Наш корреспондент встретился в творческим директором молодой организации «ЭрДжиБи» Николаем Карачуном.
К. - Николай, это правда?
НК (смеется): - Не буду делать невинные глаза и спрашивать - что вы имеете в виду. Да, мы и в самом деле работаем над лентой Михаила Ромма «Ленин в октябре». Не буду даже выяснять, откуда вы про это узнали, очевидно, слухами земля полнится.
К: - Ну и как же вы дошли до жизни такой? Как вам такая мысль пришла в голову?
НК: - Честно говоря, уже и не помню. Я тогда работал в «Формуле цвета» над цветной версией «Стариков», и мы много говорили и спорили на тему - а что еще можно «раскрасить»? Кажется, «Ленина в октябре» кто-то назвал в шутку, а меня это вдруг зацепило. Стал думать на эту тему, просмотрел несколько раз фильм - и вот результат.
К: - Под результатом вы имеете в виду вашу новую фирму?
НК: - В том числе. В «Формуле цвета» я понимания категорически не нашел, причем всё это вышло за рамки чисто творческого конфликта. К счастью, у меня были единомышленники, да и со стороны довольно неожиданно был проявлен интерес к моей идее. Ну, и удалось организовать новую фирму - она, конечно, не моя, я лишь совладелец.
К: - И кто же вам помог, если не секрет.
НК: - Пока секрет. Увидите в титрах - я надеюсь (смеется).
К: - А что означает это название - «ЭрДжиБи»?
НК: - Русская транскрипция одной из систем цветности - от английского Red-Green-Blu. Да вы наверняка знаете - телевизионный стандарт. Спросите в магазине эрджиби разъем…
К: - Да, действительно. И все же - вы в самом деле полагаете, что «цветной Ленин» будет востребован нашим зрителем? Не слишком ли вы оптимистичны?
НК: - А мы постараемся сделать фильм так, чтобы он стал востребованным. Во-первых, это все-таки наша история, а сегодня, наконец, интерес к своей истории становится менее истеричным и политизированным. Во-вторых, это будет не просто калька с фильма - мы почти два года не вылезали из архивов, музеев и Госфильмофонда, и я могу сказать, что наш зритель сможет увидеть намного более полную, практически авторскую версию картины. Ну, и в-третьих - еще не факт, что это будет, как вы выразились, «цветной Ленин».
К: - Очень интересно. Сразу возникают вопросы. Ну, прежде всего - что вы искали в архивах и музеях?
НК: - Главным образом - информацию о цветах. Одежда, интерьеры, фасады зданий. Ограда Зимнего дворца - вы знаете, какого она была цвета? А какой краской была выкрашена «Аврора»? Вы удивитесь, но она выглядела совсем не так, как сегодня. Стремление к максимальной исторической достоверности - как и бережное отношение к исходному материалу - это то, в чем мы берем пример с «Формулы цвета». Иначе вместо фильма получится детская раскраска. Ну, и еще, конечно, мы изучали все материалы, касающиеся съемки фильма и, в особенности, его окончательного монтажа. Знаете, можно написать целую книгу о том, как кромсалась и переделывалась лента. Ромм рассказал не всё - да он и не мог всё знать. Мы постарались максимально понять авторский замысел - и приблизиться к нему.
К: - И что же нового увидит зритель?
НК: - Фильм будет длиннее канонического варианта на восемнадцать с половиной минут. Поверьте, это очень много по экранным меркам. Разумеется, мы отталкивались от первой «сталинской» версии фильма, самой длинной, но и к ней добавилось немало. Я не хочу сейчас перечислять всё, пусть всё-таки будут сюрпризы. Упомяну только сцену спора Ленина и Сталина, почти на грани ссоры (от которой были только титры о четырехчасовой беседе), и полный внутреннего драматизма телефонный разговор Владимира Ильича с Инессой Арманд. Не побоюсь сказать, что это - один из сильнейших эпизодов в творчестве Бориса Щукина. Да и фигуры Зиновьева и Керенского окажутся уже не столь однозначны, как мы привыкли видеть.
К: - Ну, и третий вопрос - все-таки фильм будет цветной или нет? Я не совсем понял вашу реплику.
НК: - Конечно же, цветная версия фильма будет обязательна - работа над ней, в сущности, заканчивается, осталась чистая технология. Но я, так и быть, открою вам еще один наш секрет - практически одновременно с оцвечиванием мы начали работу по созданию трехмерного варианта. В этом нам очень помогло то обстоятельство, что многие эпизоды фильма снимались с двух камер, и ленты сохранились. А дальше - наши компьютерщики сотворили настоящие чудеса.
К: - Честно говоря, я потрясен. Ленин в 3D - такого я не мог даже представить!
НК: - Я и сам был потрясен, когда увидел первые результаты. Я же сказал - обе работы шли параллельно, и, понятное дело, первые трехмерные кадры были черно-белыми, их просто не успели оцветить. И неожиданно оказалось, что черно-белое объемное изображение производит совершенно потрясающее впечатление, которое я даже не берусь описать. Это надо видеть. Так что, не исключено, объемного «Ленина в октябре» мы выпустим именно в черно-белом варианте.
К: - Как-то неожиданно, знаете ли. Мне казалось, что идея трехмерного кинематографа в том и состоит, чтобы создать у зрителя иллюзию максимального приближения к реальности. А если не в цвете - какое уж тут приближение к реальности?
НК: - Максимальное приближение к реальности может быть самоцелью в аттракционах и компьютерных играх. У кино, как и любого другого искусства, все-таки иные цели - если это, конечно, искусство, а не видеоаттракцион типа «Аватара». Вы не задумывались, почему многие мастера фотографии работают не в цвете? Почему до сих пор снимаются черно-белые фильмы - взять того же Джармуша?
К: - Ну, отчасти вы правы. Мне, к примеру, раскрашенный Штирлиц понравился меньше доброго старого. Надеюсь, я вас не обижу этими словами.
НК: - Именно так. Богатое смысловое наполнение, другая эстетика фильма - и другое восприятие. «В бой идут одни старики» или «Волга» вполне гармонично сочетались с цветом. А «Семнадцать мгновений» - увы, нет. Тут я с вами соглашусь.
К: - То есть объемный Ленин не будет цветным?
НК: - Не знаю. Возможно, мы сделаем оба варианта, технически это уже не так сложно и не безумно дорого. Какой будет предложен зрителю, сказать не могу, решение зависит не только от меня. Но обещаю пригласить вас на просмотр обеих версий.
К: - Ловлю вас на слове! Вы меня заинтриговали до предела. Скажите, к какой дате вы собираетесь приурочить выход фильма в прокат?
НК: - Ни к какой. Как будет готов - так и выйдет. Это наше принципиальное решение, и прокатчики в основном с этим согласны.
К:- А что, есть интерес со стороны прокатчиков?
НК: - Да, и немалый. Я полагаю, от них информация к вам и просочилась. Так ведь?
К: - Н-ну, отчасти да. Мы всегда стараемся быть в эпицентре событий. И когда же нам ожидать обновленного «Ленина»?
НК: - Как говорится, следите за объявлениями. Без рекламной кампании, конечно, не обойдется - и я по секрету вам скажу, она будет такой же необычной, как и сам фильм. Ждать уже недолго. У нас и сайт на подходе.
К: - Успеха вам. И - жду приглашения!