Ценные (и увы, невесёлые) наблюдения из Германии

Jun 26, 2012 13:31

О футболе, фашизме, гражданской активности, левых, перспективах развития Европы и т.д.


Оригинал взят у
jenna_kristiana в Почти о футболеВчера Германия играла с Грецией. А у нас был семинар фонда Розы Люксембург, и мы сидели с товарищами из Линке и разговаривали. До нас доносились с площади бешеные вопли и дудение вувузел.
Говорили мы, собственно, не о футболе, а о том, что в Зосте (где мы и находились) скоро пройдет Шютценфест. Это народный немецкий праздник, восходящий к средневековым обычаям, когда каждый городок защищал свой отряд стрелков. Эти отряды есть и теперь, но нужны они только для того, чтобы раз в год отпраздновать Шютценфест, когда определяется самый меткий стрелок (стрельба по птице), выбирается король и королева, отряды стрелков в форме и с оркестром маршируют по городу. Тратятся десятки тысяч евро, пиво льется потоками.
- Они очень реакционные, эти стрелки, - сказал товарищ из Зоста (немец лет 50, профессия какая-то обычная), - в их среде то и дело услышишь нацистские высказывания.
Другие подхватили и тоже стали вспоминать, что да, очень часто, собравшись вместе и накачавшись пивом, стрелки начинают проходиться по поводу всех этих иностранцев. Среди стрелков немало стариков, старшего поколения - не воевавших, конечно (те уже слишком стары), но вполне еще "проникнутых духом", еще членов Гитлерюгенда.
Мне вспомнился рассказ нашего эмигранта - спортсмена-стрелка - который попытался вступить в такой клуб именно с целью заняться любимым спортом. Не приняли с мотивировкой "принимаем только немцев".
Это можно. Клубы, объединения, церкви сами устанавливают свои правила, им никто не указ.

На улице очередной раз заорали, и меня передернуло. Я не люблю футбола, но вынуждена знать все обо всех проходящих матчах, в дни, когда играет Германия, до полуночи на нашей улице все гремит, вопит и дудит. ПОвсюду это обсуждают. Несколько лет назад все как-то удивились тому, что немцы вдруг вытащили национальные флаги на чемпионате мира и стали ими размахивать. Никто - и я в том числе - не возмущался, что же в этом плохого?
И вот очередной чемпионат Европы... Бабушки (даже не только дедушки!) в нашем доме престарелых с азартом смотрят в экран, сегодня одна со слезами на глазах (!) поздравляла соседей с Победой над греческой командой. Праздник со слезами на глазах... А во время прошлого чемпионата из бабушек у нас смотрела футбол только одна. Теперь - все, кто сохранил когнитивные способности.
Разговор с коллегами. Молодая девица: "Эти греки у нас все забрали! Не хватало, чтобы они еще выиграли!" Подхватывает интеллигентный мужчина с высшим образованием: "Вчера по телевизору какой-то (не помню кто) сказал, что Меркель разве что немного похуже Гитлера! Они обнаглели - мы им все отдали, и теперь!" Я спросила его, неужели он, образованный человек, действительно считает, что Германия что-то "отдала" грекам? Он замялся и начал объяснять, что да, конечно, банки, но...

Футбол накладывается на политику, причем в самом примитивном изводе, без попытки даже как-то задуматься о происходящем. "Мы"- "они", "свои" - "враги". Мы - хорошие, трудолюбивые, добрые, всех кормим, лучшие в футболе; они - лентяи (уходят на пенсию в 55 лет!), хамы (они еще нас Гитлером попрекают!), сволочи.
Глас народа.

Кто-то помянул Тило Саррацина, опять прогремевшего со своими идеями (собственно, как раз вышеизложенное насчет Греции) и метящего в канцлеры. Кто-то сказал, что армия для него уже готова - вон она, снаружи орет.

Ну это, в общем, банально. О чем тут говорить? Фашизм есть фашизм.

А я думаю о другом.
Прошлый раз ведь все было иначе. Вот эти футбольные клубы - откуда они? Да из рабочего движения 20х-30х. Тогда рабочие Германии объединялись, именно как рабочие - социалисты и коммунисты. ДО Гитлера, если кому не ясно - Гитлер все это разогнал (и создал "правильные" нацистские объединения).
В Веймарской республике существовало множество рабочих спортивных клубов, кружков, объединений; образовательные учреждения. Но главными были - профсоюзы, партии (в СДПГ и КПГ состояли сотни тысяч, миллионы рабочих, а еще была масса небольших партий и союзов).  Мало того - были боевые организации по борьбе с нацистами (первыми вооруженные формирования создали именно нацисты); у СДПГ была своя общественная армия, и у КПГ был "Рот-фронт-кемпфербунд". Реальные вооруженные армии - перед приходом Гитлера к власти ежегодно в перестрелках гибли десятки людей.
Но главное, что характеризует то время - простые люди не шарахались от политики. Они организованно и горячо вставали на забастовки, вступали в партии, выражали свою позицию, самые боевые вступали в легальные и запрещенные вооруженные организации; на улицах то и дело кипели бои, демонстрации, митинги - и все это весело и яростно делали простые, обычные люди. Вот точно такие же, которые сейчас сидят в пивной с попкорном, напряженно уставившись в большой экран.
Политика была их жизнью. Они чувствовали себя активными, чувствовали, что могут влиять на жизнь, на политику, могут бороться вместе и добиваться своих прав - тоже вместе. Партийные товарищи были образцом и вожаками. Рабочие сами массово вступали в партии.
Тогда было так:
Wir fragen euch nicht nach Verband und Partei,
seid ihr in ehrlichem Kampf mit dabei!

(Нам все равно, в какой вы партии или союзе - главное, что мы вместе в честной борьбе... И дальше там: "Нас объединяет нужда. Вставайте в наши ряды! Рот фронт!")
Да, они не победили - победил фашизм; но они хотя бы встали у него на пути. Фашистам хотя бы пришлось приложить усилия, чтобы эти сотни тысяч пересажать в лагеря и поубивать (и еще часть рабочих - переубедить). И все те 12 лет Сопротивление продолжало существовать и активно мешать гитлеровцам в тылу.

Что важно - тогда, в 20е годы, у них не было понятия "тоталитаризм", они о таком вообще не думали. Борьба была честной и ясной, линия фронта хорошо видна: вот рабочие и коммунисты - вот ревизионисты-ренегаты - а вот фашисты.

Что происходит сейчас? Они ненавидят политику. Само слово "политика" связывается у них с чем-то мерзким, гадким, опасным. Есть, конечно, профессиональные приличные политики, вроде менеджеров, которые управляют страной, а так как у нас демократия, то их надо иногда выбирать. Но явка на выборы - это 50-60%. И то... как сказала недавно другая моя коллега: "Ты думаешь, кто-нибудь серьезно выбирает? Все ставят крестики как попало. Это просто традиция, вот и все. Мы же знаем - кого бы мы ни выбрали - все равно ничего не изменится".
Есть еще оппозиционные политики, малые партии, правые и левые, за которые голосуют только маргиналы, очень немногие. Потому что все точно знают (им объяснили по телевизору): ЦЕНТР (ХДС, СДПГ, СвДП, ну отчасти зеленые) - это хорошо, это нормальные профессионалы, которые знают, как лучше. А все, что справа или слева - это тоталитаризм. Слева - это ГДР, стена, сталинизм, короче, кошмар (ясно же, что это кошмар, правда?) Справа - еще хуже, это Гитлер.
Но самое главное, чего совсем нет при этом раскладе - идеи, что вот ты сам, лично можешь как-то определять политику.
Дело не в том, что "немцы всем довольны". Чем дальше - тем больше они недовольны, и тем больше появляется причин для недовольства.
Дело не в том, что народ пассивен, туп и хочет только пива с сосисками. Народ хочет чувства локтя, объединения, ощущения "это МЫ, и мы сильны!"  Народ хочет ощутить себя Народом!
Но в реальной жизни народ ничего не может (или думает, что не может изменить). Потому что если связываться с этими правыми - это гитлер, сами понимаете, а если с этими левыми...
Ну короче, ни с кем не надо связываться. Не надо с политикой! Политика - это плохо, страшно, опасно. Политикой занимаются дураки и идиоты, делать им нечего. Обманутые марионетки своих тоталитарных лидеров.
А профсоюзы - там тоже профессионалы, они все сделают, как положено, нам-то какое дело до этого.
Мы не можем вместе ничего добиться, даже думать так - уже опасно (тоталитаризм!) Упаси Боже. Мы ничего не можем. Мы должны бороться за существование поодиночке.
Но хочется чувства общности.
И это чувство дает футбол - и отряды стрелков.
Это самое простое, самое примитивное чувство: "мы - немцы". Это очень приятно, почувствовать такое на несколько часов... и не опасно! Ведь это не политика. Мы же политикой не занимаемся. Мы просто маршируем под музыку, надеваем форму и фанские примочки, дудим в вувузелы...
Массовая оглупляющая дрессировка. Готовый хорошо отдрессированный, обученный народ, который можно приспособить к чему угодно. Натравить на кого угодно. На мусульман, на Сирию, на Грецию, на иностранцев, на русских. И уже есть пригодная для массового употребления жвачка в виде книг саррацина.

Можно не любить политику, категорически отвергать нацизм. Но - "бородку-то я сбрею, а идейки куда девать прикажете?" Фашизм - объективная реальность, которая никуда не денется, если ее назвать как-нибудь иначе. Ну назовут иначе. И что? Жесткая милитаристская национальная диктатура крупной буржуазии все равно останется таковой. И она уже наступает.

Разница с прошлым состоит в том, что и Сопротивления теперь не будет. Нас очень мало. Мы психи и идиоты, по большей части - подростки-интеллектуалы либо старые сморчки. Мы не такие, как все. Мы ненормальные, мы - не народ. Этой диктатуре не придется прилагать очень больших усилий, чтобы обезвредить нас.
Мир меняется. Мир уже очень скоро изменится. К этому надо быть готовыми.

протест, мысли, европа, левые, анализ, фашизм

Previous post Next post
Up