Имеется версия определения пространства поиска пазлов МЕТАМОДЕЛИРОВАНИЯ с намёком на исследовательскую программу максимум (для потенциального института):
Можно обозначить версию для программы минимум, редуцируя предыдущее с точки зрения образовательного стандарта МЕТАМОДЕЛИРОВАНИЯ (для потенциального университета, академии или просто системы самообразования):
- Минималисткая программа (формальные грамматики, компьютерные языки, метапрограммирование, поиск, автоматический перевод, генераторы текстов, тематическое моделирование)
- Путь алгебры и логики (общая и универсальная алгебра, алгебраическая топология, теория графов, теория алгоритмов, теория моделей, теория категорий Coq, теория типов, метаматематика)
- Со стороны Кибернетики (теория автоматов, алгоритмы и структуры данных, анализ данных, исчисление операций, линейное программирование, теория принятия решений, экспертные системы, семантическое моделирование, когнитивные архитектуры)
- Нейровычисления (Вычислительная математика, Линейная алгебра, Функциональный анализ, Комбинаторика, Статистика)
- Со стороны прикладной информатики (Операционные системы, Базы данных, Распределенные вычисления, Компьютерная графика, Шифрование, Сжатие данных, Компьютерные игры, Вебстандарты, Коммуникационные протоколы, Форматы файлов)
Здесь нет модной сейчас когнитивистики с её набором гуманитарных дисциплин, методологии, системной инженерии и прочих дисциплин, которые либо являются практиками расширения кругозора, должны быть факультативными и по идее требуют опыта предметного моделирования, а также инженерно-технических и естественно-научных дисциплин с развитой практикой предметного моделирования и требующих специального образования. То есть первый класс указанных дисциплин можно отнести к опыту неформального метамоделирования, а второй класс к профессиональному предметному моделированию. Здесь же экономика, право и так называемые нормативные дисциплины, которые пересекаются с гуманитарными, но с более формальными языками. То есть выделена та часть образовательных практик, которая относится к технике метамоделирования как дисциплине. В принципе, любая интеллектуальная практика на определенном уровне своего развития приводит к метамоделированию. Среди выделенных в списке, возможна более аккуратная детализация, но общая идея классификации очевидна, для тех кто «в теме». При совсем жестком критерии эти пять пунктов можно редуцировать и до первых двух, скомпилировав соответствующим образом их детали, а можно обосновать и интеграцию этих двух до единой метапозиции.