РЖД. Представлена следующими железными дорогами:
1.
Восточно-Сибирская железная дорога2.
Горьковская железная дорога3.
Дальневосточная железная дорога4.
Забайкальская железная дорога5.
Западно-Cибирская железная дорога6.
Калининградская железная дорога7.
Красноярская железная дорога8.
Куйбышевская железная дорога9.
Московская железная дорога10.
Октябрьская железная дорога11.
Приволжская железная дорога12.
Свердловская железная дорога13.
Северная железная дорога14.
Северо-Кавказская железная дорога15.
Юго-Восточная железная дорога16.
Южно-Уральская железная дорога Не учитываем ОАО «Ямальская железнодорожная компания», ОАО АК «Железные дороги Якутии» и т.п.
Общая протяженность - 85,2 тыс. км, электрифицировано 43,3 тыс. км [
официальные данные]. Нетрудно оценить - электрифицировано более 50%.
УЗ. Состоит из 6 железных дорог:
1.
Юго-Западная - к ней я приаттачил и украинскую железнодорожную скоростную компанию, поскольку все её составы сосредоточены в
Дарницком депо2.
Одесская3.
Львовская4.
Южная5.
Приднепровская6.
Донецкая Общая протяженность - 21,6 тыс. км, электрифицировано 9,8 тыс. км (45%) [
официальные данные]
БЧ. Деления на железные дороги нет, есть только отделения:
1.
Минское2.
Барановичское3.
Брестское4.
Витебское5.
Гомельское6.
Могилевское Общая протяженность 5,4 тыс. км, электрифицированных участков - 1 тыс. км.;
17 локомотивных депо, 12 вагонных депо.
[
официальные данные]
Нетрудно оценить, электрифицировано до 20%.
На основании анализа ПС по возрасту на основании данных сайта
https://trainpix.org/ вышли следующие результаты:
Уточню, что выбраны категории ПС, которые либо находятся в эксплуатации, либо законсервированы. Проще говоря, на указанном сайте при формировании выборок списанные и переданные единицы не учитывались. В принципе можно было бы исключить и "консервы", но это несколько усложнило бы фильтрацию данных.
Однако, поскольку абсолютные величины проблематично сравнивать для объектов разных масштабов (на одной Московской ЖД количество единиц несущественно уступает всей УЗ, в свою очередь вся БЧ - это примерно как одна ЖД УЗ или РЖД) - вот гистограммы с данными относительными:
В принципе при анализе отдельных железных дорог РЖД и УЗ, должен сказать, что сюрпризы для меня лично случались. Хотя общей итог не вызывал сомнений изначально - интересовали разве что конкретные соотношения. На УЗ вполне предсказуемо в удельном отношении оказался самый возрастной ПС. Доминируют единицы 1980-х годов выпуска. Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что доминирует ПС 1980-х на всех сравниваемых ЖД - около 40 % (где больше, где меньше). А вот отличительной особенностью является то, как обновлялся ПС после развала СССР. На УЗ совокупная доля такового ПС - 17 %, для БЧ - 35,47 %, для РЖД - 38,6 %. Относительно большое присутствие также ПС 1970-х, но его во всех случаях не более четверти.
В Украине наряду с 12 скоростными поездами бегают составы и помедленнее и постарше (старше 1990-го года на УЗ свыше 80 % ПС, для БЧ и РЖД это показатель не достигает 70 %). Скажу только что число единиц ПС, выпущенных после 2010-го года на УЗ составляет всего 86 в абсолютном исчислении. Для сравнения в соседней Беларуси бегает 147 таких единиц. А вот РФ - это страна контрастов и неожиданностей. При общем преимуществе в новизне ПС по отношению к любой из сравниваемых железных дорог соседних стран. Относительно благополучными в России являются Западно-Сибирская и Восточно-Сибирская ЖД, крепко обновлена Забайкалькая ЖД (до 40 % ПС после 2010-го при полном отсутствии скоростных поездов и магистралей для них!), а вот как раз "центровые" Московская ЖД и Октябрьская ЖД, на взирая на многочисленные "Сапсаны" с "Ласточками", в общем-то достаточно равномерны. Напротив, наверное самой отстающей ЖД России является Куйбышевская ЖД (где доминирует доля ПС 1970-х - такого нет ни на одной из украинских дорог), не впечатляют Красноярская или Северная, несколько "свежее" Северо-Кавказская или Дальневосточная, равномерно распределен ПС на Горьковской (относительно 1980-х).
Вот, впрочем, результаты анализа отдельно для различных железных дорог
РЖД и
УЗ.
Для УЗ я исключил тот факт, что данные по Донецкой ЖД вряд ли можно считать актуальным по объективным причинам. Точно так же я не выделял ПС Приднепровской ЖД, который был "расквартирован" в Крыму.
В принципе в будущем это будет несложно сделать по мере обновления баз данных.
В завершение хочу сказать, что к сожалению не представлялось возможным проанализировать столь же объективно вагонный парк. По пассажирским
аналогичный ресурс содержит базы данных в явно зачаточном состоянии, а по парку грузовых вагонов это, скорее всего, вообще малоподъемная задача на данный момент. Но я могу ошибаться. Более того, поскольку алгоритм обработки данных в MS Excel мною уже заточен, то таковые данные можно было бы относительно быстро проанализировать.
Пока только могу сослаться на посты в режимах "свободного полёта" для
УЗ и
РЖД.
В любом случае, вряд ли стоит ожидать коренного изменения соотношений для сравниваемых железных дорог трех стран, хотя точечные оценки могут несколько поменяться.