Исаакиевский собор (цепь превращений)

May 29, 2016 00:23

"В 1747 г. императрица Елизавета дала распоряжение московскому архитектору Алексею Евлашову произвести обмеры куполов Кремлевского Успенского собора, с тем чтобы по этим обмерам переделать недостроенные петербургские церкви из одноглавых в пятиглавые (Петров П. Н. История Санкт-Петербурга, с. 505). Дело касалось трех церквей, тогда находившихся в постройке, а именно Исаакиевского собора, стоявшего у Невы на Сенатской площади и начатого еще при Петре, затем церкви Успения на Мокруше и церкви Преображения в районе казарм Преображенского полка. Указ Елизаветы о перестройке церквей был приведен в исполнение, но в конструктивном и особенно художественном отношении церкви были настолько неудачны, что их вскоре снова переделали, причем следов от этой попытки насаждения в Петербурге древнерусских купольных форм не сохранилось. Конечно, Петербургу были необходимы купольные композиции, однако не старомосковского, а нового, петербургского характера." http://townevolution.ru/books/...

Извлечения, сделанные мною из сенатского архива за 1765 год



Итак, 13 апреля 1765 года до фактического начала строительства Исаакиевской церкви в Санкт Петербурге заказывается изготовление медалей. И вот, одна из тех медалей



Это для нас может показаться странным, ибо вид церкви значительно отличается от привычного нам облика Исаакиевского собора. Оказывается не только Москва "не сразу строилась" Облик Петербурга тоже менялся. Самая первая Исаакиевская церковь была более прилична для крепости, возводимой на берегах Невы,



чем для новой столицы государства Российского. Она находилась на берегу Невы рядом с Адмиралтейством. И, поскольку в новом городе регулярно случались наводнения и время от времени произходили пожары, то городские здания, большей частью поначалу строившиеся из дерева, быстро приходили в негодность или уничтожались огнём. Той же участи подверглась и первая Исаакиевская церковь: во время одного из пожаров ей был нанесён непоправимый урон. Отстраивать церковь в прежнем виде не стали, ибо в своём прежнем виде запросам города она уже не удовлетворяла.



А потому её было решено заменить более величественным строением.



Такая модель была сделана. Нынче модель Исаакиевской церкви по проекту Ринальди хранится в музее Академии художеств



Есть и другие модели, глядя на которые можно представить себе историю преобразования Исаакиевского собора от первого строения до того здания, которое находится нынче неподалёку от памятника Петру I.



Так могла бы выглядеть церковь, построенная по проекту Ринальди





Появилась эта церковь не сразу, для этого потребовалось не только решение о строительстве, но и определённые затраты: материальные, людские и прочие ресурсы. Понадобилось время. Всё это было отражено в постановлениях и указах, а так же в упоминаниях современников. То, что тогдашние чиновники были людьми обстоятельными, можно понять, например, из того, как обосновывалась постройка новой церкви в Пернове



Нужно признать, что в дотошности нашим предкам не откажешь :о)

Все-все постановления сената и указы государыни я, конечно же, просмотреть не смогла, но кое что обнаружила. Во-первых, что самая первая Исаакиевская церковь была сильно повреждена во время пожара в 1735 году . В сенатском докладе по делу строительства церкви указаны документы, где сведения о ней можно найти. Во-вторых, что церковь решено построить после изготовления её модели, что поначалу архитектурным проектом занимался Ринальди







Пока что становится понятно, что первая церковь и построенная к ней колокольня были после пожара обследованы, было просчитано: во сколько обойдётся новое строительство на том же месте и во сколько - на новом, после чего было решено старые строения разобрать, то, что было годным для строительства, - складировать и изпользовать впоследствии. Но, поскольку военные разходы казны возросли, строительство новой церкви было отложено. (Видите, как много можно для себя узнать только лишь из одного сенатского доклада?)







Архив

В том же архиве нашёлся ещё один указ, относительно Исаакиевского собора

Итак, судя по году, указанному на медали, Исаакиевская церковь по проекту Антонио Ринальди была заложена в 1768 году.

Чтобы увидеть сказанное в документе наиболее полно, можно вернуться ещё к указанному в тексте плану города. Вполне возможно, что речь идёт об этом плане (рядом с мостом через Неву слева от Адмиралтейства обозначено место Исаакиевской церкви)



Также приведу для наглядности схематический план на 1750 год



Петербург. Схематический план центрального района города в 1750 г. 1 - Петропавловская крепость с равелинами; 2 - Адмиралтейство, перестроенное И. К. Коробовым; 3 - Исаакиевский собор; 4 - здание Двенадцати коллегий; 5 - Летний сад и (рядом с ним) Большой луг, спланированный Растрелли; 6 - старый Зимний дворец, перестроенный из палат Апраксина

На аксонометрическом перспективном плане Сент Илера 1796-1800 года изображено уже совсем иное строение (второй Исаакиевский собор Ринальди и Бренда собор по проекту Ринальди строился долго, и в ходе строительства проект потерпел изменение. Верхнюю часть собора изменили). Из плана видно, что место для церкви выбрано подальше от Невы, а также указано место для будущего памятника Петру I.



Сам план

Обратите внимание на слово "перспективный". Вот то, что было при составлении Сент-Илером, аксонометрического плана построек, существующих на момент съёмок



Могли ли в то время быстро возводить здания и сооружения? Вполне, ибо это позволяли строительные мощности города. Например:



А о том, что работы могли вестись быстро и качественно свидетельствует возстановление Зимнего дворца после пожара в 17 декабря 1837 года чуть более чем за год.



Източник

Так случилось, что строительство Исаакиевского собора заканчивалось уже после смерти Екатерины - во время царствования Павла. И снова произошли изменения. К проекту собора был подключен архитектор Виктор Бренна, поскольку Антонио Ринальди покинул Россию. Верхняя часть собора изменилась до неузнаваемости. Но и на этом история цепи преображений главного храма тогдашней страны не закончилась. Хотя это - уже для следующей статьи.



Историю фальсифицировать в отдельно взятом месте, конечно можно. Но фальсифицировать для полноценной увязки с новым историческим "звеном" другие "звенья" летописной кольчуги, вряд ли кому-то удалось бы, тем более в век бумаг и пергаментов, когда бумаги и пергаменты были производимы не на отдельно взятой фабрике, и не по ГОСТу, писчики писали каждый по-своему (и не только почерки разнились, но и стиль мышления), да ещё и грамотных людей вполне хватало, как представителей русского народа, так и приезжающих из других стран. И всё это подкрепляется вещественными предметами, часть из которых хранится в музеях, часть - семейные реликвии, а что-то осталось в виде зданий и сооружений, либо их основания.

Монферран, Исаакиевский собор, история Петербурга

Previous post Next post
Up