Во время и после очередного всплеска арабо-израильского конфликта (слава Б-гу, уже опять временно затихшего) в доступной моему взгляду сети (ЖЖ, в основном) поднялась очередная волна патриотических постов, живо напомнившая уже, кажется, в Б-зе почившее сообщество
gaza2009. Большая часть этих постов представляет собой выплеск эмоций, вполне понятных и естественных в такой ситуации. Однако ЖЖ и вообще сеть - это не тот песок, в который слуга царя Мидаса, страдающий недержанием тайны, вышептал ее, чтобы скрыть ее от всех. Да и на том песке, как известно, камыш вырос... Любой пост пишется с осознанным или нет расчетом на какую-то ответную реакцию аудитории. На то, чтоб тебя поняли и, как программа-максимум, с тобой согласились.
Так вот, возвращаясь к временам
gaza2009, я тогда поразился тому, как люди, уверенные (и даже декларирующие это в правилах и целях сообщества), что они доносят точку зрения израильской стороны, пропагандируют и распространяют ее и вообще воюют на фронтах идеологической войны, объективно выполняли обратную функцию. Вплоть до того, что их тексты без редактуры можно было переводить на арабский и распространять в арабских кварталах, если у Вас была бы цель расширить ряды ХАМАСа. Или переводить на европейские языки и распространять в Европе, чтобы европейцы схватились за голову и стали голосовать за бойкот Израиля. ИХ ТЕКСТЫ, а не галимую палестинскую пропаганду.
Мне это тогда показалось удивительным (хотя, наверное, зря), и я прям там в сообществе пост тиснул типа "вы тут собрались, чтобы вести пропаганду среди собственно МЕНЯ. Хотите послушать, какой эффект она на деле оказывает и почему?" Догадайтесь, какова была реакция.
И мне тогда стало интересно сформулировать основы правильных методов убеждения условно посторонних (если у вас такая цель стоит, а в "газе" именно она и была задекларирована) и, соответственно, неправильных и недопустимых методов. Просто провальных.
Тут, прежде всего, надо понять, чем пропаганда отличается от агитации. Агитация - это методика воздействия на СВОИХ, чтобы зажечь их сердца, как можно более мотивировать их к совершению желаемых вами действий. А пропаганда - средство убеждения ЧУЖИХ (врагов ли, нейтралов ли, колеблющихся ли). Среди солдат вражеской армии по ту сторону линии фронта можно вести пропаганду, но нельзя - агитацию. И методы и технологии этих двух областей деятельности диаметрально противоположны. Эпик фейл того сообщества состоял именно в том, что его члены и членки как раз путали одно с другим.
Продолжение следует.