Ужур. Часть 3. Город железнодорожников

Oct 09, 2015 02:15

Ужур - важный железнодорожный узел.
1 января 1923 г. до города была доведена линия Ачинско-Минусинской железной дороги. 26 февраля 1923 года строители Ачминдора направили В. И. Ленину телеграмму: «Дорогой Ильич! В день открытия временного движения до станции Ужур шлем привет нашему вождю. Мы бодры и сильны. Начатое обещаем довести до конца. Работники по постройке Ачминдора».
В настоящее время треть жителей Ужура работает на предприятиях железнодорожного узла. Об этом напоминают многие объекты города.



2. Район железнодорожников находится с западной стороны от путей. Улицы здесь называются Вокзальная, Железнодорожная, Переездная...
Аллея славы железнодорожников на ул. Вокзальной.



3-4. Паровоз без колес. С одной стороны не хватает четырех колес, с другой - пяти. Оторвали на сувениры, или сами отвалились? Жалко...





5-6. Стадион "Локомотив" согласно информации с сайта Ужурской ДЮСШ, был введен в эксплуатацию в 1961 году. Как понятно из названия, это тоже детище железнодорожников: обустраивать ранее находившийся на этом месте пустырь под строительство стадиона начали с 1951 года, по распоряжению начальника Ужурского отделения Красноярской железной дороги.





7. У входа в Парк (Сад) Железнодорожников еще недавно стояла "Арка Буденного". Маршал С.М. Буденный посещал Ужур в 1929 году, и очевидно арку возвели в память об этом событии.
Фотография 1956 года, слева - Клуб железнодорожников. (источник)



8. А вот совсем недавнее фото, к сожалению дата съемки не указана. (источник)



9-10. То же место, июль 2015-го.





11. Вот такую фотографию я нашел на сайте ужурской администрации. Похоже - проект новой арки. Ой....



12-14. Когда-то Сад железнодорожников жил полной жизнью: здесь стояли скульптуры, играли дети, в тени деревьев прогуливался отдыхающий трудовой народ.
(источники: Независимый портал г. Ужура; Одноклассники)







15-16. В парке даже была детская железная дорога!
Она открылась в 1951 году, первоначально имела протяженность 300 м (позже увеличена в два раза) и была укомплектована самодельным электровозом ЭД-1 с двумя деревянными пассажирскими вагонами. Электровоз разгонял поезд до 15 км/ч.
Как сообщает сайт Детские железные дороги, дальнейшая история Ужурской ДЖД осталась практически неизвестной. Никаких документальных упоминаний о ней после 1969 года найти не удалось. Последнее - в Сводке Управления статистического учета и отчетности МПС СССР № 106 «О наличии малых детских железных дорог на 1 января 1969 г.» Однако по детским воспоминаниям бывшего жителя Ужура, дорога функционировала ещё в 1983 году.





17. Парк сегодня выглядит изрядно запущенным: скромная детская площадка и несколько лавочек посреди неухоженной территории.
Остатки прежней роскоши.



18. Барак, украшенный панно из разноцветных пластиковых пробок.



19. На подъезде к станции начинают попадаться сооружения, в которых без труда узнаются железнодорожные вагоны.



20. Водонапорная башня - типовой проект дореволюционных времен. Ветку к Ужуру протянули уже в советские времена, но инфраструктуру создавали раньше.



21-22. Собственно - ужурский вокзал, вид с тыла.





23. Старая фотография здания вокзала (источник). А современный фасад даже забыл сфотографировать - совершенно ничего примечательного.



24-25. Исторический локомотив - украшение любой уважающей себя станции.





26. Здесь же, на привокзальной площади - мемориал Великой Отечественной войны, состоящий из памятников Скорбящей матери и  Детям войны во имя мира. Фотография получилась плохо - снимал на мобильник против солнца, памятник Детям войны (он слева) к сожалению почти не виден.



27. Симпатичный дворик. В здании базируется стрелковая команда станции Ужур.



28-29. Заканчиваем знакомство с Ужуром. На выезде из города нас провожает Москвич-401 в резине Goodrich, рекламирующий местный автосервис.





Общее впечатление - в Ужуре все в ажуре! Ну, или почти все...

См. также:
Ужур. Часть 1. От Солнечного до центра
Ужур. Часть 2. От церкви до музея

Ужурский район, грады и веси

Previous post Next post
Up