Велопоход в Семиречье. Рассказ. Часть 2 (из 3)

May 12, 2012 23:29

Рассказ о велопоходе 2 к.с. по Алмаатинской области Республики Казахстан "Семиречье 2012"
Продолжение
Часть 1, Часть 3


1 мая. Четвёртый день похода.
Погода хорошая.
Мы неспешно собирались, когда к нам подъехал казах на лошади, пастух.
- Здравствуйте! Лошади не видели куда пошли?
- Нет, - говорим, - не видели.
- Ночевали тут? - спрашивает.
- Ага. - отвечаем.
- А вы в походе или просто на маёвку приехали?
- В походе. Туристы мы. Из России. Новосибирск. Нет конечно, не своим ходом, а на машине. На велосипедах едем из Текели. В Алтынемель. Нет, рыбачить не собираемся, просто отдыхаем. Не, в Китай не поедем...
Последний длинный и многосложный ответ в данном конкретном диалоге, конечно, звучал не именно так. Это я тут в отчете утрировано написал. В этот раз мы кратко рассказали, что мы туристы, идём в поход, на что получили традиционное «Ну, счастливого пути вам, хорошо отдохнуть!» (Вы же ещё помните, что жители Казахстана чрезвычайно доброжелательны?).
Просто в этой строке тут в отчете я собрал ответы на наиболее часто возникающие вопросы (ЧаВо, ага?), которые нам задавали каждый день и не по разу. О, это просто поразительно! Пешие и конные, тракторные и на автомобилях - люди останавливались и проявляли любопытство. Автомобилисты иногда просто сигналили клаксонами (только, блин, делали бы это чуть заранее, чтоб не просто вздрагивать от гудка над ухом, а успевать как-то отреагировать, помахать там в ответ что ли).
Как не трудно догадаться из данного «собирательного» ответа выше, многие спрашивали нас о том, кто мы, откуда, зачем и куда едем. Но были и довольно оригинальные и неожиданные для нас вопросы. Например, пару раз нас спросили, являемся ли мы геологами или рыбаками - то есть альтернатива была именно такой или-или, без вариантов. Раза три или четыре спросили, мы немцы или англичане:
- Так по русски же говорим!.. Русские мы, из России.
- Ну, всяко бывает.
- А что, русских-то нету тут?
- Не. Одни иностранцы! Немцы, англичане, французы. Летом много едут, сейчас пока нет никого, рано ещё..
Таким образом у нас сложился даже некий рейтинг вопросов. И на первое место в рейтинге лично я бы поставил сегодняшний вопрос пастуха (про маёвку). Во-1, больше ничего подобного ни от кого не прозвучало, во-2, если вдуматься, сколько глубокого смысла в вопросе, насколько человек оказался в теме туризма! Признаться, у нас с Артёмом спустя некоторое время, когда мы вспомнили эту встречу, мнения относительно вопроса разошлись. Мне кажется, он спросил именно «Вы в походе, или на маёвку?», а Артем утверждает, что вопрос был «Вы туристы, или на маёвку?». Но и в том и другом случае вопрос поставлен чрезвычайно мудро, со знанием предмета, я считаю! То есть в первом случае стало человеку интересно, в походе мы или это ПВДшка у нас. А во втором случае (туристы или на маёвку) - это мы путешествуем или просто побухать приехали.
Ну да ладно, продолжим маршрут! Сегодня у нас совершенно точно перевальный день, едем в перевал Алтынэмель.
Как оказалось, вчера мы таки имели шанс поужинать в кафе. Оно есть на этой стороне перевала и мы не доехали до него вчера всего километра 4. Обидно, досадно, ну и ладно.



Фото 19. Поднимаемся на перевал Алтынэмель.

Довольно быстро поднимаемся на перевал, немного отдыхаем, фотографируемся, и вниз. В связи с отказом от прохождения перевала Уйгентас, так складывается, что нам совершенно точно предстоит проехать перевал Алтынэмель и в обратную сторону. Отмечаем про себя, что на ту сторону уклон посущественней и перепад больше. Ну да ничего страшного! Просто пытаемся запомнить ключевые точки, характерные места, любуемся видами и наслаждаемся лихим спуском.



Фото 20. На седловине перевала Алтынэмель.



Фото 21. Спуск с перевала Алтынэмель.



Фото 22. Спуск с перевала Алтынэмель.

Затем наслаждаемся свежим домашним айраном и шорпой в придорожном кафе (на этой стороне перевала кафе тоже есть - на сей раз я в этом и не сомневался!)
А потом ещё наслаждаемся немного спуском (до своротка на посёлок Басши), новыми пейзажами и теплой погодой. Природа и климат здесь, за перевалом, отличается. Здесь уже высокие горы окаймляют не влажные чернозёмные степи, как это было в районе Кугалы и Тастыозека, а настоящие пустыни. Дождей здесь бывает явно значительно меньше, всё чаще попадаются сухие русла речек и ручьёв, которые «отработали» своё лишь во время активного таяния снега в горах.



Фото 23. Перевал Алтынэмель позади.

И так бы наслаждаться нам и дальше, но... Подул, зараза, встречный ветерок! И как раз начался тягунок. Я чуть выше рассказывал об их особенностях и к чему они могут привести у неопытных велотуристов..
Тяжко стало ехать! Попа ноет. Причем не только от отдавленности, но и натёртости. Сначала мы с Артёмом пытаемся применять технику попеременной езды на колесе. То есть первый едет непрерывно педалит, а второй сразу же вплотную за ним едет в воздушной «тени» первого, и ему легче, есть возможность снизить обороты, отдохнуть ногам. Через каждый километр смена. Это вполне работает, но только пока ветер несильный. А попа всё равно не отдыхает ни первым ни вторым номером - крутишь и крутишь сидя.



Фото 24. На тягуне по дороге в Коныролен.

Такой «гонкой преследования» мы проехали больше 30 км тягуна и поняли, что езда стала настоящей пыткой! Ну, оно в любом случае было бы пыткой, как ни едь, хоть на колесе, хоть по отдельности.. Встречный ветер усилился. Жопа от непрерывной многочасовой сиделки уже отстёгивается. А тут ещё прокол. У меня. Передним колесом поймал какой-то шип пустынного растения.
Прокол в велопоходе не является какой-то нештатной ситуацией. Это нормально, обычное дело. Обычно как - остановился, поменял камеру (вечером потом на привале дырявую заклеил), накачал, двигай дальше.. Нештатной, вопиющей ситуацией у нас явилось то, что обнаружилось во время замены! Достаю я такой камеру запасную (и я и Артём взяли по 1 запасной камере), думаю, чтоб удобнее вправлять её в покрышку, подкачну немного.. Качаю, и тут смотрю на камеру - что за херня?? Камера какая-то маленькая. Судорожно ищу маркировку, нахожу на коробочке - 20 х 2.1. Мать твою!.. Курица продавщица выдала мне в магазине камеру для bmx-а!. А я перед походом не проверил, просто сложил в ремнабор..
В сердцах зашвыриваю камеру в пустыню. Не хорошо, конечно, так делать.. Но, сказать по правде, местные тоже не очень хорошо относятся к своей природе. Нормальное явление - останавливается авто, выходит человек и ничтоже сумнящеся отшвыривает пустую пластиковую бутылку.. У магазинов и кафе зачастую нет урн. А на вершине перевала Алтынемель так и вообще натуральная помойка!..
В своё оправдание могу сказать, что весь свой мусор, все бумажки и банки мы забирали всегда с собой и выбрасывали в урны в посёлках, действуя по доброму туристическому принципу «после себя чище, чем до меня». Хотя, подозреваю, что урны в посёлках опорожнялись потом куда-нибудь за посёлком в арык. Не удивлюсь, если так..
Ну ладно, это я опять отвлёкся. В общем, достаю велоаптечку, заклеиваю камеру, едем дальше. Что же в итоге? Таким образом у нас остается всего одна запасная камера на двоих - та, которую Артем перед Рудничным об обод пробил. Кстати, на данный момент она лежала в рюкзаке до сих пор не заклеенная - и вчера и позавчера что-то проигнорировали мы ее своим вниманием. Ещё одна безалаберность, конечно, с нашей стороны..
Я сказал едем дальше, да? Ага! Не едем, а мучаемся! Встречный ветер дует, тягунок тянется уже 40 км. Я вообще-то по карте намерял именно столько между Басши и Коныроленом - следующим посёлком на нашем пути, а его, этого Коныролена, всё нет и нет, и даже на горизонте не видно.
Избрали «щадящий» график движения - полтора-два километра вкручиваем (уже без «преследования», каждый в своем темпе), затем отдыхаем, но буквально пару минут, не больше. Иногда просто стоя с велосипедом. В конце концов добрались таки до Коныролена.
На въезде в посёлок набрали воды в колонке, заглянули в дукен, купили по традиции пряников и минералки, и на этот раз пива - день был довольно жаркий, прям летний.
Заехали в кафе. Так как чувствуем себя полностью измученными, ужинаем и отдыхаем долго, неспешно. Манты понравились! Хотя вроде бы они на сей раз были с добавлением тыквы что ли, не смог понять.
После выезда от кафе дорога идёт немного в горку, и это оказалось оочень нелёгким препятствием - так уже расслабились и наелись в кафе после тяжелейшего дня с перевалом и тягуном против ветра. Но настроение после ужина - благостнее некуда..
На окраине посёлка возле дороги пацаны играют в футбол. Увидев нас, бросили играть, встали и наперебой кричат нам, кто «Hello!», кто «Salut!». Решаю подшутить, и в ответ кричу им: «Я не понимаю что вы говорите!». Пацаны чуть не попадали от смеха.. Да, действительно, русская речь в этих местах звучит редко. Туристы приезжают в основном из дальнего зарубежья, местные между собой общаются в основном на нативном языке, в школах русский язык вроде бы не преподают - недалёк тот момент, когда россиянин таки вынужден будет отвечать на приветствия и вопросы, если не на местном языке, то на одном из языков романо-германской группы..
В этот день мы решили «скомпенсировать» загар предыдущего дня на головах - и я и Артём ехали без бандан, которые служили нам головными уборами в походе. А то уж очень морда с лысиной диссонировали в этом плане - разница в загаре была слишком заметна. Что из этого получилось, хорошо видно на фото, которые я вынес в начало этого рассказа, когда представлял участников похода. Носы, уши и лысинки таки обгорели! Потом немного саднили и облазили.. Но у нас было с собой чудодейственное средство - бальзам «Спасатель». Спасает! Кстати, он немного спасал меня в месте, противоположном голове. Ну, вы, наверное, помните о «тягунковой болезни», я чуть выше рассказывал..
Бивак сделали недалеко от поля за деревней, на берегу ручья.
Поскольку ужин готовить не надо, неспешно попиваем пивко и заклеиваем таки пробитую артёмкину камеру (на фото ниже - процесс обезжиривания места склейки).



Фото 25. Планово-профилактические работы.



Фото 26. Перед приклеиванием заплатки, место склейки необходимо обезжирить.

Пройдено за день: 81 км. Асфальт.

2 мая. Пятый день похода.
Вообще-то этот день задумывался как разгрузочный, с лёгкой радиалкой в горы. Но, блин, среднеазиатские масштабы и расстояния сделали его вполне полноценным ходовым днём. Разгрузочным получилось только утро - поспали подольше и выехали попозже, в начале одиннадцатого.



Фото 27. Казахстанская пастораль.

Через 15 км после Коныролена дорога проходит через ущелье в горах Катутау. Подъёма в горку перед ущельем практически нет, наоборот перед ущельем начинается плавный спуск. Вроде бы он тянется до самого Коктала, порядка 30 километров (каково в обратную сторону ехать, ага?).



Фото 28. Спуск по дороге через ущелье за Коныроленом.



Фото 29. Спуск по дороге через ущелье за Коныроленом.

Но мы до Коктала не поехали, делать там нечего да и асфальт уже надоел. Когда закончилось ущелье, мы свернули на плохую грунтовочку в пустыню. В этом месте возле дороги были обнаружены стационарные огневые точки, когда-то видимо оборудованные для обеспечения обороноспособности большой страны.



Фото 30. Граница на замке!

Целью было посетить урочище Кургайши, с его очень красивыми интересными формами рельефа.
По пустынной грунтовке ехать в основном не сложно, но часто попадаются участки с рыхлым грунтом. Блокирую вилку - так ехать по рыхлому немного легче. Рыхлые участки - это не песок, как мы чаще всего думаем о пустынях, а мелкий какой-то гравий. Такие участки попадаются повсеместно на дороге, но чаще всего в местах, где дорога пересекает сухое русло реки. Из чего был сделан вывод, что двигаться на велосипеде по сухим руслам в пустыне вообще невозможно, а по бездорожью бессмысленно - для передвижения по пустыне нужна хоть какая-то дорожка! Это будет и твой путь и зачастую единственный ориентир.



Фото 31. Где я? Кто здесь?



Фото 32. Дорога в пустыне.

Те дорожки, по которым двигались мы, ведут к зимовкам, фермам. Когда-то действующим, но ныне заброшенным. Видно, что теперь дорожки зарастают пустынной растительностью. Изредка эти дорожки ещё используются охотниками и, наверное, пастухами для перегона стада в предгорья, к пастбищам. Но скорее всего большинство из грунтовок в ближайшие несколько лет пустыня поглотит полностью, и они станут неразличимы.



Фото 33. Заброшенное зимовье.

Не буду подробно рассказывать о пути. Скажу только, что было интересно! Нелегко, но интересно. Вообще, всё самое интересное в велопоходе начинается, когда сворачиваешь с асфальта.. Это уже показала радиалка на перевал Уйгентас. Вот и здесь, в пустыне, я лишний раз убеждаюсь в этом! Кстати, пустыня, ребята - это красиво! Очень! Красиво уже само по себе, но особенно сейчас, весной, когда растительный мир торопится жить, произрастать и продолжать существование популяции до наступления иссушающего летнего зноя.



Фото 34. Всю эту красоту надо запечатлеть!



Фото 35. Пустыня - это красиво!



Фото 36. Тигровые горы.



Фото 37. Успеть!

Итак, мы неспешно прогулялись по пустынному урочищу Кургайши, дошли до его верхней точки и оттуда повернули в сторону Коныролена - здесь дорожка идёт на спуск.
И тут, на спуске, происходит ЭТО!
Артем во второй раз пробивает то ли на камне то ли на промоине камеру на заднем колесе. Ну, как она обычно пробивается - ободом. Хорошо, что вчера заклеили запасную камеру, да же? Меняем.. Но что за странная вещь происходит - колесо с замененной камерой спускает. Вытаскиваем камеру, внимательно изучаем - ага! Оказывается дырка была «насквозь», то есть при первом пробое камера была пробита и с внутренней стороны (со стороны обода), и с наружней, а наружнюю дырочку мы не заметили. Ну, это легко устранимо - заклеиваем..
Ставим камеру, забортовываем, Артем качает. Но что это за странный звук я слышу - как будто кто-то мнет и трет руками надутый воздушный шарик??.. Жмм-жжммм-дж-дж-БАХ! Мать твою!.. Оказалось, мы когда забортовывали покрышку на обод, она с другой стороны самопроизвольно немного разбортовалась, и мы этого не заметили. В это свободное пространство и вылезла сначала надуваемая камера, затем с громким хлопком лопнула.
Что мы в итоге имеем? Точнее не имеем.. Теперь у нас ни одной запасной камеры и одна пробитая. Сложно пробитая! Ну что делать - надо клеить..
В сердцах зашвыриваю лопнувшую камеру в пустыню и начинаю клеить только что пробитую (дежа вю прям какое-то). На сей раз просмотрел очень внимательно, заклеил двойную дырку, ставим камеру - ну всё-всё, недолго осталось, ещё в кафе сегодня поужинаем снова, успеем...
Спускает. Спускает, бть!.. Как так-то??
Ладно, решаем пожертвовать полторашку питьевой воды, коих у нас всегда было с собой по паре штук, для проверки герметичности камеры - может ещё где дырка. Наливаем в кастрюльку, подкачиваем камеру, проверяем. Признаться, не без удивления обнаруживаем, что травит из-под заплатки свежеприклеенной. Чешем репу: «Наверно клей плохо высох..».
Теперь хорошенько зачищаем, обезжириваем, приклеиваем, решаем подождать минут 15, чтоб клей подсох. Эти долгие 15 минут... Артём курит, я просто туплю. Как бы между делом, скучая, Артём щелчком сбивает маленькую веточку, застрявшую в протекторе переднего колеса. Но веточка почему-то остается, не хочет отлетать. Ещё щелчок. Веточка ни с места! Тогда Артем просто берет её пальцами и выдёргивает из выступов протектора. Раздается тихое «пшшшш» и после паузы «мать! мать! мать!», конечно - в руках у Артема маленький обломок веточки с полуторасантиметровым шипом! Просто удивительно, как он держал давление?? Похоже шип действовал как затычка для воздуха, камера не спускала, пока шип не выдернули.
Мдаа.. Начинаем разбортовывать ещё и переднее колесо. Заодним решаю проверить обе покрышки Артёма на предмет наличия шипов ещё. Свои колёса решаю не трогать. Держит, не сдуваются? Вот и ладненько! А то получится, что тоже какую-нибудь «пробку» выдерну..
Конечно же, обнаруживаю воткнувшиеся в резину шипы в немалом количестве. Но все они гораздо мельче к счастью. Только пара шипов торчали внутрь покрышки на миллиметр, не более (видимо не хватило длины проткнуть камеру), однако почти десяток шипов внедрились в резину покрышки не пробив ее, и обломились. Решаю всё вычистить на всякий случай, чтобы случайно эти шипы не «доткнулись» в будущем. Обнаружить их было довольно просто - покрышка абсолютно чистая, мелкий пустынный гравий очень хорошо «отпескоструил» резину. Внимательно просматриваю и выколупываю мелкие шипы маленькими ножничками. Неудобно..
- Артём, у тебя пинцет есть?
- ?? !! ..
- Даа, надо будет в следующий раз в поход девчонок брать, у них в косметичках чего только нет!..
Ну, вот наконец ревизия покрышек закончена, переднее колесо готово и поставлено на место, накачано. А задняя-то камера уж наверное вообще хорошо склеилась, сколько времени прошло-то. Ставим её, и... Спускает! Мы уже в полном ахуе! Ну что делать - снимаем, ищем и клеим по новой. На сей раз травит через прошлую заплатку, которую вчера приклеили. Что за наваждение-то?? Приклеиваю последнюю (!) стандартную заплатку из велоаптечки.. Пока Артем накачивает колеса, я понуро пошел в пустыню, нашел и подобрал выброшенную лопнувшую камеру. Как бы на всякий случай..



Фото 38. Ремонтируем.

И случай, мать его, не заставил себя ждать - колесо снова спускает!.. СПУСКАЕТ, БТЬ!!!
Уже начинает дергаться глаз - что за хня-то происходит?? Разбортовываем, вытаскиваем камеру, проверяем в кастрюльке (а хорошо ещё воду проверочную не додумались выплеснуть).
Сказать по правде, я уже не помню, в этот раз одна приклеенная заплатка не держала, или уже даже две, но мы сделали первый вывод (оказавшийся потом неверным): не держит клей! Ну так у меня с собой есть другой! Отличный обувной клей из хозмага «Квинтол». Вырезаем заплатки (решили переклеить обе) из лопнувшей камеры, тщательно и скрупулёзно зачищаем и клеим на «Квинтол».. И вновь осечка - колесо СПУСКАЕТ!.
Эмоций уже нет. Разбортовка и забортовка (голыми руками), зачистка, «подержи тюбик», приклейка, сильно сжать, «держи колесо» - все действия молниеносны и доведены до автоматизма, мы, кажется, вполне сошли бы за механиков Формулы-1 на питстопе! Снова и снова, круг за кругом. Солнце садится. А колесо... спускает!
Всё, стоп, хватит!
Решаем переставить хорошую, держащую камеру с переднего колеса на заднее, эту косячную поставить в переднее колесо (всё-таки на него нагрузка существенно меньше) и быстрее двигаться вниз, к ущелью - там недалеко от дороги есть родник и полянка, поставим лагерь, перекусим, а там уж можно и более скрупулёзно приклеить в спокойной обстановке заплатку и даже на ночь сохнуть оставить.
Сказано - сделано. Инструктирую Артёма, чтоб ехал аккуратнее. Если бездумно влетать в промоины и на камни - обязательно будут новые пробои. А нам теперь нельзя! Запасок нет, заплатки уж из камеры вырезаем, следующий на очереди клей - он тоже может кончиться!
Колесо (теперь переднее) по ходу ещё разок почти спустило, подкачали.
Ладна, как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее! На стоянке, покушав и передохнув, уже в свете фонариков клеем камеру по новой. Вспоминаю старый способ оперативной приклейки заплаток, используемый туристами водниками - прижать свежеприклеенную заплатку нагретым камушком. Ну и оставляем сохнуть до утра, не ставим камеру сразу в колесо.

Пройдено за день: 56 км. Из них 20 км асфальт, 36 км грунт.

Часть 3

велосипед, горы, Семиречье, велотуризм, orbea, туризм, поход, Хонда

Previous post Next post
Up