Не от ума вообще. Время такое, условия такие, что мы сейчас в реальном времени и можем наблюдать. Просто те, кто поумнее, видят дальше. И не обольщаются "хождением в народ", "мировой революцией" или "теорией малых дел".
А что? Что было у девушки конца 19 века? Кроме замуж, детей и замшелой провинциальной жизни? Или учительницей в гимназию? Послушно исполнять предписания начальства, может быть дорасти до директриссы, окончательно возненавидев учеников?
Между прочим, в России положение было лучше, чем во Франции. У нас по крайней мере женщина после свадьбы сохраняла свое имущество, капитал, если был. Там оно полностью переходило к мужу.
Спасибо, тоже себе отложила на почитать. А вы не читали воспоминания Софьи Ковалевской? Мне она вспомнилась в связи с темой сложности образования и какой-либо самостоятельной профессиональной деятельности для умной и интеллигентной девушки того времени. Там в этом плане особенно интересны были даже не сами воспоминания Ковалевской, хотя ее описание метаний ее сестры тоже достаточно красноречиво говорит о "женском вопросе" в обществе, например:
“Но всего замечательнее то, что у Анюты, ненавидевшей прежде ученье, явилась теперь страсть учиться. Наместо того, чтобы, как прежде, тратить свои карманные деньги на наряды и тряпки, она выписывает теперь целые ящики книг, и притом вовсе не романов, а книг с такими мудреными названиями: «Физиология жизни», «История цивилизации» и т. д
( ... )
Воспоминания Ковалевской читала. А других людей о ней нет. Да, они очень интересные. Кстати, Дьяконова упоминает о Ковалевской как о вдохновляющем примере. Особенно когда девушки обсуждали возможность фиктивного брака. Явно об этом не говорится, но я поняла, что пример Ковалевской в те годы со многими сыграл злую шутку. Девушки вступали в фиктивный брак, чтобы вырваться из-под родительской опеки, а потом брак оказывался вдруг настоящим. Со всеми "прелестями" зависимого положения.
Comments 9
Reply
Единственное, я не разделяю точку зрения, что лишними людьми становятся от большого ума.
Reply
Reply
Reply
Между прочим, в России положение было лучше, чем во Франции. У нас по крайней мере женщина после свадьбы сохраняла свое имущество, капитал, если был. Там оно полностью переходило к мужу.
Reply
“Но всего замечательнее то, что у Анюты, ненавидевшей прежде ученье, явилась теперь страсть учиться. Наместо того, чтобы, как прежде, тратить свои карманные деньги на наряды и тряпки, она выписывает теперь целые ящики книг, и притом вовсе не романов, а книг с такими мудреными названиями: «Физиология жизни», «История цивилизации» и т. д ( ... )
Reply
Кстати, Дьяконова упоминает о Ковалевской как о вдохновляющем примере. Особенно когда девушки обсуждали возможность фиктивного брака. Явно об этом не говорится, но я поняла, что пример Ковалевской в те годы со многими сыграл злую шутку. Девушки вступали в фиктивный брак, чтобы вырваться из-под родительской опеки, а потом брак оказывался вдруг настоящим. Со всеми "прелестями" зависимого положения.
Reply
Leave a comment