Всемарийское моление Тÿня Кумалтыш

Nov 09, 2010 22:00




Верховный карт Александр Таныгин, подняв лицо вверх, читает молитву

В последние годы языческое движение в странах Европы стало приобретать массовый характер. В некоторых странах местные языческие организации даже удостаиваются государственного признания. Но чаще всего такое язычество - это в большей степени субкультура. Республика Марий Эл выгодно выделяется на этом фоне тем, что в ней действительно сохранены традиционные дохристианские верования.



Языческие погребения мари


Марийцы, называвшиеся до революции 1917 года черемисами, долгое время противостояли имперской христианизации. Например, в начале 20-го века на Урале, куда в 18 и 19 веках бежали от христианизации марийцы, на реке Сылва (сейчас  Пермская и Свердловская области) православным попам удалось крестить лишь небольшую часть жителей.

Мари остались верны своим языческим богам и сохранили свою веру даже при советской власти. В 1957 году, при Хрущёве, во времена второй волны антирелигиозных гонений мари совершили массовое языческое моление в  роще у села Купран-Сола (Куприяново). Марийское язычество сейчас более аутентично, чем языческие культы других финно-угров России и всех других европейских народов в целом.



Марийская традиционная религия ( МТР) по-марийски называется  Марий Юмын йÿла.  Она с каждым годом привлекает к себе большее внимание не только марийцев и их финно-угорских соседей,  но и русских, чувствующих в себе зов финно-угорских предков. На молениях всё чаще можно встретить и славянских родноверов,  возрождающих славянскую часть общего русского наследия.  Сегодня, по данным официальной статистики, среди жителей республики 67,3% православных, 14% язычников (чимари) и 5% мусульман. При этом значительная часть православных марийцев на самом деле является двоеверцами. Формально они крещены, и иногда посещают церковь, но все связанные со своим жизненным циклом обряды совершают в священных рощах. Двоеверцы не делают различий между «русским» Богом и языческим Ош Кугу Юмо, поклоняясь обоим как одному и тому же Творцу. По свидетельствам православного духовенства, некоторые двоеверцы и по сей день приносят в церковь жертвенных гусей, которых жертвуют изображению «грозного бога с ружьем», то есть иконе святого Георгия Победоносца.

Есть среди мари и  религиозные реформаторы, которые относятся к возникшему в XIX веке религиозному направлению Кугу сорта («Великая свеча»): его приверженцы отказались от приношения в жертву животных. МТР  зарегистрирована официально как общественная организация. В регионах России существует около 100 религиозных общин МТР.  В самой Марий Эл 500 священных рощ получили статус охраняемых памятников. Существует целое жреческое сословие, выпускается литература. Не редко на моления приходят не только марийцы, но и русские, татары, чуваши. Как сказал в одном из интервью карт Альберт Рукавишников, возглавляющий общины Куженерского района Марий Эл: « К нам могут приходить разные люди. У кого есть проблемы - он может обратиться к богу с просьбой и, если она будет искренней, бог поможет человеку. Русские сегодня потеряли свою традиционную веру, мы же ее сохранили. Поэтому с каждым годом наша вера привлекает все большее внимание».



Дорога к роще начинается от деревни Большая Коклала

В течение всего года мари проводят несколько молений, среди которых главным считается Всемарийское моление Тÿня Кумалтыш - завершающее годичный цикл религиозных обрядов. В этом году из Москвы на него отправился актив мерянского краеведческого общества «Metsa Kunnta».  Моление Тÿня Кумалтыш было проведено 7 ноября  в роще деревни Большая Коклала Сернурского района Республики Марий Эл.



Над рощей поднимаются дымы ритуальных костров

Организация моления выглядит так:  рано утром  в священную рощу приходят карты и их помощники из числа членов местной общины. Карты выбирают Онапу - священные деревья, через которые молитвы людей будут услышаны Богами. В этом году жрецы выбрали пять таких Онапу - больших старых деревьев. Вблизи этих деревьев ставятся длинные столы-помосты, на которые укладывается принесенный людьми для освящения пресный выпеченный хлеб.



Онапу

Рядом же на длинных перекладинах вешаются с той же целью принесенные платки, покрывала, полотенца. На длинных рядах костров варят жертвенных животных и принесенных верующими гусей,  а также варится каша. Всю работу исполняют только мужчины.



Общий вид рощи





Жители соседних деревень добираются до места действия пешком или на тракторах, горожане - на автомобилях.





Пока варится жертвенное мясо, верующие общаются с картами, прося благословения или советуясь с ними. 
ДАЛЕЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ http://merjamaa.ucoz.ru/news/vsemarijskoe_molenie_tynja_kumaltysh/2010-11-09-97
Previous post Next post
Up