Чат-конференция: "Фонетика на занятии по русскому языку (в детской аудитории)"

Jun 04, 2012 16:26

Здесь приведен текст конференции, которая состоялась 1 июня. Спасибо всем участникам! Также, приглашаем всех желающих присоединиться к чату.


[01.06.2012 15:01:13] paa: Добрый день, дамы и господа!
[01.06.2012 15:01:23] paa: Меня зовут Анастасия. Я преподаватель Центра русского языка МГУ. Сегодня я постараюсь ответить на ваши вопросы, связанные с работой над фонетикой на занятиях по русскому языку в детской аудитории.
[01.06.2012 15:01:32] paa: До начала конференции уже были заданы некоторые вопросы по теме, и сначала я постараюсь ответить на них.
[01.06.2012 15:02:17 | Изменены 15:02:41] paa: > КАК «БОРОТЬСЯ» С НЕРАЗЛИЧЕНИЕМ ТВЕРДЫХ-МЯГКИХ (КОГДА "МЫШКА" И "МИШКА" ЗВУЧАТ ОДИНАКОВО).
Важно, чтобы дети слышали и умели произносить мягкие и твёрдые согласные, поэтому полезно делать следующие упражнения:

1. Мы говорим пары слогов с твёрдыми и мягкими согласными, а ребёнок говорит, одинаковые эти слоги или разные.
Например,
1) РА-РА - одинаковые
2) РА-РЯ - разные
3) РЯ-РЯ - одинаковые
4) АР-АРЬ - разные.

2. Когда ребёнок уже научился писать, можно давать ему диктанты. Сначала под диктовку ребёнок пишет слоги с твёрдыми и мягкими согласными, а потом слова. Например:

1) бор - Борь
2) вес - весь
3) бур - бурь
4) кол - коль
5) мол - моль
6) мил - миль
7) сэр - сер
8) вол - вёл
9) мал - мял
10) мол - мёл
11) мыл - мил
12) сок - сёк
[01.06.2012 15:04:02 | Изменены 15:05:29] paa: > КАК РАБОТАТЬ НАД ПОСТАНОВКОЙ ЗВУКА [Ы] (В ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ)?

Очень часто (особенно в детской аудитории) работа над фонетикой на уроке (во время «фонетической зарядки») начинается с «артикуляционной гимнастики» - упражнений на «разминку» речевого аппарата.

Привожу здесь комплекс упражнений, рекомендованный для работы над гласными звуками:

1. Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу, держать его в таком положении 10-15 с. (учитель медленно считает вслух до десяти).
2. Губы нейтральные, как при произношении “а”. Широко открыть и закрыть рот 8-10 раз.
3. Углы рта слегка оттянуты - так, чтобы были видны передние зубы. (Объем движений, как при артикуляции звука “и”. Повторить 8-10 раз)
4. Плавный переход от “и” к “а”. (Повторить 8-10 раз.)
5. Губы округлены, произносится утрированный звук “о”. (Повторить 8-10 раз.)
6. Губы округлены, произносится утрированный звук “о”. (Повторить 8-10 раз.)
7. Губы вытянуты в трубочку. (Повторить 8-10 раз.)
8. Плавный переход от “и” к “а” (8-10 раз), от “о” к “у” (8-10 раз), от “а” к “у” (8-10 раз).

Другие упражнения артикуляционной гимнастики, помогающие понять положение губ и языка при произнесении [ы], см. в блоге УЦРЯ МГУ здесь http://metodika-rki.livejournal.com/26346.html

Как можно заметить, все упражнения на разминку речевого аппарата можно разделить на 2 группы.

В первую группу войдут «беззвучные» упражнения типа «Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу, держать его в таком положении 10-15 с.»

Во вторую группу входят упражнения, которые предполагает работу со звуками: «Губы округлены, произносится утрированный звук “о”.

На занятии с детьми упражнения этих типов всегда модифицируются и обязательно преподносятся в игровой форме. Так, например, «беззвучные» упражнения на разминку речевого аппарата, выполняющиеся на этапе «подключения к работе» во время так называемой «мимической разминки», в детской аудитории могут выглядеть следующим образом:

Подключаемся к работе:
- Включаем глазки (вращательные движения руками около глаз);
- Включаем ушки (нежное прикосновение к ушам);
- Включаем носики (дотронуться пальчиком до носа);
- Включаем щеки (потереть щечки);
- Включаем губы (дотронуться до губ);
- Включаем мысли (вращательное движение над головой).

Упражнения на произнесение отдельных звуков могут начинаться с повторения звуков, изученных на прошлом занятии, к которым добавляются новые (к примеру, три с прошлого урока и 3 новых):

1. Разведите в сторону ладошки, как будто растягиваете резинку
[ и ] - [ и ] - [ и ] [ и ] - ил, лис, блин, лицо, пион.
2. Вытяните губы и произнесите звук, какой бы произнес маленький паровозик (одновременно имитируя движения колес паровоза).
3. [ у ] - [ у ] - [ у ] [ у ] - удав, усы, уйди, укус, мука.
4. Покажите на пальце колечко и скажите удивленно [ о ] - [о ] - [о ]
[ о ] - о-го-го, нос, около, кот, гол.1. Разведите в сторону ладошки, как будто растягиваете резинку
[ и ] - [ и ] - [ и ] [ и ] - ил, лис, блин, лицо, пион.
2. Вытяните губы и произнесите звук, какой бы произнес маленький паровозик (одновременно имитируя движения колес паровоза).
3. [ у ] - [ у ] - [ у ] [ у ] - удав, усы, уйди, укус, мука.
4. Покажите на пальце колечко и скажите удивленно [ о ] - [о ] - [о ]
[ о ] - о-го-го, нос, около, кот, гол.

Для работы именно над звуком [Ы] можно порекомендовать упражнение «Паровоз». Изображая звук паровоза, нужно говорить (сначала, к примеру, повторяя за мамой или за воспитателем): ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ

ПРИЕМЫ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [Ы]

Поставить звук [Ы] можно с помощью других звуков («звуков-помощников»).

Этими «звуками-помощниками» для [Ы] являются звуки [У] и [И].

Сначала ребёнок произносит звук [У], а потом пытаться произнести звук И, меняя только положение губ: уу-ыыы.

Также русский [ы] можно поставить при помощи звука [и]: ии-ыыы. Однако при этом нужно следить, чтобы язык был сильно оттянут назад. Для этого его можно фиксировать при помощи карандаша (ручки, ложки).
[01.06.2012 15:06:21] paa: > КАК РАБОТАТЬ НАД ПОСТАНОВКОЙ СОГЛАСНЫХ [С], [Ш], [Л'], [Р]?

Ставить [С] лучше всего в позиции перед ударным гласным в начале слова: сам, сок, суп.

Ставить [Ш] лучше всего в позиции перед ударным гласным в начале слова: шар, шесть, шить.

Упражнение для отработки звука [Ш] может выглядеть следующим образом:

«Покажем рукой ворчливую змею и произнесем звук, как будто она сердится [ш - ш - ш]. Слушаем и повторяем слова: шаг, шишка, шапка, шалаш.

Наиболее оптимальная позиция для постановки гласного [л’] оказывается позиция между гласными [и]: или - или - или.

Примеры упражнений для работы над постановкой произношения [р], [р'] (научить ребёнка произносить эти звуки можно через «звуки-помощники» [т], [д], [ж], [з]):

1. Скажи: Т, Д - Т, Д. Следи, чтобы челюсть не двигалась, только язык.
2. Скажи: ДЗЗЗЗЗЗЗ. Язык чуть-чуть дрожит.
3. Скажи: ДЖЖЖЖЖЖ.
4. Говори: ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗ, ДЖЖЖЖЖЖЖЖ.
5. Язык больше дрожит, сильнее выдыхай воздух. РРРРРРРРР.
6. «Постреляй»: ТР-ТР-ТР-ТР.
7. «Заведи» мотоцикл: ДР-ДР-ДР.
8. Можно петь песенку крокодила Гены на слоги:
Сначала: ДА-ДА-ДА.
Потом: ДА-ДА-ДА, ДО-ДО-ДО. ДУ-ДУ-ДУ, ДЭ-ДЭ-ДЭ, ДЫ-ДЫ- ДЫ.
Потом то же, но со звуком [р].
9. «Песни инструментов».
Барабан звучит ТРА-ТРА-ТРА.
Тромбон звучит ТРО-ТРО-ТРО.
Труба поёт ТРУ-ТРУ-ТРУ.
Контрабас - ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ.
10. Чтобы правильно говорить [р], может помочь такое упражнение: говорим: АПЧИ-АПЧИ-АПЧИ.
Потом: АПТРИ-АПТРИ-АПТРИ. АПТРРРРРРРРРРИ
Потом: ТРЬ-ТРЬ

При работе над звуком [Р] рекомендуется использовать следующий игровой приём. Учитель говорит, обращаясь к детям: «Дети, положите кончик языка на альвиолы (бугорки за верхними зубами) и зарычите, как маленькие тигрята от удовольствия [р]-[р]-[р]. А теперь слушаем и повторяем хором слова: роза, рама, рыба, три.
[01.06.2012 15:07:14 | Изменены 15:07:57] paa: > ИДЕЯ ВОТ ЭТОЙ КНИЖКИ МНЕ НРАВИТСЯ http://www.labirint.ru/books/110835/, НО НАПОЛНЕНИЕ ЕЕ - НЕ ОЧЕНЬ. МОЖЕТ, ЕСТЬ ЧТО-ТО ПОДОБНОЕ, НО ПОВЕСЕЛЕЕ И МАТЕРИАЛ ПОЛУЧШЕ ПОДОБРАН?

Наглядно-дидактическое пособие. Грамматика в картинках. Словообразование. Для детей от 3 до 7 лет http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post213552185/

Наглядно-дидактическое пособие. Грамматика в картинках. Ударение. http://arhivknig.com/main/139072-grammatika-v-kartinkakh-udarenie.-nagljadno.html

«Грамматика в картинках. Наглядно-дидактическое пособие» (5 книг). Составитель: А. Бывшева http://tavr-obrazovanie.ru/load/dlja_doshkolnikam/dlja_doshkolnikov/skachat_besplatno_grammatika_v_kartinkakh_nagljadno_didakticheskoe_posobie_5_knig/25-1-0-3919

[01.06.2012 15:08:52] paa: > В КНИЖКАХ ДАЮТСЯ СТИХИ НА КАКИЕ-ТО ЗВУКИ, НО КАК С НИМИ РАБОТАТЬ, Я НЕ ОЧЕНЬ ПОНИМАЮ.

Попробуйте поработать с песнями пособия Федотовой «Не фонетика - песня!» (см. на сайте УЦРЯ МГУ здесь http://www.mgu-russian.com/elibrary/ru/kids:3). На странице 27 подробно описывается порядок работы с песнями.

Вот отзывы об этом пособии:

«Я пока использовала пару песен с детьми 5-9 лет. Пели с движениями (придумывала отдельно). На экран с помощью проектора выводила картинку, взятую из файла. Получалось хорошо. Дети до сих пор поют полюбившуюся "За лесами, за горами")))

Большой плюс песен, они оригинальные, но многие созданы на основе русских скороговорок. Одна скороговорка - песня. И музыка иногда берется народная, очень известная. Послушайте сами» http://rus-4-kids.livejournal.com/17468.html
[01.06.2012 15:10:40] paa: Это были ответы на вопросы, которые были заданы до сегодняшней чат-конференции. Если у вас тоже есть какие-то вопросы по теме, пожалуйста, задавайте их здесь
[01.06.2012 15:13:00] paa: Доводилось ли вам работать над фонетикой на занятиях с детьми? Как вы это делали? Расскажите.
[01.06.2012 15:14:17] marina.h: большое спасибо, после конференции подробно изучу всё написанное :)
[01.06.2012 15:14:59] Julija S: Zdravtstuyte. U menya est' nekotoriy opyt
[01.06.2012 15:15:54] Julija S: raboty s serbskimi detmi, ochen udachno primenyala perehod "u" v "Y" (prostite, ne rabotaet russkaya klaviatura), tk ta zhe problema "myshka-mishka"
[01.06.2012 15:16:37] marina.h: и как вы научили их, Юлия?
[01.06.2012 15:16:42] Julija S: No v principe fonetikoy s detmi zanimalis ne ochen' mnogo, tk ochen' horosho vsyo imitiruyut, gorazdo luchshe, chem vzroslie
[01.06.2012 15:17:08] marina.h: мой сын понимает, когда я говорю о мышке , а когда о мишке, а вот я не понимаю, когда он о ком говорит...
[01.06.2012 15:18:06] Julija S: [1 июня 2012 г. 15:04] paa:

<<< Этими «звуками-помощниками» для [Ы] являются звуки [У] и [И].

Сначала ребёнок произносит звук [У], а потом пытаться произнести звук И, меняя только положение губ: уу-ыыы.vot tak
[01.06.2012 15:18:47] marina.h: если попросить его сказать отдельно ЧА - постарается, скажет, Потом скажет и ЧАЙ, то в свободной речи забывает и говорит ТЯЙ, к примеру. И так со многими словами. Пройдет ли это с возрастом?..
[01.06.2012 15:19:21] Julija S: tut pomozhet, ya dumayu, chtoby vy utrirovanno "putalis'", chtob u nego stimul dat' vam ponyat', chto eto ne mishka, a myshka...:)
[01.06.2012 15:19:30] marina.h: ему 4 года и он то ли не понимает, то ли не получается у него язык сзади держать на Ы, как на У
[01.06.2012 15:21:14] paa: [1 июня 2012 г. 15:17] Marina H:

<<< если попросить его сказать отдельно ЧА - постарается, скажет, Потом скажет и ЧАЙ, то в свободной речи забывает и говорит ТЯЙ, к примеру. И так со многими словами. Пройдет ли это с возрастом?..Это обязательно пройдет, если продолжать заниматься. В русскоязычном окружении это, возможно, "прошло" бы само собой. Но в отсутствии такового акцент может не только не пропасть, но и усилиться с возрастом. Фонетикой нужно обязательно заниматься хотя бы 10 мин. в день
[01.06.2012 15:21:20] marina.h: да, и утрированно тоже делаю, но это всё искусственные ситуации, когда очень старается, то может и получиться что-то похожее на нужное, но в непроизвольной речи всё тренированное улетучивается... только и надеюсь, что возраст еще мелковат
[01.06.2012 15:21:26] Julija S: rabotaya so vzroslymi s Ы, odin raz mne prishlos' zastavit' ih predstavit' sebe, chto oni zhili v lesu do etogo i voobsche ne umeyut govorit' po-chelovecheski, v takom vide zvuk Ы rodilsya u nih bolee estestvenno... :)
[01.06.2012 15:22:30] marina.h: да, смешно получилось :)
[01.06.2012 15:22:35] Julija S: dumayu, chto i s vozrastom art.apparat razovyotsya, i s praktikoy, i escho stimulirovat' nado, "ne ponimat'", chto on govorit
[01.06.2012 15:24:34] paa: [1 июня 2012 г. 15:20] paa:
<<< Фонетикой нужно обязательно заниматься хотя бы 10 мин. в день Примеры фонетических зарядок в детской аудитории см. в блоге УЦРЯ МГУ здесь http://metodika-rki.livejournal.com/6147.html
[01.06.2012 15:24:44] Nadiya G: Добрый день! Работая во франкоязычной среде столкнулась с проблемой постановки твердого [л]. Если посоветуете упражнения или книги, буду очень благодарна
[01.06.2012 15:25:55] marina.h: А если дети еще не читают, вы стараетесь добиваться, чтоб они заучивали стишки на какой-то определенный звук и старались его правильно произносить? ведь не достаточно просто взрослому читать стишки с определенными звуками вслух? как здесь добиваться, чтоб звуки произносились правильно? Это же уже не просто отдельные слова, а связный текст
[01.06.2012 15:27:54] marina.h: твердый Л, кажется, советуют кончик языка слегка прикусить, чтоб произнести...
[01.06.2012 15:27:57] Yulia L: Марина, в РКИ Н Власовой уроки построенны на стихах, но они не на звуках, а грамматических моделях
[01.06.2012 15:28:38] paa: [1 июня 2012 г. 15:23] Nadiya G:

<<< Работая во франкоязычной среде столкнулась с проблемой постановки твердого [л]. Если посоветуете упражнения или книги, буду очень благодарнаСогласный [л] следует ставить в позиции начала слога/ слова перед гласным, а также в сочетании с согласными [к] и [г] (покладистый, Клара, кларнет и под.)
[01.06.2012 15:29:26 | Изменены 15:30:55] marina.h: а вот мягкий Л, пишут, поставится сам, если твердый поставлен... это, наверно, у русских детей, у моих что-то не очень мягкий получается... перед И, Е еще ничего, но ЛЯ невозможно произнести :(
[01.06.2012 15:30:41] paa: [1 июня 2012 г. 15:24] Marina H:

<<< А если дети еще не читают, вы стараетесь добиваться, чтоб они заучивали стишки на какой-то определенный звук и старались его правильно произносить? ведь не достаточно просто взрослому читать стишки с определенными звуками вслух? как здесь добиваться, чтоб звуки произносились правильно? Это же уже не просто отдельные слова, а связный текст Работа над фонетикой не ограничивается только работой с текстами. Она может начинаться с пальчиковой, мимической и артикуляционной гимнастики, упражнений на узнавание и произнесение отдельных звуков и слогов (конечно, всё это делается в игровой форме)
[01.06.2012 15:31:56] paa: [1 июня 2012 г. 15:28] Marina H:

<<< а вот мягкий Л, пишут, поставится сам, если твердый поставлен... это, наверно, у русских детей, у моих что-то не очень мягкий получается... перед И, Е еще ничего, но ЛЯ невозможно произнести Наиболее оптимальная позиция для постановки гласного [л’] оказывается позиция между гласными [и]: или - или - или.
[01.06.2012 15:32:33] marina.h: Очень бы хотелось видео-пример работы над фрнетикой с детьми :)
[01.06.2012 15:33:29] paa: На странице 27 пособия "Не фонетика - песня" приводятся слова для работы над звуком [л'] (а также описывается весь порядок работы).
[01.06.2012 15:33:55] marina.h: да вот или еще более-менее скажет, но песенку ля-ля-ля - нет, будет ла-ла-ла. и что делать? предлагаю ему говорить лиа-лиа-лиа, не знаю, выход ли это, или только новых проблем наживём
[01.06.2012 15:35:22] paa: [1 июня 2012 г. 15:31] Marina H:

<<< Очень бы хотелось видео-пример работы над фрнетикой с детьми В начале каждого урока по языку в дошкольном учреждении рекомендуется проводить фонетическую зарядку. Здесь, на мой взгляд, можно говорить о двух моделях. Одна из них описана, например, в ст. О. Е. Сергеевой «Коммуникативно-игровая методика преподавания РКИ дошкольникам и младшим школьникам в условиях ограниченной языковой среды». По О. Е. Сергеевой, каждый урок начинается с «подключения к работе», за которым следует «артикуляционная гимнастика». Упражнения для этапа «подключение к работе»:

Подключаемся к работе:
- Включаем глазки (вращательные движения руками около глаз);
- Включаем ушки (нежное прикосновение к ушам);
- Включаем носики (дотронуться пальчиком до носа);
- Включаем щеки (потереть щечки);
- Включаем губы (дотронуться до губ);
- Включаем мысли (вращательное движение над головой).

Артикуляционная гимнастика предполагает работу со звуками (обычно это 3 звука, но иногда артикуляционная гимнастика может начинаться с повторения звуков, которые были изучены на прошлом занятии. Таким образом, звуков получится 6 (три с прошлого урока и 3 новых).

1. Разведите в сторону ладошки, как будто растягиваете резинку
[ и ] - [ и ] - [ и ] [ и ] - ил, лис, блин, лицо, пион.
2. Вытяните губы и произнесите звук, какой бы произнес маленький паровозик (одновременно имитируя движения колес паровоза).
3. [ у ] - [ у ] - [ у ] [ у ] - удав, усы, уйди, укус, мука.
4. Покажите на пальце колечко и скажите удивленно [ о ] - [о ] - [о ]
[ о ] - о-го-го, нос, около, кот, гол.
[01.06.2012 15:36:09] paa: [1 июня 2012 г. 15:31] Marina H:

<<< Очень бы хотелось видео-пример работы над фрнетикой с детьми Второй тип фонетической зарядки описан в работах Протасовой Е. Ю., Родиной Н. М. («Русский язык для дошкольников», а также «Методика развития речи двуязычных дошкольников» и «Многоязычие в детском возрасте»). Этот этап урока может включать в себя «фонетическую»(и «ритмическую») игру, работу со стихотворением и/ или песней. Фонетическая игра обязательно построена на противопоставлении и использовании игровой ситуации, например:
Трогаем на калинке листочки - лин, лин; трогаем ягоды - лын, лын (прим.: то есть ягоды и листочки «звучат» по-разному). Преподаватель показывает (потом - предлагает раскрасить) изображение калинки (калины). Прим.: «Калинкой» называется детский сад.
Пример ритмической игры:
Марш, машина, марш, машина, марш, машина, марш (вертикальные взмахи руками, ходьба с высоко поднятыми коленями). Стоп, машина, стоп, машина, стоп, машина, стоп (горизонтальные махи руками, ходьба почти не отрывая ног от пола).
Пример работы со стихотворением:
Опа, опа, опа!
Россия и Европа,
Индия, Китай,
Валя, принимай! (Произнося стихотворение, нужно размахивать мячом, крепко держа его в руках, потом передать или кинуть другому; тот повторяет все сначала).

Пример работы с песней:

На большом столе сидит огромный чёрный кот.
На большом столе сидит огромный чёрный кот.
Имя Пинголо, имя Пинголо, имя Пинголо,
Да, так его зовут.
П - и - н - г - о - л - ООО!

Дети ходят парами по кругу, напевая песенку, после слова «зовут» останавливаются и образуют два круга лицом друг к другу, внешний и внутренний; на звуки П, И, Н, Г, О, Л пожимают друг другу руку и делают шаг вправо, так что оказываются напротив другого человека, не своей бывшей пары; на звук О обнимаются, после чего игра продолжается в новых парах.
[01.06.2012 15:40:35] Julija S: U nas byli bol’shie trudnosti s proiznosheniyem “ryukzak” (ili “rukzak” ili “ryuksyak”) ili “griby” (“gryby” ili “gribi”). Ochen’ pomogli uprazhneniya na protivopostavleniye kak na primere
[01.06.2012 15:40:38] Julija S: [1 июня 2012 г. 15:36] paa:

<<< Фонетическая игра обязательно построена на противопоставлении и использовании игровой ситуации, например:
Трогаем на калинке листочки - лин, лин; трогаем ягоды - лын, лын (прим.: то есть ягоды и листочки «звучат» по-разному). Преподаватель показывает (потом - предлагает раскрасить) изображение калинки (калины).
[01.06.2012 15:41:29] marina.h: да, кстати, песенка "Бу-ра-ти-но" мне помогает с трудными и длинными словами :) По слогам так же ритмично произносим, а потом слово целиком несколько раз.Например: Би - нанананананана - Бли - нанананана -А -нананананана- Те-нанананананана-Ка, би!бли! а! те! ка!
[01.06.2012 15:41:30] paa: [1 июня 2012 г. 15:32] Marina H:

<<< песенку ля-ля-ля - нет, будет ла-ла-ла. и что делать? предлагаю ему говорить лиа-лиа-лиа, не знаю, выход ли это, или только новых проблем наживём Мягкие согласные действительно ставятся с помощью [и], но побочным эффектом этой работы может явиться призвук [и], который не исчезнет в сочетаниях мягкий согласный + гласный. Поэтому лучше предлагать такие слоги с [и], которые бы не ассоциировались с "дифтонгом". Например ли - ли - ли, ле - ле - ле, ля - ля -ля (постепенный переход через ['е] к ['а]).
[01.06.2012 15:45:01] paa: [1 июня 2012 г. 15:23] Nadiya G:

<<< Добрый день! Работая во франкоязычной среде столкнулась с проблемой постановки твердого [л]. Если посоветуете упражнения или книги, буду очень благодарна Помочь поставить твердый [л] могут следующие приемы:
- представьте, что вы хотите как бы вытолкнуть зубы изо рта и произнести при этом: л-л-л-л;
- произнесите л, прикусив кончик языка верхними и нижними зубами;
- прижмите переднюю часть языка к нижним зубам и говорите ла-лал-ла.
[01.06.2012 15:45:55] Nadiya G: Скажите, а как вы рекомндуете вводить и объяснять парные согласные б-п, г-х, д-т и тд...
[01.06.2012 15:50:31] marina.h: показать слова, которые только ими и отличаются?
[01.06.2012 15:51:32] Julija S: soglasna
[01.06.2012 15:51:49] paa: [1 июня 2012 г. 15:44] Nadiya G:

<<< Скажите, а как вы рекомндуете вводить и объяснять парные согласные б-п, г-х, д-т и тд. Их тоже лучше всего вводить и объяснять, противопоставляя. Работа в таком случае начинается с глухого согласного (то есть сначала [п], а потом [б]).
[01.06.2012 15:55:15] marina.h: Бьюсь со своим сыном, чтоб прятал язык за зубы при произнесении С, уже полгода, наверное. Это какая-то его личная проблема или такое бывает у детей/ у иностранцев? Сейчас замечаю, что дочь (1,5 года) тоже с высунутым языком С говорит..
[01.06.2012 15:55:48] Nadiya G: Например, ребенок видит "хлеб" и очень старательно читает "хлеБ". или "пруД", а рядышком еще "прудЫ" написано. Как лучше объяснить?
[01.06.2012 15:56:38] paa: [1 июня 2012 г. 15:50] paa:

<<< Их тоже лучше всего вводить и объяснять, противопоставляя. Работа в таком случае начинается с глухого согласного (то есть сначала [п], а потом [б]).Этот принцип может быть использован следующим образом.

Воспитатель заранее планирует включить в работу не только слог с глухим (па, па, па), но и со звонким (ба, ба, ба) и под.

На первом этапе проведения фонетической игры воспитатель тем или иным способом сообщает детям, что какой-то персонаж (например, паук) «поёт» песенку «па-па-па», а другой персонаж (к примеру, бегемот) - «ба-ба-ба».

Потом можно предложить задания как на угадывание, когда дети должны понять, «паучок» это (который поет «па-па-па») или «бегемотик» (который поёт «ба-ба-ба»), так и на отработку звуков [п] и [б] в произношении: дети могут получить задание изображать то паучка («па-па-па»), то бегемота (который поет «ба-ба-ба»).

Таким образом, дети, играя, учатся различать на слух и правильно произносить русские глухие и звонкие согласные.
[01.06.2012 15:57:37 | Изменены 15:58:14] paa: [1 июня 2012 г. 15:54] Marina H:

<<< Бьюсь со своим сыном, чтоб прятал язык за зубы при произнесении С, уже полгода, наверное. Это какая-то его личная проблема или такое бывает у детей/ у иностранцев? Сейчас замечаю, что дочь (1,5 года) тоже с высунутым языком С говорит..Думаю, они путают русский [С] с английским [TH], нет?
[01.06.2012 15:58:19] marina.h: мне кажется, не путают... может это у них от сосания осталось, не знаю...
[01.06.2012 15:58:21] Julija S: Например, ребенок видит "хлеб" и очень старательно читает "хлеБ". или "пруД", а рядышком еще "прудЫ" написаноpust' poprobuet chitat' "shepotom", t.e. perehodit' na "shepot" v poziciyah s oglusheniem zvonkih
[01.06.2012 15:58:29] Julija S: [1 июня 2012 г. 15:55] Nadiya G:

<<< Например, ребенок видит "хлеб" и очень старательно читает "хлеБ". или "пруД", а рядышком еще "прудЫ" написано
[01.06.2012 15:58:38] Julija S: [1 июня 2012 г. 15:58] Julija S:

<<< pust' poprobuet chitat' "shepotom", t.e. perehodit' na "shepot" v poziciyah s oglusheniem zvonkih
[01.06.2012 15:59:48] Julija S: vprochem, slozhno obyasnit', gde eti pozicii (krome konca slova...)
[01.06.2012 16:00:10] julija.s: rebyonku
[01.06.2012 16:01:26] nadiyagf: позиции в конце слова или в средине, перед другим согласным, но как лучше объяснить ребенку?
[01.06.2012 16:02:30 | Изменены 16:03:00] paa: [1 июня 2012 г. 15:57] Marina H:

<<< мне кажется, не путают... может это у них от сосания осталось, не знаю...У меня первый иностранный язык - французский. Может, поэтому меня так поразило увиденное однажды. По телевизору шла реклама одного американского фильма. На экране каждый раз, как это обычно бывает в рекламе, повторялось одно и то же, поэтому я очень хорошо запомнила, как актриса, отчетливо произносящая [this], просовывала язык между зубами, так что он у нее явственно высовывался изо рта. Может, это действительно особенность именно англоговорящих?
[01.06.2012 16:03:31] julija.s: chitayte emu snachala Vy, kogda on mnogo raz uslyshit eti sloba, on poymyot, chto v nekotorih poziciyah oni tak chitayutsya. Ostal'noe budet chitat' pravil'no po analogii
[01.06.2012 16:03:33] marina.h: это же только при чтении? прочитал хлеБ, значит, понял, что в этом магазине продают что? - хле[п]. сО ВРЕМЕНЕМ, НАВЕРНОЕ, ПРИВЫКНЕТ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО?
[01.06.2012 16:04:29] nadiyagf: Речь не о моих детях, а о работе с классом
[01.06.2012 16:05:46] julija.s: ya imeyu vidu ozvuchivanie napisannogo
[01.06.2012 16:06:46] marina.h: да, моя мама тоже на язык всё время высовывающийся изо рта у англичан поражается :) удивительно еще то, что вообще-то у них артикуляция более оттянута назад по сравнению с русским.
А самое интересное, что английское th для моего сына произнести тоже проблема...
[01.06.2012 16:07:39 | Изменены 16:09:31] paa: [1 июня 2012 г. 16:00] Nadiya G:

<<< позиции в конце слова или в средине, перед другим согласным, но как лучше объяснить ребенку?Существует подход, когда детей-инофонов сначала обучают транскрипции, а потом уже русским буквам. Этот подход описан в пособии О.Е. Сергеевой "Веселые шаги" (пособие можно найти в Интернете, или напишите - я вам вышлю). Автор считает, что это позволит детям действительно овладеть правилами чтения на русском языке (с оглушением, озвончением и редукцией).
[01.06.2012 16:08:43 | Изменены 16:09:43] marina.h: Ведь и русские дети читают сначала МОЛОКО, потом понимают, что прочитали про молоко и поправляются сами себя - МАЛАКО. разве нет? практики больше надо, чего нам всем очень не хватает в отрыве от среды...
[01.06.2012 16:11:47] julija.s: Da, v tot moment, kogda russkiy rebyonok vidit vsyo slovo i chitaet (ne po slogam), on uzhe zaranee znaet, kak ono zvuchit. Vidimo, eto svyazano s razvitiem tehniki chteniya
[01.06.2012 16:13:23] nadiyagf: С мАлАкОм проще, "о" без ударения читается "а", в учебниках ударение, как правило, стоит, один раз сказали , а потом можно только напоминать, а с согласными для меня ясности меньше, но я прекрасно понимаю, что если это не сделать сразу и правильно, то со временем начнутся проблемы с письмом...
[01.06.2012 16:14:52] nadiyagf: Спасибо, обязательно почитаю Сергееву, да весь наш чат перечитаю.
[01.06.2012 16:15:42] paa: [1 июня 2012 г. 16:06] paa:

<<< Этот подход описан в пособии О.Е. Сергеевой "Веселые шаги" Цитирую: "Автор данной работы придерживается концепции Е.И. Негневицкой, З.Н. Никитенко и др. в том, что место изучения транскрипции - между изучением звуков и обучением чтению. Изучение транскрипции осуществляется следующим образом. На первом году обучения детям выдаются транскрипционные значки на карточках, звуки многократно повторяются за учителем в специально подобранных звуковых рядах. На втором году обучения постепенно знакомим учащихся со всем алфавитом".
[01.06.2012 16:16:37] marina.h: В нашей школе (Великобритания) детей учат так: не из букв складывать слова, а дают слова целиком (штуки 3-5 на выходные) и хотят, чтобы они воспринимали их как иероглиф, чтоб узнавали слово в тексте и произносили. Объясняют это тем, что написание английских слов всё равно не соответствует проиношению. После некоторого количества запомненных слов ребенок догадывается вычленять и узнавать буквы. Странный способ для меня лично. Но может и при изучении РЯ детям просто говорить, что вот пишется ГОД, а произносится ГОТ, вот и всё? Главное "узнать" слово, тогда и произнесешь правильно?
[01.06.2012 16:17:46 | Изменены 16:18:02] marina.h: но мы пока по-русски не читаем, даже страшно представить, сколько трудностей нас там ждёт... :)
[01.06.2012 16:21:35] nadiyagf: Марина, а не возникнут ли в дальнейшем проблемы с письмом? По моему глубокому убеждению нельзя применять одни и теже методы при изучении русского и английского. При изучении английского глобальная методика работает прекрасно, но при изучении русского я бы не стала ее брать. Языки ведь совсем разные. Грамматический строй разный. Даже при изучении французского, где грамматика сложнее, чем в английском, глобальный метод уже не работает или работает очень слабенько.
[01.06.2012 16:22:31] olga_s: моя старшая дочь сейчас в Y1(Великобритания), читает по-русски и по-английски, по английскому чтению много материала для начального чтения и отработки навыков, а вот с русскими книгами для первого чтения огромная проблема, сочиняем сами
[01.06.2012 16:25:16] marina.h: мне этот метод и в английском не нравится, честно говоря, но принцип "узнал слово- произнес правильно" тот же. Когда ребенок наберет достаточно практики в чтении, научится быстрее понимать, какое слово он читает, будет бежать глазами вперед языка, тогда и произносить узнанное слово будет правильно
[01.06.2012 16:25:43] marina.h: вот что я хотела сказать
[01.06.2012 16:26:51] marina.h: Ольга, а вы не электронном виде случайно сочиняете, а то, я думаю, все будут благодарны, если вы поделитесь :)
[01.06.2012 16:27:42] nadiyagf: Марина, в английском мне этот метод нравится, но дело не в этом. то,что вы пишите правильно, но насколько реально в условиях ограниченной языковой среды?
[01.06.2012 16:29:18] olga_s: при обучении английскому чтению используется не только методика глобального чтения, есть звуковое чтение( "фоники"), конечно, метод слияния,но русская методика и английская очень-очень отличаются. В русском языке нет такого количества слов коротких, как в английском.
[01.06.2012 16:30:08] olga_s: есть кое-что и в электронном виде, только не на этом компе, поделюсь попозже
[01.06.2012 16:30:27] marina.h: Надя, трудно - это точно. Если у вас занятия раз в неделю, то, наверно, надо давать домашнее чтение на дом, просить, чтоб родители читали с детьми каждый день, пускай даже одни и те же фразы / тексты (скорее узнавать начнут, если одно и то же :)) еще бы что-то интересное для чтения найти...
[01.06.2012 16:31:37] paa: [1 июня 2012 г. 15:54] Nadiya G:

<<< Например, ребенок видит "хлеб" и очень старательно читает "хлеБ". или "пруД", а рядышком еще "прудЫ" написано. Как лучше объяснить?Для объяснения правил чтения методисты рекомендуют использовать специальные «термины для детей», например, «хитрые» и «хитрющие» буквы, которые используются учителями для разъяснения роли отдельных графических знаков. Думаю, можно назвать все парные звонкие (а это Б, В, Г, Д, Ж и З) "хитрыми" буквами, которые очень любят выдавать себя за своих "друзей" (П, Ф, К, Т, Ш и С) в позиции конца слова и "за компанию" (в позиции перед глухими "друзьями" и их приятелями Х, Ц, Ч и Щ). Как вам такое объяснение?
[01.06.2012 16:32:31] nadiyagf: Мне нравится, обязательно попробую
[01.06.2012 16:32:32] julija.s: Ochen' nravitsya
[01.06.2012 16:33:02] olga_slepokurova: очень хорошо!
[01.06.2012 16:33:54] Yulia L: Ольга а где вы в Великобритании живете ?
[01.06.2012 16:33:58] olga_s: я на занятиях со своей группой малышей 4-5 лет даю парные согласные похоже
[01.06.2012 16:34:10] olga_s: работаю в Оксфорде
[01.06.2012 16:34:26] nadiyagf: Нам надо еще отдельную конференцию организовать "как объяснить родителям....что дома надо работать и тд. Вот бы опытом обменяться :)
[01.06.2012 16:35:28] paa: [1 июня 2012 г. 16:33] Nadiya G:

<<< Нам надо еще отдельную конференцию организовать "как объяснить родителям....что дома надо работатьХорошая идея! (y) Поддерживаю :)
[01.06.2012 16:36:12] olga_s: работа с родителями- это отдельная тема :)
[01.06.2012 16:36:48] olga_s: мне нравится вот эта серия для первого чтения http://www.labirint.ru/series/18245/
[01.06.2012 16:39:02] olga_s: http://www.labirint.ru/books/244553/ это ещё
[01.06.2012 16:40:18] marina.h: спасибо за рекомендации :)
[01.06.2012 16:42:47] paa: [1 июня 2012 г. 15:54] Nadiya G:

<<< Например, ребенок видит "хлеб" и очень старательно читает "хлеБ". или "пруД", а рядышком еще "прудЫ" написано. Как лучше объяснить?С другой стороны, если цель (прежде всего родителей) заключается в том, чтобы ребёнок мог впоследствии орфографически правильно писать, возможно, и не стоит акцентировать внимание ребёнка на разнице написания и произношения. Так, например, учащиеся, неискушённые в искусстве редукции, изначально пишут слова типа «спасибо» орфографически правильно (поскольку произносят их так же, как и пишут). Но, к ужасу преподавателей, вместе с первыми успехами в правильном произношении слов типа [масква] появляются и написания типа «спасиба». Таким образом, преподаватель должен отдавать себе отчёт, что побочным эффектом освоения правил чтения может явиться путаница в головах и проблемы с орфографией.
[01.06.2012 16:43:12] nadiyagf: Оля, посмотрела книжки, спасибо за рекомендации. А Вы дальше со словами как-то работаете? составляете предложения? текстики небольшие?
[01.06.2012 16:47:58] olga_s: в основном предложения, сами рисуем, делаем книжечки, много в бумажном виде, в электронном пока чуть-чуть совсем, планировала на каникулах тот материал, что есть к новому учебному году доработать уже и оформить получше. На урок всегда делаю словарик из 10-20 слов( в зависимости от уровня языка у детей) и из этих слов делаем словосочетания, потом предложения, потом текстики небольшие.
[01.06.2012 16:51:30] paa: [1 июня 2012 г. 16:47] olga_s:

<<< На урок всегда делаю словарик из 10-20 слов( в зависимости от уровня языка у детей) и из этих слов делаем словосочетания, потом предложения, потом текстики небольшие.А стихотворения и песенки какие-нибудь используете? Какие? Как работаете?
[01.06.2012 16:51:47] olga_s: плохо,это моё мнение, что в русском языке почти нет, можно даже сказать, что просто нет аналога серий книг для первоначального чтения, как в английском
[01.06.2012 16:52:10] nadiyagf: Оля, мне нравится идея. Если в следующем году родители будут посознательнее, обязательно попробую. Можно еще просить родителей записывать рассказы детей и вкладывать листок.
[01.06.2012 16:54:25] olga_s: на самом деле, научить читать по-русски достаточно просто( это уже из небольшого, но собственного опыта), главное, чтобы потом дети использовали свой навык, т.е. читали и любили читать книги на русском языке.
[01.06.2012 16:55:09] paa: [1 июня 2012 г. 16:50] olga_s:

<<< плохо,это моё мнение, что в русском языке почти нет, можно даже сказать, что просто нет аналога серий книг для первоначального чтения, как в английскомСогласна с вами, но кое-что все же могу порекомендовать. Для тех, кто только учится читать (ещё не знаком с алфавитом), подойдёт Клементьева Т. Б., Дронов В.В., Нечаева Е.В. Азбука-незабудка. Русский язык для детей соотечественников, проживающих за рубежом http://www.rus-lang.ru/books/category/12

Кроме того, подойдут:

Бокова Т.В. Алфавитные истории http://www.rus-lang.ru/books/category/12
[01.06.2012 16:55:34] paa: [1 июня 2012 г. 16:50] olga_s:

<<< плохо,это моё мнение, что в русском языке почти нет, можно даже сказать, что просто нет аналога серий книг для первоначального чтения, как в английскомЛевин Вадим Это очень интересно! Хрестоматия: для детей 5-7 лет+2CD+ Методические подсказки для педагогов и родителей http://www.zlat.spb.ru/catalog5_8_69.html
Левин Вадим Как хорошо уметь читать! Книга для чтения: для детей 7-10 лет + МР3 + Методические рекомендации (pdf-приложение) http://www.zlat.spb.ru/catalog5_8_217.html
Чубарова О. Э. Читаем и пишем по-русски: Учебник. Рабочая тетрадь http://www.rus-lang.ru/books/category/12
[01.06.2012 16:56:02] paa: [1 июня 2012 г. 16:54] paa:

<<< кое-что все же могу порекомендовать.Соловьев В.М. Золотые страницы русской культуры: Книга для чтения для подростков вып. 1, вып. 2 http://www.rus-lang.ru/books/category/12
Фосс Н. Имена России. Книга и рабочая тетрадь для детей русскоязычного зарубежья http://www.zlat.spb.ru/catalog5_8_294.html
[01.06.2012 16:56:49] lika60: Еще для обучения чтению подходит книга Белолипецкого "Быстрое обучение чтению" или второе название "16 уроков обучения чтению"
[01.06.2012 16:57:02] lika65: Ее можно скачать.
[01.06.2012 17:01:45] olga_s: выт знаете, это всё мы уже используем на уроках
:)
[01.06.2012 17:03:08] paa: К сожалению, время нашей конференции подошло к концу. Прощаюсь с вами. Всем хороших выходных и спасибо за участие (bow) (wave)
[01.06.2012 17:03:23] julija.s: Spasibo
[01.06.2012 17:03:24] lika65: спасибо
[01.06.2012 17:03:24] olga_s: Спасибо!
[01.06.2012 17:03:36] nadiyagf: спасибо
[01.06.2012 17:03:59] marina.h: Всем большое спасибо!
[01.06.2012 17:24:32] Yulia L: Большое спасибо за очень интересный семинар!

Двуязычные дети

Previous post Next post
Up