У меня получился очередной логический выверт. Православие, как известно, строится на противопоставлении божественного (совершенного) и человеческого (греховного). Поэтому с амвонов твердят, не переставая: цель верующего - «обожиться». Все хорошие качества (милосердие, любовь, благость, терпение и тому подобное) декларируются как присущие богу, и проистекающие от Бога, и никак не могут считаться человеческими как таковыми. А от плохого, в том числе и от проявлений телесности, плоти, следует избавляться как от порождения падшей человеческой природы.
Тогда вопрос: существует во мне что-либо такое сугубо человеческое, которое не нужно в себе уничтожать во имя спасения? Такое вот само по себе безгрешное человеческое? И значит ли, что цель христианина - убить в себе человека? И второй вопрос: а что тогда воспринял Христос под видом «человеческой природы»? Грешное человеческое он воспринять не мог по определению («ты еси безгрешен»), а всё хорошее, что есть в человеке - оно от Бога, и не является специфическим. То есть, если в человеке как таковом нет ничего хорошего и негреховного, то получается, что правы те, кто отрицал двуединую человекобожественную природу Христа, т.к. воспринимать ему было абсолютно нечего.
Единственным кандидатом на такое человеческое «непадшее» у меня получилось то, что осталось в человеке от животного, животная социальность. Все звери безгрешны, так как а) не знают добра и зла, б) живут полностью по воле Божией и в) счастливы, так как не ведают смерти. Но тогда получается, что Адам и Ева в раю до грехопадения - суть ничего более (и ничего менее!) чем говорящие обезьяны. И образ такого вот первобытного существа, не знающего смыслов, послушного ситуации, живущего сиюминутно, без мечтаний и тревог и есть тот райский идеал, к которому, по мнению церкви, мы должны стремиться. Офигеть, какая крутая перспектива!
А собственно вот
текст, который привел меня к этим размышлениям: "Если Христос будет изображен на иконе символически, только как Бог, без всякого выражения Его человеческой природы - то, согласитесь, это будет близко к ереси монофизитства. Самое трудное в иконе - достичь гармонического баланса в выражении обеих природ Христа - и божественной, и человеческой, когда лик Христа показывает не только Его величие и царственность, но и человечность (конечно, не в страстном ее аспекте)." - так вот и вопрос: чтО есть эта самая специфическая человечность?