Борода - уклад житейский... - 2

Aug 13, 2016 12:44



Начало: http://metafor-7.livejournal.com/130879.html

Судя по приведенным выше фактам, выступления, прокатившиеся в 1705 г. по Сибири в знак протеста против введения брадобрития и иноземной одежды, носили достаточно массовый характер и нередко приводили к трагическим последствиям. Однако местные начальники, опасаясь, очевидно, крутого нрава царя, сделали все, чтобы свести к минимуму их общественный резонанс, тем более что уже через несколько месяцев пресловутый указ Петра I был применительно к сибирякам частично дезавуирован. Причиной этого стала поданная в январе 1706 г. коллективная челобитная за подписями 112 служилых людей, «которые ныне в приезде из Сибири к Москве: тоболские, тюменские, туринские, верхотурские, томские, красноярские, кузнецкие, нарымские, кецкие, тарские, сургуцкие, березовские, мангазейские, енисейские, илимские, якуцкие, нерчинские, иркуцкие». Ссылаясь на указ 1705 г., повелевающий «носить немецкое платье и ездить на немецких же седлах», они жаловались, что «таких де седел делать у них некому, а в немецком де платье от великих стуж ходить никоими меры невозможно и за нуждою зделать нечем». Поэтому челобитчики просили, чтобы «великий государь пожаловал бы их, всех сибирских городов всяких чинов людей, для их скудости не велел им немецкого платья носить, и седла б держать по-прежнему руские».

Прагматичный царь пошел им навстречу: тогда же по его именному указу было разрешено «сибиряком, служилым и всякого чину людем, носить платье руское или немецкое, и в том принуждения никакова не чинить» 24.

Этот указ получил в Сибири весьма расширительное толкование, что нашло свое отражение в копии И. Р. Качанова. Так, ссылаясь на «государскую грамоту», присланную 21 апреля 1706 г. в Томск, в которой отменялись прежние распоряжения «о платьях и о седлах, и об ыных тому подобных делех» (курсив мой. - А. Ш.), сын боярский А. Степной и конный казак Г. Казин сумели 23 апреля того же года вытребовать у воеводы Г. М. Петрово-Соловово назад те деньги, которые они частично внесли «в уплату з бороды и с уса», хотя напрямую об отмене брадобрития в царском указе ничего не говорилось 25.

Из следственного дела неясно, когда И. Р. Качанов сделал копию с оказавшихся в его распоряжении материалов. Если верить его показаниям, это могло произойти после того, как они попали в руки полковника [310] А. Ф. Черкасова. Однако не исключено, что он сделал это еще в 1708 г., когда, будучи вторым воеводой в Томске, собирал «компромат» на Г. М. Петрово-Соловово. На это, в частности, косвенно указывает наличие в качановской копии вышеназванных документов о возвращении А. Степному и Г. Казину денег, внесенных ими в качестве пошлины за право носить бороды, которые можно было при случае использовать против бывшего воеводы.

Публикуемые ниже материалы о томских событиях 1705-1706 гг., восходящие к копии, сделанной с подлинника И. Р. Качановым, находятся в составе книги Сибирского приказа, верхний обрез блока которой был, очевидно, объеден мышами, поэтому при позднейшей реставрации незначительная часть текста оказалась утраченной. Документ публикуется по общепринятым правилам: все сокращения и титлы раскрываются, буквенные обозначения цифр переводятся на арабские, вышедшие из употребления буквы заменяются новыми, «ер» в конце слов, оканчивающихся на согласную букву, опускается, пунктуация приближается к современной, восстановленные по смыслу или по формуляру слова заключаются в квадратные скобки, все конъектуры и необходимые пояснения к тексту выносятся в литерные подстрочные примечания. [311]

Източник http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1700-1720/Tomsk_brit_borody_1705/text.htm

1705 г., сентября 16-22, - 1706 г., апреля 23. - МАТЕРИАЛЫ ДЕЛА ТОМСКОЙ ПРИКАЗНОЙ ИЗБЫ ОБ ОТКАЗЕ ТОМСКИХ ЖИТЕЛЕЙ ПОДЧИНЯТЬСЯ УКАЗУ ЦАРЯ ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА О БРИТЬЕ БОРОД И НОШЕНИИ ИНОЗЕМНОГО ПЛАТЬЯ

Список с челобитья с разных записок.

1705-го, сентября в 20 день, били челом великому государю, а в Томску в приказной избе в словесном челобитье сказали сын боярской Андрей Степной, /л. 322/ конной казак Гарас[им Балах]нин (Утраченное восст. по нижеследующему тексту), пешей казак Григорей Казин: в нынешнем де [315] вышеписанном году, сентября в 16 день, прогневали де они Бога и ево, великого государя, приходили в приказную избу и говорили противные слова против ево государского указу, и чтоб великий государь пожаловал их, Андрея и Гарасима и Григоия, велел тое их страдничью вину им отдать, а за старость бород и усов им брить не указал. А указал бы великий государь у них, Андрея с товарыщи, против своего государского указу з бород и с усов примять в приказную избу на нынешней 705-й год пошлинные денги и дать ис приказной избы знаки. У подлинного челобитья пишет: к сему челобитью вместо Андрея Степнова, Гарасима Балахнина, Григорья Казина, по их веленью иконописец Яков Фомин руку приложил.

В прошлом 705-м году по указу великого государя и по грамоте и по тоболской отписке велено в Томску всякого чина людем носить платья немецкое и бороды и усы брить. Да в том же царском указе и в тоболской отписке написано: буде кото рые люди бород и усов /л. 322 об./ брить не пох[отя]т (Утраченное восст. по нижеследующему тексту), а похотят ходить з бородами и с усами, и с тех людей велено имать денги: с царедворцов и з дворовых, и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей - по штидесят рублев; з гостей и гостиной сотни первой статьи - по сту рублев; средней и меншей статьи, которые десятые платят (Далее сверху вписано десятые), - менши ста рублев; с (Вписано между строк) торговых и с посацких людей - по штидесят рублев (Вписано между строк); третьей статьи з боярских и посацких людей, с ямщиков и с отвощиков, и со всяких чинов, и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, - по тритцати рублев; и велено им давать ис приказной избы знаки.

И тот государской вышеписанной указ томским и приезжим всякого чина людем сказан. И по тому государскому указу в Томску в приказной избе бил челом великому государю томской сын боярской Андрей Степной, чтоб великий государь пожаловал ево, Андрея, не велел у него бороды и уса брить, а указал великий государь принять у него в свою государскую казну з бороды и с уса денег (Испр.; в ркп. денг) в уплату тритцать рублев, а в досталных денгах дано ему, Андрею, сроку. /л. 323/ [316]

И в нынешнем 706-м [году, апреля] (Утраченные слова восст. по нижеследующему тексту) в 21, прислан в Томской вели[кого] (Утраченное восст. по формуляру) государя грамота, а в той государской грамоте написано: которые его великого государя грамоты посланы в Томской и в сибирские города в прошлом 705-м году о платье и о седлах, и об ыных тому подобных делех, - все отставить, и по них чинить ничего не велено, а велено носить платья, также и седла, и прочее подобно тому ж, как кто что похочет.

И апреля в 23 день бил челом великому государю, а в Томску в приказной избе столником и воеводам Григорью Михайловичю Петрову Соловово с товарыщи в словесном челобитье сказал сын боярской Андрей Степной, чтоб великий государь пожаловал ево, Андрея, велел ему против своего царского указу и грамоты те денги, тритцать рублев, которые принес он в приказную избу в уплату з бороды и с уса, ему отдать с роспискою.

И по вышеописанному великого государя указу, а по челобитью Андрея Степнова, те денги, тритцать рублев, которые взяты у него в прошлом 705-м году, отданы ему, Андрею Степному, /л. 323 об./ с росписко[ю до указу] (Утраченное восст. по нижеследующему тексту) великого государя. А буде те денги спросят в приказную избу, и ему, Андрею, принести вышеписанные тритцать рублев безсрочно и сполна. Росписка: По сей записке Андрей Степной денги, тритцать рублев, принял. По ево веленью Иван Молоков росписался.

Того ж числа бил челом великому [государю] (Доб. по формуляру; в ркп., очевидно, пропущено), а в Томску в приказной избе столником и воеводам Григорью Михайловичю Петрову Солового с товарыщи в словесном челобитье сказал Григорей Казин: в прошлом де 705-м году по указу великого государя и по грамоте принес он, Григорей, в Томску в приказную избу з бороды и с уса денег десять рублев. И чтоб великий государь пожаловал ево, Григорья, велел ему против своего государского указу грамоты те денги, десять рублев, которые принес он в приказную избу в уплату з бороды и с уса, ему отдать до своего государского указу с роспискою. [317]

И по челобитью ево, Григорья Казина (Вписано сверху над строкой), те денги, десять рублев, которые у него взяты в прошлом 705-м году, отданы ему, Григорью, с роспискою /л. 324/ до указу великого государя. [A] (Утраченное восст. по смыслу) буде те денги спросят в приказную избу, и ему, Григорью, принести те денги, десять рублев, безсрочно и сполна. Росписка: По сей записке Григорей Казин десять рублев взял. По ево веленью Яков Фомин росписался.

1705-го, сентября в 18 день. По указу великого государя сказан нам в Томску в приказной избе указ его великого государя, что носить нам, и женам, и детям нашим немецкое платье, и бороды и усы нам брить. И сентября в 16 день томские жители, которые старые расколники и противники церкви Божии и его великого государя повеления, сын боярской Андрей Степной с сыном своим Степаном, конных казаков сотник Петр Берескин, пятидесятники Афонасей Батошков, Федор Мясников, конной казак Гарасим Балахнин, пешей козак, бывшей московской стрелец и расколник Григорей Казин (Испр., в ркп. Козин) с товарыщи в Томску, на Нижнем базаре, учинили возмущение и противность государскому повелению: чтоб нам, томским жителям, противитца государскому повелению, платья немецкова не носить и бород и усов не брить. И пришли они, /л. 324 об./ вышеписан[ные] (Утраченное восст. по смыслу) расколники и противники, дерзновенно зделали, отказали в противность государскому повелению, и нас, простых людей, к такому своему умышлению подговорили и привели нас с собою в приказную избу. И мы от безумия своего и простоты в общение с ними пришли и в противности имена свои записали. И ныне, узнав то, что учинили над собою великую беду не делом, бьем челом великому государю, чтоб великий государь пожаловал нас, холопей своих, велел нам тое страдничью вину отдать. А мы ево великого государя указу не противны, платья немецкое носить и бороды и усы брить готовы. А кто имяны великому государю бил челом, и то писано ниже сего.

Сын боярской Филип Козловской, конные козаки Тимофей Батошков, Микифор Пичюгин, Иван Смокотнин, Прокофей [318] Буянов.

Пешие козаки Федор Чаусов, Алексей Пахалов, Дмитрей Кокшаров, Григорей Шапошников, Иван Коломылцов, Семен Шадрин, Ермолай Горохов, Леонтей Гущин, Артемей Валгасов, Леонтей Старицын, Дмитрей Кашпирев, Кирила Ложников. /л. 325/

Казачьи дети Василей [Валга]сов (Утраченное восст. по предыдущему тексту), Иван Мишутенок, Степан Валгасов с сыном Иваном, Гаврило Молитвин, Андрей Старицын, Петр Ложников, Сергей Вожов, Борис Солеников.

Иноземского списку Яков Мишутенок, пеших казаков пятидесятник Яков Вершинин, неверстаной сын боярской Дмитрей Редров, оброчной человек Полуект Чюхломцов, посацкие люди Дмитрей Прямицын (Испр. по предыдущему и последующему тексту; в ркп. ошибочно Тряпицын), Петр Трифанов, Федор Тюрин, Алексей Галахтионов, приказной избы сторож Василей Тюрин. А у подлинного челобитья руки: К сему челобитью вместо Ивана Коломылцова по ево веленью Иван Сеченов руку приложил. К сему челобитью вместо Семена Шадрина по ево веленью Петр Греченин руку приложил. Вместо Левонтья Старицына, Дмитрея Кашпирова, по их веленью Раман Жюковской руку приложил. Вместо Кирилы Ложникова Лука Меркульев руку приложил. К сему челобитью вместо Дмитрея Редрова, Полуекта Чюхломцова, по их велению Борис Серединин руку приложил. К сему челобитью вместо Ивана Смокотнина, /л. 325 об./ Андрея С[тари]цына (Утраченное восст. по предыдущему тексту), Артемья Валгасова, Ивана Мишутенка, по их веленью Иван Старков руку приложил. К сему челобитью Василей Вершицкой вместо Петра Ложникова, Леонтья Гущина, по их веленью руку приложил. Вместо Микифора Пичюгина, Тимофея Батошкова, Сергея Волкова, по их велению Иван Сеченов руку приложил. К сему челобитью вместо сына боярского Филипа Козловского по ево веленью Алексей Круглик руку приложил. К сему челобитью вместо пятидесятника Якова Вершинина по ево веленью Роман Жюковской руку приложил. К сему челобитью Василей Вершицкой вместо пеших казаков Федора Чаусова, Алексея Пахалова, по их велению руку приложил. К сему челобитью вместо пеших казаков Дмитрея Какшерова, Григорья Шапошникова, по их велению Иван Сеченов руку [319] приложил. Вместо посацких людей Дмитрея Прямицына, Алексея Галахтионова, по их веленью Роман Жюковской руку приложил. /л. 326/ К сему челобитью Яков М[ишут]енок (Утраченное восст. по предыдущему тексту) руку приложил. К сему челобитью Иван Старков по велению Бориса Соленикова руку приложил.

1705-го, сентября в 18 день, бил челом великому государю, а в Томску в приказной избе столником и воеводам Григорью Михайловичю Петрову Соловово с товарыщи в словесном челобитье сказал конных и пеших казаков голова Сава Цыцурин: в нынешнем де вышеписанном году в Томску в приказной избе сказан нам указ великого государя, что велено томским всякого чина людем носить платье немецкое и бороды и усы брить. И сентября в 16 день прежние расколники и противники церкви Божии, томские жители, сын боярской Андрей Степной с товарыщи, да с ними ж, Андреевы товарыщи, пришли в приказную избу томские ево, Савина полку, служилые многие люди без ево, Савина, ведома /л. 326 об./ с невесть [каким] (Утраченное слово восст. по смыслу) воровством своим и безумьем, и указу великого государя учинились непослушны, и в противность ево государского указу в платье и в бородах отказали невежливо: платья де немецкова носить и бороды и усы брить они не будут. А он, Сава, с ними, росколники, необщник, и своего полку за служилыми людми такова их воровского промыслу не ведал, и бороду де и усов брить и платья немецкое носить он готов. А в том де вышеписанном воровстве и в бунте пущие воры и затейщики и прежние расколники: конной казак Гарасим Балахнин, пеших казаков пятидесятник Федор Мясников, пешей казак, бывшей московской стрелец Григорей Казин. А кто имяны ево, Савина полку, служилые люди в противность царскому указу оказали, и тем де людем роспись в приказной избе. И чтоб великий государь пожаловал ево, Саву, велел челобитье ево и извет в Томску в приказной избе записать, чтоб де он, Сава, от того их воровского, противного государскому указу дела /л. 327/ с ними, вышеписакными [про]тивники (Утраченное восст. по смыслу), в общении не бывать. У подлинного челобитья пишет: Казачей голова Сава Цыцурин руку приложил.

1705-го, сентября в 19 день, били ж челом великому [320] государю, а в Томску в приказной избе столником и воеводам Григорью Михайловичи) Петрову Соловово с товарыщи в словесном челобитье сказали томские жители, разных чинов люди: в нынешнем де вышеписанном году по указу великого государя и по грамоте и по тоболской отписке велено нам, томским всякого чина людем, носить платье немецкое и бороды и усы брить. И сентября в 16 день томские жители, расколники и противники государскому вышеписанному повелению, сын боярской Андрей Степной с товарыщи, пришли в приказную избу с невежеством и вышеписанному государскому указу учинились противны: бород де и усов брить они не будут и платья немецкова носить не будут. /л. 327 об./ А они, челоб[итчи]ки (Утраченное восст. по смыслу), томские жители, разных чинов люди, с вышеписанными противники необщники, бороды и усы брить и платья немецкое носить готовы. И чтоб великий государь пожаловал их, челобитчиков, велел челобитье их и извет и имена в Томску в приказной избе записать для того, что де они, томские жители, всякаго чина люди, с ними, расколники и противники, необщники, и указу великого государя не противны. А кто имяны великому государю били челом, и то писано ниже сего.

Семен Лавров, Василей Вершицкой, Роман Жюковской, Федор Кулаковской, Петр Греченин, Калина Греченин, Василей Цыцурин, Степан Закревской, Александр Лункеев, Алексей Круглик, Иван, Алексей и Федор Калинины дети Греченины, Иван Болшой, да Иван Меншой, да Федор Ивановы дети Великоселские, Степан да Осип Буринские, Иван Колесников, Иван Сахнин, Иев Головкин, Костентин Момотов, Алексей Дорох, Иван Усков, Филип Сыроеженин, Гаврила Ларионов, /л. 328/ Иван Сеченой, Иван [Меншой Стар]ков (Утраченное восст. по предыдущему тексту), Матвей Посников, Григорей да [Степан, да] (Утраченное восст. по предыдущему тексту), Иван Болшой, да Михаила Старковы, Иван да Михаила Савельевы дети Греченины, Дмитрей У жидкой, Василей Тузиков, Иван, Алексей и Петр Голяшихины. У подлинного челобитья пишет: Калина Греченин вместо детей своих, Ивана (Испр.; в ркп. Ивада), Федора, Алексея, Петра, и за себя руку приложил. [321]

Вместо Степана Закревского, Александра Лункеева, Матвея Раевского, по их веленью Василей Попов руку приложил. Вместо Семена Лаврова Федор Великоселской руку приложил. Василей Вершицкой руку приложил. Вместо Федора Жюковского и за себя Роман Жюковской руку приложил. Алексей Круглик руку приложил. Вместо братьев своих, двух Иванов, и за себя Федор Великоселской руку приложил. К сему челобитью вместо Осипа да Степана Буринских, Ивана Сахнина, по их веленью и за себя Иван Колесников руку приложил. Вместо Иева Головкина, Костентина Момотова, по их веленью конной казак Иван Колесников руку приложил. К сему челобитью /л. 328 об./ вместо [Алексея Д]орохова (Утраченное восст. по предыдущему тексту), Ивана Ускова, по их [веленью] (Утраченное восст. по формуляру) Петр Митрофанов руку приложил. К сему челобитью Иван Сеченов руку приложил. К сему челобитью Матвей Посников руку приложил. Иван Старков вместо братьев своих, Григорея, Степана, Ивана Меншова, Михайла Старковых, Дмитрея Ужицкова, по их веленью и за себя руку приложил. Вместо Ивана да Михайла Гречениных Калина Греченин руку приложил. Вместо Василья Тузикова, Ивана, Алексея, Петра Голяшихиных, по их веленью Федор Великоселской руку приложил.

1705-го, сентября в 21 день. По указу великого государя и по грамоте и по тоболской отписке в Томску у приказной избы сказан указ великого государя томским и приезжим всяго чина людем, чтоб они носили платье немецкое и бороды и усы брили. И томские жители, воры и расколники, конной казак Гарасимко Балахнин с шурьями своими, с толмачем Ивашкою Берескиным с товарыщи, покиня /л. 329/ домы свои, ис То[мска бе]жали (Утраченное восст. по смыслу) з женами и з детми. А по ведо[мос]ти (Утраченное восст. по смыслу), [объ]явились (Утраченное восст. по смыслу) они, воры Гарасимко с товарыщи, от города верстах в пятнатцати и болши за рекою Томью, в лесах, на пашенной заимке у него ж, толмача Ивашки Берескина. И по указу великого государя посыпан ис приказной избы для проведывания вышеписанных воров и расколников томской сын боярской Иван Сеченов. [322]

И сентября в 22 день явился в Томску в приказной избе томской сын боярской Иван Сеченов, а в допросе сказал: сентября де 22-го числа по указу великого государя посылан он, Иван, в деревню Берескину для проведыванья воров Гарасимка Балахнина с товарыщи. И будучи де он, Иван, в деревне Берескиной, говорил им, Гарасимку Балахнину с товарыщи, чтоб они от ереси унялися и беды над собою не учинили, и не згорели, и ехали б жить в домы свои по-прежнему.

И они, Гарасимко с товарыщи, ему, Ивану, отказали, и го ворили многие противные и непристойные /л. 329 об./ слова в пр[отивность] (Утраченное восст. по смыслу) государскому повелению. Да они ж де го[в]орил[и] (Утраченное восст. по смыслу): указу де великого государя они противны, в город не едут, и бород и усов брить и платья немецкова носить не будут, и от такова ж повеления будут они гореть. А пущие де в том деле воры и заводчики, и еретики: Гарасимко Балахнин, татарской толмачь Ивашко Берескин, присылной человек Андрюшка Семенов. И прислали они, Гарасимко с товарищи, с ним, Иваном Сеченовым, в Томской писмо, запечатано на сургуче тремя печатми, и то писмо велели подать в приказной избе. А кто де то писмо писал - Гарасимка с товарищи писал; и что в нем писано - того де он, Иван, не ведает. Да они ж де, Гарасимко с товарыщи, говорили: хотя де ис Томска людей к ним сколко не пришлют, и они де живы им не дадутца, и хотят гореть. И смолья, и пенку, и соломы у них в избе и под полом наготовлено многое число. А у допросу пишет: К сему допросу Иван Сеченов руку приложил.

На лицевых листах, по правому боковому полю, скрепа: Дияк Григорей Горлов.

На лицевых листах, в правом углу нижнего поля, смотровая запись: Смотрил Петр Друковцов.

Източник тот же: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1700-1720/Tomsk_brit_borody_1705/text.htm

-------------------------------------------------------------

Хочу обратить ваше внимание на то, как бережно относятся учёные к текстам източников (рукописям). Если они возстанавливают утраченное, то указывают, что сделано это ими и на каком основании это сделано.

--------------------------------------

В связи с этими материалами находит себе место и следующий отрывок из письма иезуитов



Я полагаю, что все эти бунты причиною своею имели и намеренное неверное изтолкование указов Петра. Потому что само по себе иноземное платье, табак и отсутствие бороды никак не может быть греховным в соответствии с содержимым библии. Но дело было выставлено (в том числе и при помощи подмётных писем - тогдашней пропаганды), как попирание священных основ, и народ "повёлся" и "завёлся".

--------------------------------------

Обратите внимание на орфографию тогдашнего письма: "посыпан ис приказной избы". Изпользуя в своей орфографии букву "з" там, где правилами перед глухими согласными установлено писать "с", я делаю это не для того, чтобы привить вам новую моду, и не от того, что правил русского языка не знаю. Делаю это из своих резонов для себя. После некоторой аналитической работы по выяснению смысла слов своего лексикона. Мой язык - это для меня инструмент для созидания своей интроспекции - мышления, ума и психики. Приведу аналогию, показывающую ещё один мой резон. На странно для вас на пасеке такое внешнее одеяние



Считайте, что "з" - это такое же моё "одеяние" для моей мысли, изложенной словами :о)

Пётр I, история России

Previous post Next post
Up