Киборгизация и "машинизация": целеполагание

Apr 03, 2010 22:23

Противники киборгизации, чипизации, модификации организма и прочих полуфантастических вещей, которые с каждым днём всё более реальны, часто восклицают одно и то же. "Боже, как ты можешь думать о таком! - в праведном негодовании ужасаются они. - Ведь вставив в себя эти железки ты станешь машиной!" Под "машинизацией" подразумевается не просто "потеря человечности", но часто вполне определённый набор качеств. "Машинизированный" индивид, по мнению общественности, должен "лишиться эмоций", "человеческих привязанностей", превратиться в "бездушный автомат".

Как и большая часть общественных мнений, всё это, конечно, чушь, да не совсем. В подобных заблуждениях на практике часто можно отыскать зёрна истины.
Но прежде чем отыскивать эти крупицы, надо покорпеть над определением машины.

Машина, в самом общем понимании, это некий преобразователь материи и энергии, созданный искусственно, для выполнения определённых задач. Для достижения целей, поставленных создателем. Последнее - ключевой момент.
Машина - этой любой, сколь угодно сложный, агрегат для достижения наших с вами целей. Иначе и создавать машину не имело бы смысла - она должна нам в чём-то помочь. При этом машина может быть не просто "сложной", но "интеллектуальной", или даже "разумной", - компьютер, искусственный интеллект и т.д. Самое главное то, что она не обладает независимой функцией целеполагания. Она сконструирована "для чего-то", что не порождено внутри неё самой, чего она не "пожелала", исходя из неких внутренних побуждений.

Этим и отличается разумное существо, человек, - он имеет то, что можно назвать "свободой воли". Он имеет внутреннюю целегенерирующую подсистему. Человек независим в своих побуждениях. То есть, конечно, он постоянно взаимодействует с окружающей средой и стимулируется ею, а его мыслительные процессы - чистая химия и физика, в них нет каких-то особых неуловимых субстанций, "божьей искры", отличающей его, разумного и свободного, ото всего остального. Но то, что считает он своей целью, формулируется окончательно при помощи этих физико-химических процессов только внутри его мозга и не предзадано сознательно никакой внешней силой.
У известных живых существ такое целеполагание имеет несколько уровней: общие тенденции поведения определяются простейшими инстинктами, другая часть диктуется эмоциями, интеллект определяет третью часть - абстрактный выбор.

Если принять такое определение машины, то возникает несколько вопросов. Может ли человек, свободное разумное, мыслящее существо стать машиной? Что для этого нужно?
Конечно, может. Но для этого нет необходимости в каких-либо технологических апгрейдах. Силовое принуждение или же манипуляция сознанием, при которой индивид не осознаёт внешнего влияния - то и другое может заставить человека действовать по чужой указке. Сам того подчас не ведая, он становится именно машиной в чужих руках.

По-видимому, как раз чего-то подобного и опасаются биологические консерваторы. Беда только в том, что опасения носят поверхностно-ассоциативный характер. Искусственное соотносится с бесцельным и бессознательным, машинным. Но всё, как водится, куда сложнее этих простеньких представлений.
Как прежде свободного человека можно обратить в машину, так и искусственно создать можно полностью внутренне свободное разумное существо. Создала же природа разумного человека, так что мешает воспроизвести этот эксперимент намеренно, конструируя искусственный интеллект?

Таким образом, единственное, что с необходимостью должно остаться у модифицированного человека (необходимое условие свободы воли) - это внутренний механизм выбора, задания приоритетов, функционирующий достаточно непредсказуемо для модификатора. Инстинкты, некий эквивалент эмоций, мышление с возможностью абстрактного выбора. То, на основе чего один вариант можно не предопределённым в первом приближении образом предпочесть другому.
Остальное - забавные, жутковатенькие, но беспочвенные страхи.

трансгуманизм, футурология. киборгизация, философия

Previous post Next post
Up