Гидравлик Петра I из глубины народной

Jun 05, 2016 18:23

23 июня 17 статс-секретарь императрицы Екатерины II написал в своих "Пямятных записках": "Герард и другие гидравлики похвалили шлюзы, изобретённые Сердюковым; приказано в честь ему поставить монумент."

http://starieknigi.info/Knigi/H/Pamjatnye_zapiski_A_V_Khrapovickogo_stats-sekretarja_imperatricy_Ekateriny_Vtoroj_1862.pdf



Из высказываний на форуме интернет:

"Даже то, что сохранилась плотина со шлюзами на которой стоял Пётр Великий - уже гордость этого города, а ведь эти шлюзы с тех времён ни разу не ремонтировались за ненадобностью ещё и при царизме этих судоходных путей.

Была построенная сеть рукотворных судоходных каналов и это был великий торговый путь "Из Варяг в Греки""

Кстати на памятнике, что выше, именно Сердюков читает Петру доклад о завершении постройки судоходных каналов.

Суть была не в том, чтобы прорыть канал, а суть этого гения заключалась в том, что каналы искуственно заполнялись водой по мере прохождения судов, потому что уровни воды и каналов были разными а вода хранилась в загашниках. Это единственная уникальная сеть каналов, которой нет по инженерному решению нигде в мире. А ведь это конец 17-го века!...



"Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, кому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единые области в вящее привести сообщение, достоен памятник для дальнейшего потомства", - писал о Вышнем Волочке Радищев в книге "Путешествие из Петербурга в Москву". Вышневолоцкие каналы и шлюзы, построенные в начале XVIII века, стали частью первой в России искусственной водной системы, по которой почти два столетия переправлялись грузы с юга России в новую столицу - Петербург. Недаром на гербе города, данном ему в 1772 году, изображалась груженая лодка. Со строительством Мариинской и Тихвинской систем Вышневолоцкий водный путь стал приходить в упадок и почти совсем прекратил свое действие после ввода в эксплуатацию железной дороги между Москвой и Петербургом.

Кстати, когда Петру Первому в начале 18-го века пришла идея прорыть 32 километра каналов в В.Волочке и сократить торговый путь с юга на север РОССИИ, я уверен, что тайно все его считали сумасшедшим (но это был Царь!) и вот ЭНТУЗИАСТ-САМОУЧКА М.И.Сердюков ПРОРЫЛ!!! И 200 лет этими каналами пользовались и ДО СИХ ПОР они существуют."

История канала

"Водный путь в районе Вышнего Волочка существовал издревле. Суда шли вверх по Волге, затем по Тверце до того места недалеко от Вышнего Волочка, где сейчас располагается посёлок Белый Омут. Отсюда их перетаскивали волоком до реки Цна, товары же выгружали и перевозили по суше. Река Цна открывала доступ через озеро Мстино и реку Мста в озеро Ильмень, а по нему - в исток реки Волхов до Новгорода."(1)



"в Вышнем Волочке текут две реки, Цна и Тверца. При этом одна из них относится к Балтийскому бассейну, а вторая к Каспийскому, а ближайшее расстояние между ними всего полтора километра. И народ давно смекнул, что, если как-то преодолеть эти полтора километра, то можно устроить отличный водный транспортный путь с севера на юг, связать реками крупные города севера с городами юга, так как и Цна, и Тверца, и все остальные реки, по которым придется перевозить грузы, вполне судоходны. Первое время эти полтора километра преодолевались по суше, то есть суда перетаскивались волоком. Вдоль всего пути устанавливалась этакая бревенчатая система: корабли ставились на бревна и перекатывались с одного на другое. Весь процесс занимал много времени, был тяжел и неудобен.

И тогда свой проект строительства гидросистемы в Вышнем Волочке Петру Первому отправил Михаил Сердюков с припиской: "Ежели сделаю - о взыскании милости просить буду, а буде не сделаю - убытков своих возмещать не желаю", то есть, говоря другими словами, строительство гидросистемы в Вышнем Волочке он решил развернуть на собственные средства, но и прибыль от него планировал получать тоже сам."(2)

Первое упоминание о селении, находившемся на месте волока, относится к 1471 г. Слово «вышний» (верхний) говорит о том, что ниже на Мсте был еще один волок в обход Боровицких порогов. Волок же между Тверцой и Цной был короче, отсюда и слово «волочек»: «По присоединении к Poccии побережья Балтийскаго моря, Петр Великий решил, для оживления торговых сношений с западною Европою, прежде всего прорезать наиболее узкий из волоков между бассейнами Волги и рек впадающих в озера: Ладожское и Онежское, а именно водораздел между Цною и Тверцою. Волок этот назывался «Вышним»; ниже по Мсте, в обход порогов, товары также перевозились часто сухим путём, называвшимся «нижним волоком».



12 января 1703 г. Петр издал указ о «перекопной работе» в Вышнем Волочке. Согласно ему следовало соединить Тверцу, впадающую в Волгу, с Цной, несущей свои воды к Балтийскому морю, с помощью Тверецкого канала в несколько сотен метров. В 1703 г. началось строительство. По преданию, Петр I не раз бывал на канале, и сам лично определил его направление и длину. Руководство строительством было возложено на царского стольника князя М.П. Гагарина, техническое руководство работами было поручено «иностранному шлюзному мастеру» Адриану Гоутеру «с товарищами» - пятью голландскими мастерами. Болотистая местность представляла собой рай для туч комаров и мошек и казалась адом для тысяч работных людей, которые гибли от различных болезней. К тому же технические средства, находившиеся в их распоряжении, были до крайности примитивны.

«В 1703 году было приступлено к устройству соединительнаго канала между реками Цною и Тверцою. Из этого канала и части реки Цны был образован водораздельный плёс, на обоих концах котораго были построены шлюза. Работы производились под главным надзором двух братьев князей Гагариных и были окончены в 1708 году. По фамилии строителей канал в первое время носил название Гагаринскаго. Точная цифра стоимости канала неизвестна; но из отчетов князей Гагариных видно, что до 1704 года ими израсходовано 2.960 руб. 85 к., в том числе иностранными шлюзным мастерам выдано 1.636 руб. 24 к. Paбочие получали по 3 к. за каждые 8 дней».



Шлюз на Вышневолоцком канале

Строительство канала длиной 2811 м и шириной 15 м с двумя шлюзами8 «не без великого царской казны иждивения, однако же с доброю надеждою будущего прибытка» было закончено весной 1708 г. Вскоре канал был переименован из Гагаринского в Тверецкий. Для удержания воды на канале были построены два шлюза, по обоим берегам вбиты сваи. Уровень воды в Тверце был выше, чем в Цне, да и собственно воды в ней было недостаточно. Поэтому на Цне, ниже устья канала, были также устроены шлюзы и дополнительные перемычки.

Первый шлюз шириною 8 м был построен из белого старицкого камня в 1705 г. несколько выше того места, где река Шлина соединяется с Цною. Он был сделан по «немецкой системе» однокамерным, то есть рассчитанным на пропуск судов поодиночке, что вызывало задержку судов, идущих караванами.11 Вдобавок ко всему, устроенный в очень низком месте, он был обойдён полою водой весной 1707 г., размывшей плохо укрепленный берег. Пришлось «выше той негодной слюзы» построить две деревянные перемычки с одними воротами в каждой, рассчитанные на караванное судоходство. Позже на Цне была построена ещё и третья перемычка.12 Уже в 1706 г. первая русская газета «Ведомости» писала, что «чрез сию перекопь»13 было проведено 672 судна.



В 1709 г. открылось сквозное судоходство из Волги в озеро Ильмень.

По первой в истории России искусственной водной системе суда из Волги благополучно прошли полой водой по Тверце и каналу. Но когда наступило лето, оказалось, что канал сильно обмелел. Уже в следующем 1710 г. по нему не смогли пойти струги с лесом. С великим трудом были перетащены и построенные в Казани морские суда-тялки, некоторые из которых застряли в Тверце и там же сгнили. Судоходство оказалось возможным только весной по «первой полой воде» и осенью, в период дождей. Летом же движение барок прекращалось, «понеже одна Цна» не в состоянии была «канал и реку Тверцу всегда судоходными учинить».

Очевидно, голландцы не смогли разрешить проблему водного баланса Вышневолоцкого водораздельного пункта, так как совершенно не учли специфику режима русских рек. Да и гидротехнические сооружения были сделаны без надлежащей конструкторской проработки и с ненадлежащим качеством. В результате в 1718 г. шлюзовые ворота на Цне «вешнею водою вынесло и запирать невозможно». Помимо маловодья верховьев Тверцы и Тверецкого канала чрезвычайные трудности для прохода судов представляли Боровицкие пороги. Из-за них судоходство по Вышневолоцкому водному пути было возможно только в одном направлении - из Волги в Неву. Основной недостаток системы - мелководье Тверцы - шлюзы не смогли устранить, и проблема водного баланса не была решена. Для прохода судов требовалось много времени, иногда до нескольких месяцев. В среднем в год через Вышний Волочёк по каналу проходило не более 400 судов и плотов, что явно не удовлетворяло потребности Санкт-Петербурга даже того времени.



Михаил Иванович Сердюков, купец,21 снабжавший строительство первого канала продовольствием и имевший в Вышнем Волочке винокуренное производство, обратился к Петру I с письмом, в котором обещал усовершенствовать канал и «судам дать ход свободный». Он предложил использовать «бесполезно протекающую» реку Шлину, направив её воды через озёра Ключинское и Городолюблинское в Цну выше Тверецкого канала. Сердюков рассчитывал, что таким образом вода «умножится и всяким судам будет Тверцою свободный ход и государству польза в том будет». Все работы должны были выполняться за счёт автора проекта, и только в случае успеха предполагалось вознаграждение от государства. Именно это предложение, очевидно, особо понравилось Петру I. Сердюков был вызван в Петербург для личного доклада, и в июне 1719 г. был издан указ Сената о передачи ему «в содержание Вышневолоцкого судоходного пути».

К 1722 г. Сердюкову удалось реализовать задуманный план: на реке Шлине была построена плотина, а сама она была соединена каналами с рекой Цной и с Ключиным озером, был спрямлён ранее опасный для судоходства рукав реки Цны за счёт постройки Цнинского канала длиной 1280 м со шлюзом, на самой Цне была сооружена деревянная плотина, Тверецкий же канал был полностью реконструирован, и по нему смогли проходить крупные суда даже летом. Обеспечение искусственного питания водой вышневолоцких каналов, а также рек Тверца и Мста, осуществлялось в направления вод из Цны и Шлины, в зависимости от надобности, либо через Тверецкий канал в Тверцу, либо через Цнинский канал в Мсту. Пётр I не забывал про своего гидротехника. К концу 1722 г. все работы, значительно облегчившие судоходство и увеличившие поток судов, были завершены. Вышел ещё один сенатский указ, подтверждающий привилегии Сердюкова. В частности, он получил право получать с проходящих судов «посаженный сбор» - определённую плату с каждой сажени длины барки. В 1723 г. «…февраля 27 дня обедали на Вышнем Волочке, и тут изволил смотреть каналов и мельниц и протчего строения у Сердюкова, и был тут до вечера…».



Однако, по-прежнему не хватало воды для обеспечения летнего судоходства. Для разрешения этой проблемы Сердюков реализовал гениальную идею об устройстве большого запасного водоёма на реке Цна, который обеспечивал бы резервным питанием всю Вышневолоцкую водную систему. По его проекту на реке Цне, после реконструкции зимой плотины 1740-41 гг., было образовано первое в России «Заводское» (так как располагалось возле винокуренного завода) водохранилище площадью 6 квадратных вёрст для создания запаса вешних вод. Его создание стало венцом деятельности Сердюкова. «Сердюков возобновил обветшавшие сооружения и построил обширныя водохранилища для искусственнаго питания системы; в том числе самое значительное - заводский резервуар, близ ВышнягоВолочка. В 1757 году система была улучшена настолько, что по ней провозилось уже в Петербург до 12 миллионов пудов товаров ежегодно. Сердюкову было предоставлено для добывания средств на улучшение пути взимать по 10 к. с сажени проплывшаго судна».

В 1742 г. императрица Елизавета Петровна пожаловала ему потомственное дворянство.



Водная система находилась под управлением Сердюкова и его сыновей до 1765 г., затем была выкуплена и передана в казенное ведение.23 Она настолько изменила облик посада, что 28 мая 1770 г. последовал именной Указ императрицы Екатерины II Сенату об учреждении Вышнего Волочка городом «на основании прочих Российских городов», поскольку «пользу великую Российской коммерции приносит». 1 июля 1772 г. новгородский губернатор (с 1764 по 1781 гг.) Я.Е. Сиверс24 торжественно зачитал этот Указ императрицы. С1774 г. он также занимал вновь образованную должность директора водяных коммуникаций и руководил постройкой и реконструкцией каналов, в том числе Вышневолоцкой водной системы.

С целью повышения уровня воды система была серьёзно перестроена. «В последние годы прошлого столетия и начале нынешняго [конец XVII - начало XIX в. - авт.] все деревянные шлюзы и бейшлоты (плотины, запирающия водохранилища) перестроены в гранитные и исполнены еще другие работы для улучшения системы; между прочим прорыт Сиверсов канал из устья Мсты к истоку Волхова из озера Ильмень. С окончанием этих работ Вышневолоцкая система была поставлена на степень первокласснаго государственнаго сообщения; по ней проходило в год 4600 судов с грузом на каждом до 5000 пудов».

Перестройка деревянных конструкций в гранитные, наращивание устоев и дамб для накопления большего количества воды были закончены в 1783 г. Императрица Екатерина II «самолично пожелала осмотреть их». В память об этом событии на канале было установлено четыре каменных столба-мальдона.



Созданная по указу Петра I, усовершенствованная стараниями и талантами М.И. Сердюкова, Я.Е. Сиверса и О.И. Корицкого Вышневолоцкая водная система была для своего времени практически совершенной. Современники считали её таковой даже ещё в середине XIX в.35 В отдельные годы количество проходящих судов доходило до 5,5 тыс., а груз оценивался в 100 млн. рублей.

Източник

Биография Михаила Ивановича Сердюкова - генератора идей

«Никогда не проезжал я сего нового города,- писал о Вышнем Волочке русский революционер, ученый и писатель А.И. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»- чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в её благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единыя области в вящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства».

Биография Сердюкова стала известна благодаря его собственным показаниям, данным в 1723 году на допросе в Святейшей Синоде под «церковною клятвою и под потерянием живота». Настоящее имя - Бароно, Имегенов сын. Место рождения - селение Селенге на одноимённой реке, год - 1678. о себе Сердюков «показал», что «рождением он мунгальского народа», т.е. монгол. После гибели отца в 1691 году «от российских людей на баталии» Бароно был продан купеческому приказчику Ивану Михайловичу Сердюкову, ставшему для мальчика фактически крёстным отцом. Он дал ему свою фамилию, обучил счёту, грамоте, окрестил в русскую веру. После смерти И.М. Сердюкова в 1700 году его крестник стал приказчиком у крупного московского «гостя» М.Г. Евреинова, обосновался в Новгороде, а в 1704 году «получил от него свободу» и начал торговать самостоятельно.



Близ Вышнего Волочка на реке Цна ещё в 1700 году построил Сердюков винокуренный завод. А рядом - поварни, хлебные амбары, «солодовки и овины, и уксусные, и кирпичные, и черепичные заводы». Он регулярно брал подряды на поставку в Новгород на кружечные дворы вина, а также откупал таможенные и кабацкие сборы в Вышнем Волочке и Удомельском погосте. Таким образом, накопив значительный капитал, он искал лишь случая для его эффективного применения.

Используя на своих заводах водяные мельницы, М.И. Сердюков давно стремился к гидротехнической деятельности. С самого начала он внимательно наблюдал за трудностями движения судов через Вышний Волочёк и задумывался над тем, нельзя ли это исправить...

Петр І увидел в Сердюкове человека, способного возродить Вышневолоцкую водную систему, и вызвал его в Петербург для личного доклада. 26 июня 1719 года последовал указ Сената, который передавал Сердюкову в содержание Тверецкий канал и шлюзы с тем, чтобы он произвёл работы согласно его доношениям и чертежам. «А за то ево иждивение и труд» право получения им доходов от мельниц и продажи вина, а также таможенных и канцелярских сборов предоставлялось ему не на 15, а на 50 лет.



В этом же году Сердюков приступил к работам, по его выражению, «с крайним радением и прилежанием». Тверецкий канал был вычищен, шлюз на нём починен. А в 1722 году воды реки Шлины потекли уже по новому руслу, вдвое увеличив собой количество воды в Цне. Благодаря шлинской воде даже в летнее время тяжело нагруженные барки свободно проходили от Твери до Вышнего Волочка и далее. В этом году был построен Цнинский канал. С окончанием этих работ «намерение Петра Великого совершенно исполнилось и суда из Волги к Петербургу проходить начали все лето без остановки».

Таким образом, всего за 3-4 года Сердюков проделал объём работ, в несколько раз больший, чем голландцы за 6 лет, да к тому же во много раз дешевле и значительно меньшими силами. Причина этого проста - Сердюков стремился добиться максимального эффекта при минимальной затрате средств. Делал он всё быстро, прочно и просто.

...Однако не всё складывалось у Сердюкова благополучно. Пришлось ему вести борьбу с разбойниками, и с местными ямщиками, и даже посидеть в тюрьме по подозрению в церковном расколе. Но, в конце концов, Петр всегда становился на сторону Вышневолоцкого «водяного», обычно накладывая резолюцию на его прошения: «Отдать по ево желанью». Когда же Сердюков «высочайшего протектора лишился», то чуть не потерял контроль над вышневолоцкими каналами. Противостоял ему сам всесильный Миних - фаворит новой власти. Но и тут Сердюков сумел доказать, что сделает лучше, а, главное, дешевле - и водная система осталась за ним... В дальнейшем М.И. Сердюков вместе с сыном Иваном занялся чисткой Тверецких порогов, потом Боовицких. В делах был строг и на расправу скор.



Дом, где жил М. Сердюков в Верхнем Волочке

Точная дата смерти М.И. Сердюкова неизвестна, предполагают, что он умер в 1754 году. Содержанием вышневолоцких каналов и шлюзов стал руководить его сын, получивший уже хорошее техническое образование.

«Ум часто пробуждается воспитанием, но гений бывает врождённым», - писал о М.И. Сердюкове французский посланник при дворе Екатерины ІІ граф Л.Ф. Сегюр. Известный в начале 21 века экономист и географ К.И. Арсеньев заметил. Говоря о видном деятеле и гидротехнике петровского времени Г.Г. Скорнякове-Писареве, что тот «был бесконечно ниже не учёного, простого, но гениального Сердюкова». Гений!.. Так оценивали деятельность М.И. Сердюкова, создавшего первую в России Вышневолоцкую искусственную водную систему, которая «огромностью и сложностью своих средств и пользою превосходит все подобные пути на свете»"

Източник



Также читайте о Михаиле Сердюкове:

http://rusdarpa.ru/?p=579

http://burunen.ru/articles/detail.php?ELEMENT_ID=102

http://asiarussia.ru/articles/550/

Продолжение здесь

Сердюков, шлюзы, история России, голубые дороги

Previous post Next post
Up