что цены на билеты не только не вырастут, но и местами даже упадут, рассказал о расширяющихся опциях оплаты, и о том, что проезд в транспорте будет более удобным и комфортным.
Но подробное изучение постановления столичного правительства "Об утверждении тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа общественным транспортом города Москвы" показало, что далеко не все задуманные перемены покажутся пассажирам приятными.
Осенью прошлого года столичный мэр Сергей Собянин объявил, что повышения тарифов на общественный транспорт в наступающем году не будет. Но в конце декабря появилось упомянутое постановление, содержащее сразу три сетки тарифов проезд в общественном транспорте. Это периоды 1-31 января (цены не отличаются от действующих сейчас), 1 февраля - 1 апреля, 2 апреля-31 декабря.
С 1 февраля особых изменений не будет. Пожалуй, главным из них является появление универсальной карты. Проще говоря, "талончик" на метро можно будет использовать не только в подземном, но и в наземном транспорте. Похвальная задумка, особенно с учетом постоянных пробок, которые образуют на входе в автобусы и троллейбусы пассажиры, приобретающие билеты у водителя.
Но изменения, которые ждут пассажиров 2 апреля, в комплексе скорее им не понравятся.
"Одноразовый пассажир"
Пока в инновациях московских властей активные интернет-пользователи усмотрели лишь отмену билетов на 1 и 2 поездки в метро. Со 2 апреля приобрести их можно будет только в автоматах по округленным ценам - 30 и 60 рублей соответственно. Получается, что такие поездки станут дороже более чем на 7%.
По окончанию трехмесячного переходного периода с 1 июля продавать разовые билеты и вовсе перестанут. Желающие прокатиться 1-2 раза должны будут покупать так называемый электронный кошелек (смарт-карта). Стоимость поездки - 28 рублей, но при приобретении карты придется оставить возвратный залог в 50 рублей.
Конечно, ничего ужасного в электронном кошельке нет. Такие средства платежа, кстати, распространены во многих странах, да и 50 рублей не жалко, если пользуешься услугами подземки время от времени. Тем более что кошелек пополняемый. Через банкоматы, терминалы или автоматы в метро на карту можно положить деньги.
Но однозначно нововведение будет неудобным для гостей столицы, которые используют ее как перевалочный пункт. Трудно представить, что обвешанный чемоданом транзитный пассажир, переезжающий, скажем, с одного вокзала на другой, обрадуется более сложной процедуре - ведь карту не только нужно купить, но и сдать, чтобы получить назад свой залог. Не в восторге будут и автомобилисты, которые время от времени спускаются под землю.
Желание истребить билеты на 1 и 2 поездки московские власти объясняют двумя причинами. Во-первых, билеты с чипами - дорогое удовольствие. Производство бумажных "талончиков" на 1 и 2 поездки просто не окупается. Во-вторых, власти всерьез решили бороться с очередями у касс. Во многом, кстати, они состоят из пассажиров, предпочитающих одноразовые "талоны". Таких людей, по оценкам, четверть от всего потока. Ощущается в этом какое-то нарочитое отсутствие логики. Если "одноразовых пассажиров" так много, то было бы справедливо не ущемлять их интересы. Кроме того, многие такие люди уже давно покупают билеты в автоматах.
Но их ждет весьма небогатый выбор: или обзаводись электронным кошельком или покупай привычный бумажный билет, но на не менее чем 5 поездок. Этот билет, кстати, с апреля подорожает со 135 до 150 рублей, то есть на 11,1%.
Ограничение в поездках
На первый взгляд, чиновники последовательны в исполнении своих обещаний. У активных пассажиров, действительно, появляются новые возможности.
Помимо уже упомянутого универсального билета для всех видов транспорта, еще одна хорошая новость - проездные на 20 и 60 поездок подешевеют на 20 и 45 рублей соответственно. Экономия - примерно 0,4%. Но, как правило, хорошей новости всегда сопутствует плохая. Так, со 2 апреля исчезнут проездные на 30, 90 и 365 дней без лимита поездок, предназначенные только для метро.
Пояснение, правда, Ликсутов дал только по годовым абонементам - ими, мол, пользуется не больше 1% пассажиров.
Тем не менее, возможность приобрести за фиксированную цену получить право на безлимитный проезд на определенный срок сохранилась, и пользоваться ей можно будет для оплаты проезда не только в метро, но и на других видах общественного транспорта.
Предусмотрено 4 вида смарт-карт без лимита поездок: на сутки (200 рублей), на 30 дней (2200 рублей), на 90 дней (5200 рублей) и на 365 дней (17 000 рублей). Теперь сравним, как могут измениться расходы. Сейчас безлимитный проездной на год, которым можно пользоваться только в метро, обходится в 11 430 рублей, безлимитная годовая карта, которую можно будет купить со 2 апреля - 17 тысяч.
Если вы используете только подземку, то покупать ее разорительно. Вот самый элементарный расчет: в этом году 247 рабочих дней, постоянные пассажиры, по крайней мере, дважды в день, то есть 494 раза в год, прикладывают документ к турникету. Получается, что одна поездка сейчас стоит 23,13 рубля, а со 2 апреля подорожает до 34,41 рублей, то есть на 50% дороже. Дорого? Справедливости ради стоит заметить: если хотя бы дважды в день вы пользуетесь еще и наземным транспортом, то одна поездка в комплексном варианте будет дешевле, чем сейчас, - чуть больше 17 рублей.
Еще больше не повезет современным пассажирам, которые вовсе не желают стоят в очередях за билетами и используют банковские карты с транспортным приложением (это обычные дебетовые или кредитные карты, которыми можно расплачиваться в транспорте, приложив их к считывателю). Казалось бы, желая снять напряжение и разгрузить кассиров, нужно поддерживать людей, которые открыты к современным технологиям.
Но им подготовили неприятный сюрприз. Сейчас цена одной поездки уменьшается по мере увеличения количества поездок. Если сейчас вы совершили за месяц, например, 40 поездок (а они фиксируются, учитываются и списываются банком с карты в начале следующего месяца), поездка в метро обходится в 22,06 рубля, если 70 и более поездок - то 17,87 рублей.
Со 2 апреля за каждую из поездок на любом виде транспорта будут списывать по 26 рублей.
Водитель в розницу не торгует
И последний момент, касающийся пассажиров, которые изредка пользуются наземным транспортом. Со 2 апреля водитель в салоне продаст вам билет как минимум на 4 поездки за 100 рублей (25 рублей поездка). Казалось бы, это меньше, чем нынешние 28 рублей, но есть достаточно людей, прибегающих к услугам наземного транспорта раз в год.
Безусловно, логика в действиях транспортных чиновников есть. Заторы из пассажиров, которые приобретают билеты на входе, сильно задерживают движение. Поэтому власти хотят стимулировать людей реже покупать билеты. Все это так, но только пунктов продажи билетов в столице явно недостаточно, да и работают они в определенные часы.
Пожалуй, впервые транспортные чиновники попытались использовать в подготовке тарифов маркетинг, предлагая максимальное разнообразие опций. Но давно известно, что там, где маркетинг - жди подвоха. Не повышая тарифы, транспортные чиновники разработали такую схему, что многие возможности просто исчезнут, а что-то станет невыгодным.
Это уже хорошо знакомо нам по работе в технологичных сферах, где вас сначала просят перейти на новый тариф, хотя старый вам и привычней, и выгодней, а потом просто переводят сами.
Из новой, разработанной московским правительством сетки извлечь выгоду смогут только своего рода универсальные пассажиры, которые много и часто ездят и не пользуются современными технологиями. Но только люди редко бывают идеальными. Все хотят персональных планов, в том числе и тарифных.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
РИА Новости ©