Мерянские боги Ростовской земли

Oct 18, 2010 10:06




Знаменитый Синий камень озера Неро (Трясловский валун)

В последние годы у наших людей появился повышенный интерес к сакральной истории родины. Предметами интереса и поиска становятся культурные и природные объекты зачастую не имеющие официального статуса "исторического памятника" (например в отличие от Синь-Камня в Переславле). Как правило, все эти места и объекты почитаемы жителями окрестных деревень и городков и считаются священными.

Почитание «священных» мест и объектов до сих пор играет в традиционной культуре русского народа весьма важную роль.  В Ростовской земле было известно немало языческих требищ у священных камней, называемых в народе Синими. На северо-восточном берегу Плещеева озера в 0,5 км к северо-западу от Александровой горы лежит всем известный, легендарный Синий камень. Местное население почитало его божеством и поклонялось ему, что возмущало служителей церкви как идолопоклонство и богоотступничество: «В нем же вселися демон, мечты творя и привлачая к себе ис Переаславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца их в праздник великих верховных апостол Петра и Павла. И они слушаху и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть». Одним из подобных мест в современной Ярославщине можно считать район бывшей Угодичской волости Ростовского уезда, расположенный близ мерянского озера Неро. В нём расположено несколько крупных камней, локально почитаемых местным населением по сию пору.



Мерянские древности в Ростовском музее

Меряне оставили по себе в Ярославской земле много лингвистических памятников. В округе озера Неро есть много мерянских названий  деревень: Бикань, Ченцы, Карашь, Инеры, Деболы (Деболовская), Ваулиха, Мерековницы, Вёксицы, Шурсколо, Воробылово, Пужболо, Шулец, Шугорь, Кустерь, Чуфарово, Воржа, Сулость, Угожь (Угодичи), Рельцы, Чухолза, Пура, Согила, Воэхта, Кетошь, Пукесово и многие другие.


О широком заселении Ростовской округи мерей говорит и тот факт, что повсеместно распространённое в народе навзание местных курганов - паны, панки, пановы могилки, имеет явно мерянское происхождение. Ибо по вепсски-чудски, панен значит класть, а пангед это могила, по корельски панап-хоронить, по эрзянски пандо - гора, могила.

Наш поход к камням начался с села Угодичи, лежащего на берегу Неро. Считается, что место нынешней деревни служило одним из поселений мерян. На его земле были найдены многочисленные предметы мерянской эпохи, в том числе древнейшая в округе монеты эпохи римского императора Домициана 1 века н.э, найденная во время постройки каменной Богоявленской церкви.



Берег Неро

Ростовские князья любили приезжать сюда на охоту. Сын Владимира Мономаха Мстислав построил в Угодичах дубовый дворец Мономахов дом и деревянную Богоявленскую церковь. При Юрии Долгоруком здесь была построена первая на ростовской земле школа. В разное время Угодичи посещали Иван Грозный, Василий Шуйский, Петр I...



Основными занятиями жителей села испокон веку были рыболовство и огородничество. В середине XIX века в Угодичах было 2 каменных храма, 6 улиц с 320 домами, из которых 9 каменные и 8 с каменным первым этажом. Но сегодня только высокая полуразрушенная колокольня Богоявленского Храма напоминает о былом богатстве этого села.



Каменная дорога к Неро

Это одно из редких мест на восточном берегу озера НЕРО, когда можно подойти прямо к воде (т.к. там почти нигде невозможно подойти прямо к воде). В начале 20 века между Ростовом и Угодичами ходил пароходик. Это было самое крупное судно на озере. Местные жители до сих пор любят вспоминать этот факт. Для пароходика понадобилась пристань. А к пристани - подъезд. Соорудили насыпь, замостили дорогу. Пароходик исчез, а мощеная дорога цела до сих пор. Рыбаки из близлежащих деревень добираются по ней к воде на рыбалку. А мы подъехали - чтобы посмотреть на озеро.



В старину Угодичи прославились своими соляными варницами, находившимися на берегу озера, между Богоявленкой и Николаевской церквями. Добываемая здесь соль была одним из главных продуктов торговли древнего Ростова с Новгородом.



Колокольня, всё что осталось от Никольской церкви



Великая Мать на наличниках





Драконы, распространённый сюжет на мерьской территории





Наличник второй половины 20-го века. По бокам солнца изображены птицы. 
Подсознательная память о мифе сотворения Мира жива в памяти потомков мерян.

Быстро осмотрев Угодичи мы двинулись на поиски камней.

Чуть в стороне от Угодичей по дороге на Масейцево находятся две деревни - Воробылово (явный мерянизм - окончание на бол, был ознеачает поселение, деревню) и Тряслово. Стоят они рядом с речушкой Воробыловкой. Неподалеку от Тряслово, находятся несколько крупных валунов, называемых в народе Синими.



Карта Угодичской волости 19-го века. Вся обозначенные на ней дороги существуют и ныне. Одни покрыты асфальтом, другие так и остались грунтовыми.
 Наш путь указан красным пунктиром.



Старая дорога идет вдоль ирригационного канала выкопанного до войны с целью осушения обширного болота обозначенного на карте 19 века слева от камней.





По берегам канала встречаются яблони с вполне приличными морозоустойчивыми яблочками)

Свернув с дороги на Гологузово налево, и проехав по грунтовой дороге около километра, мы пошли далее пешком. Пройдя еще около пятисот метров, обнаружили первый валун, называемый так же "Трясловским"



Вот он, трясловский синий камень. Длинна в основании у него 250 см. Высота 137 см.
На деревьях висят ленточки, что говорит о его сегодняшнем почитании

Обычай вешать ленты и тряпицы на деревья у священных камней и источников обще финский. Так в житии  муромского князя Константина читаем о Муроме следующее: "Очныя ради немощи въ кладезяхъ умывающеся и сребреницы на ня поверзающе... дуплинамъ деревянным ветви убрусцемъ обвешивающе и симъ покланяющеся." На Ярославщине до сих пор сохраняются описанные в житии Константина обычаи, бросать в родниковые колодези монеты и повязывать на близ лежащие деревья ленты и тряпицы. Сравнивая слова летописца и современные традиции нельзя не заметить общих языческих порядков.



У подножия лежит камень поменьше



Трясловский валун в старину так же назывался Велесовым, потому что, согласно преданию на нём стоял идол Велеса (Керемета) перенесённый позднее в Чудской конец Ростова. Поклонение Синим камням это один из древнейших освящаемых традицией обрядовых молений, обращаемых к многообразным природным силам и стихиям, уходящее корнями в древнюю мерянскую историю.



Осмотрев камень и возложив ему дары, мы двинулись к второму валуну, находящемуся близко от деревни Тряслово. Его местные жители так же называют синим.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/merjanskie_bogi_rostovskoj_zemli/2010-10-18-90

Previous post Next post
Up