Копрофилия (от греческого κόπρος, kópros - навоз, кал и φιλία, filía - любовь, дружба).
По-моему, самая потрясающая особенность данного сообщества - это то, что львиная доля эмоций здесь выплескиваемых, крутится вокруг одной-единственной темы: надо ли сотрудничать с "левыми". И если да, то как и зачем. Это все особенно интересно, поскольку обычно этап "поиска сотрудничества с другими" приходит ПОСЛЕ этапа "кристаллизации" - выяснения, кто же такие "мы", чем мы собственно занимаемся. А здесь как-то все наоборот...
Но так или иначе, раз эта тема стала центральной - это повод разобраться в ней поподробнее.
Ниже я предлагаю свои 6 доводов в пользу поиска сотрудничества с левыми. И, попутно, пытаюсь разобраться с распространенной терминологической путаницей. Если разбирательная часть покажется вам слишком нудной, можно сразу ереходить к аргументам ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО, в конце поста.
Tут еще надо оговориться. Я исхожу из того, что «кармической» целью Израиля - и подсознательной задачей данного сообщества - сейчас является рождение новой политической элиты. Имеется в виду скорее элита по Питириму Сорокину (т.е., активные участники сдвига социо-культурной парадигмы), а не только по Вильфреду Парето (т.е., новая группа удачливых карьеристов). При этом плохо понятно, что все-таки значит «элита». Еще хуже понятно, что значит «новая». Но зато вполне понятно, что значит «политическая». Политическим в Израиле является то, что существует в измерениях правое-левое (ну, и если повезет - вырывается и в дополнительные измерения).
Распространееное заблуждение - считать, что "левые" (в современном израильском контексте) это такое невнятное обозначение "универсально-ориентированных", а правые, соответственно - "национально-ориентированных".
Это заблуждение объясняется тем, что типичный израильский (крайний) правый - как правило "еврейский национаналист", а типичный израильский (ультра) левый - как правило "интернационалист" (т.е., в условиях Израиля - рекрут арабского национализма; точно так же, как во времена Советского Союза "борцы за мир" были рекрутами Москвы).
Такое заблуждение четырежды неверно.
Во-первых, понятно, что по сути в поддержке арабского национализма есть ровно столько же "универсального", как и в поддержке еврейского. Стало быть, формально в позиции "левых" универсального не больше, чем у "правых".
Во-вторых, при таком упрощении теряются другие смыслы дихотомии прав/лев (капитализм/социализм; авторитаризм/анархизм; традиционализм/либертинство; эксклюзивность/инклюзивность; объективизм/конструктивизм; естественное право/всеобщий закон; в каждой из этих пар первый член "правый", а второй "левый"). А это обидно, поскольку все эти смыслы актуальны и для Израиля, и связаны с прав/лев совсем не случайно.
В-третьих, подавляющее большинство израильтян не является ни крайне-правыми, ни ультра-левыми. Те взгляды, которые на обывательском уровне принято считать левыми (типа голосую за Аводу-Мерец, хочу вернуться к границам 67-года и избавиться от поселенцев), у среднего израильского обывателя вызваны классическими правыми мотивами (национальная обособленность и ксенофобия - не хочу жить в одной стране с арабами; самосохранение - не хочу подвергать опасности жизнь израильских солдат и демографическую ситуацию; консерватизм - не хочу, чтобы старый сионистский идеал "Исраэль аКтана ве-аЯфа" испоганили какие-то выскочки с холмов, с их мессианскими замашками; и даже простой шкурный интерес - надежда оправдаться за пролитую арабскую кровь и удержать за собой уже награбленное в Шейх-Муванисе, откупившись еврейской кровью в Шейх-Джерахе).
Наконец, в-четвертых, остается незамеченной фундаментальная метафизическая разница между "правым" и "левым" подходом к жизни. "Левый" опирается на идеалы и модели, а "правый" - на ценности и образы. Впрочем, последний пункт я вряд ли смогу внятно объяснить без пол-литра, поэтому оставим его пока в стороне.
Так вот, держа в уме все вышеизложенное, я вижу 6 аргументов в пользу копрофилии любви и дружбы с левыми
- "ориентация на унивесальное=общечеловеческое" - штука страшно важная. Самая страшная угроза «проекту Израиль» исходит изнутри - встроенное в сионизм «пренебрежение к универсальному аспекту» раньше или позже вызывает подсознательное ощущение неполноты, местечковости и бессмысленности. А поняв это (и поняв, что свои универсальные задачи мы можем решать только став самими собой - ממלכת כהנים גוי קדוש - и не растворившишись в теплой поликорректной жиже) - полезно пообщаться с левыми, с неподдельной искренностью претендующими на то, что они-то и воплощают эту «ориентацию на универсальность». При близком рассмотрении может оказаться, что бОльшая часть таких претезий - фуфло... И тем сильнее оказывается необходимость в развитии настоящей, не фальсифицированной ориентации на универсальность. По аналогии: лет 120 назад один известный литовский раввин ЗАСТАВЛЯЛ своих дочек учить русский язык. На вопрос «Зачем?» однажды ответил: «Я хочу, чтобы они читали всех этих Толстых и Достоевских в подлиннике. Только тогда они смогут понять, какой это דרעק מיט פעפער». Говорят еще, что наибольший процент еврее-революционеров был среди НЕДОУЧИВШИХСЯ русскому языку, которые понаслышке верили в «великую русскую культуру» и/или «прогрессивные идеи социализма». Вот и получлось, что свою внутреннюю тягу к культуре и справедливости они - по недо-образованности - подменили эрзацем...
- Общение с единомышленниками приятно, но мало продуктивно для окончательного продумывания и оттачивания своей позиции (ср. с историей про р. Йоханана и Элазара б. Педата). Иногда для «проговаривания» своей позиции нужна аудитория с высоким сопротивлением среды, даже враждебная.
- Многое из того, что кажется естественной частью «правых позиций», на самом деле - просто окаменевшие предрассудки, только тяготящие душу и мешающие понять происходящее. Например: автоматическое оправдыване любых действий «израильской военщины», ксенофобия («чем арабам и гомосекам хуже - тем лучше!»), неприязнь к «отказникам», воинствующее невежество в том, что касается Накбы (и вообще истории)... На самом деле, можно от всего этого избавиться, и все равно остаться порядочным человеком (см. сказку р. Нахмана о принце-индюке). Общаясь с левыми, можно научиться смотреть на свою позицию «со стороны», и отделять в ней вещи сущностные от наносных.
- Во многих случаях «личные связи» с левыми могут дать доступ к полезной информации и интересным мероприятиятиям. Например - участие в интереснейших экскурсиях «Зохрот», «Псифаса», «Шалом Ахшава» или даже «Тааюша» (было бы замечательно, если бы со временем контингент этих экскурсий состоял в основном из «оранжевых»!). А вот налаживать контакты с арабами как раз лучше в обход левых организаций - иначе это до боли напоминает «встречи с прогрессивными иностранными студентами», организованные Отделом ЦК ВЛКСМ.
- Среди левых есть достаточно порядочных и интересных людей. Общение с ними «на политическом уровне» станет возможно, только когда мы более-менне определимся с самими собой. А вот общение «на личном уровне» иногда возможно и до того. Только не нужно обольщаться иллюзиями, будто ЖЖ-шная дискуссия может кому-либо «раскрыть глаза» и «распропагандировать». Процессы раскрытия глаз иногда происходят, но вряд ли как следствие ЖЖ-шных дискуссий. Тут работают совсем другие факторы - например, посещение органического туалета Михи Йосфи
- Самое главное, чему мы можем научиться у левых - это их способности организовывать финансирование своей деятельности. CCR, PCHR, ACRI, ICARE, JStreet, NIF, aль-Хак, Адала, аль-Мезаан... И как это у них получается?
Upd: Название данного поста отражает мое личное отношение к понятию "политически левое" в вообще, и к левым сообществам в частности. Я действительно воспринимаю "левое" как конечный и побочный продукт человеческой культуры (так сказать סיטרא אחרא). В этом смысле "правое" можно сравнить с необработанными продуктами (типа, необмолотое зерно). Взятые в отдельности, "правое" и "левое" равно несъедобны. При этом левое вызывает брезгливость, а правое - фрустрацию. Мысль можно продолжать, но это уже имеет отношение не к политике, а к мистике...