Папульского парка больше нет

Oct 31, 2015 12:55

Статья Андрея Коломойского в "Выборгских ведомостях". Размещаю на всякий случай всю.
Тут меня уже несколько раз спрашивали про то, что количество материалов про разные разрушенные памятники в моем журнале несколько зашкаливает и что жителям других регионов это не всегда интересно. Отвечаю, чтоб уж сто раз не вставать. Ситуация везде одинаковая, и в Леннградской области она даже еще и получше, чем во многих других местах. Почему я сейчас уделяю такое внимание этому вопросу. Все дело в том, что полное разрушение культурных ценностей на местах ведет к полному обессмысливаниванию какой-либоу деятельности в сфере культуры и искусства вообще. Грубо говоря, пытаясь отстоять Выборг-Ропшу-Гостилицы-Кронштадт и прочее, мы пытаемся отстоять и наши стихи, и наши песни, и наши переводы. Потому что культурное пространство едино, оно либо есть, либо нет. Вот и вся наука химия. И борьба за любой сегмент этого пространства важен, будь то разрушенный дворец или оголтелая попса на городском празднике, хотя чаще всего это борьба с идиотами. К сожалению, это особенно важно на местах. Иначе и столицам не выстоять


http://vyborg-press.ru/articles/26371/
Папульский парк, разбитый в 1886 году главным садовником Выборга Карлом Матиасом Рамстремом по плану стокгольмского садового архитектора Райдберга, одна из городских достопримечательностей с многовековой историей, уничтожен. Теперь парка больше нет, а в ближайшее время и само место расположения парка, Папульская гора, будет невосстановимо изуродовано.

Происшедшее, вместе с безнаказанным сносом исторической части города целыми кварталами, непрекращающимися пожарами городской архитектуры, отсутствием какого-либо надзора за памятниками культуры и отношение к восстановлению Выборга как к кормушке для освоения бюджетов, говорит о том, что город не будет восстановлен никогда.

История уничтожения

Первые покушения на территорию Папульского парка начались в декабре 2014 года, когда стало известно, что ОАО «Ленэнерго», произвольно изменив маршрут трассы, тянет ЛЭП через дворы жилых домов на улице Резервной, а оттуда - через залив, где происходит активная вырубка парка под расширение просеки, по которой ЛЭП проходит до линии железной дороги. По этому поводу в муниципальной администрации в свое время прошло четыре совещания, два из них выездные, на которых и заместитель главы Дмитрий Самойленко, и отвечающий за зеленые насаждения руководитель отдела благоустройства Вячеслав Костенко, и депутат Анатолий Смольянинов, и председатель комитета по ЖКХ Алексей Туркин, высказались однозначно: «Администрация разрешения на это строительство не дает».

Прокуратура, в которую обращались граждане, обеспокоенные вырубками, саботировала рассмотрение вопроса и направила заявителей в Ленинград-Финляндскую транспортную прокуратуру, к деятельности ОАО «Ленэнерго» ни малейшего отношения не имеющую.

Забегая вперед, сообщу: прокуратура все-таки сбагрила запрос граждан в Ростехнадзор, из официального ответа которого, со ссылкой на письмо филиала ПАО «Ленэнерго» «Выборгские электрические сети» (исх. № ВЭС/031/3777 от 22.09.2015г.), следуют интересные факты, которым стоит дать прокурорскую же оценку: «реконструкция данной ВЛ-35 кВ проведена по существовавшей ранее трассе». Это подлог. И реконструкция не проведена, и маршрут проложен не «по существовавшей ранее трассе». Прямо сейчас энергетики размечают деревья под вырубку в охраняемой зоне исторического поселения федерального значения город Выборг. Законом это квалифицируется как преступление.

В последней декаде сентября в редакцию посыпались взволнованные звонки горожан: «Папульский парк вырубают!». Выезд на место показал жуткую картину разрушений - гектары вековых сосен, гордости парка, березовые островки ландшафта, осина и кустарник выкошены лесорубами. Видеосъемка с воздуха обнаружила, что широченная просека проходит через самый центр парка, разрезая его пополам между телевизионной вышкой и стадионом.

Как не без труда удалось выяснить, это идет прокладка шоссе к путепроводу через железную дорогу, который строят для нужд РЖД…

В приказе Министерства культуры РФ от 20 января 2015 г. N 119 «Об утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения город Выборг Ленинградской области» в разделе «Исторически ценные градоформирующие объекты» «Парк на горе Папула» числится под 218 номером. Статус парка оговорен как природоохранная зона и как «периферийный ландшафтный парк», вся структура которого должна быть сохранена. Попытка узнать, кто дал разрешение на уничтожение парка, оказалась делом непростым.

Ответственные лица

Вот перечень должностных лиц, к которым я обращался, указывая на опасность гибели парка и бесконтрольность работ, там проводимых. Скажу сразу: мои усилия не привели даже к попыткам предпринять меры для спасения достопримечательности.

Руководитель отдела благоустройства Вячеслав Костенко, к которому я обращался неоднократно, не стал даже осматривать масштаб вырубки и определять объем потерь парковых деревьев.

Помощник главы администрации Инна Климова, отвечающая за культурное наследие, в парк поехала, но порубок не нашла. Зато сообщила, что происходят они законно, так как существует историко-культурная экспертиза, разрешающая парк уничтожить, чем открыла новую страницу исследования гибели Папулы. К экспертизе мы еще вернемся.

Вот еще адресаты обращений: заместитель главы администрации Дмитрий Самойленко, депутат Анатолий Смольянинов, председатель комитета по ЖКХ Алексей Туркин, глава МО Александр Лысов, глава департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Андрей Ермаков, руководитель Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) Вячеслав Фатин (ответил, что Папульский парк будет восстанавливаться за счет денег, полученных федеральным бюджетом из займа Международного банка реконструкции и развития), губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко (письмо зарегистрировано, ответа нет). Кроме того, в связи с прямым нарушением приказа Министерства культуры о сохранении как всего Выборга (исторического поселения), так и специально оговоренного там сстатуса парка, я написал о положении дел письмо в министерство и приложил видеофиксацию. Письмо зарегистрировано, ответа нет.

Каждое из перечисленных лиц по роду своей деятельности, в той или иной степени, отвечает за сохранение культурного наследия.

Что есть Папульский парк

Несколько лет назад я задавал вопрос о том, входит ли стадион на Папульской горе в парковый комплекс, Юхе Ланкинену, историку выборгской архитектуры, создавшему точнейший макет Выборга по состоянию на начало Зимней войны. Ответом было: «Разумеется! Он и строился на деньги советника Ротхена как функциональная часть парка, где были спортивные, рекреационные и развлекательные компоненты парковой культуры».

Чтобы уточнить, так ли это, я обратился с тем же вопросом к директору Музея Южной Карелии госпоже Пяйви Партанен и эксперту этого же музея, госпоже Рейе Еева. В подтверждение слов Ланкинена они незамедлительно прислали скан карты, составленной городским архитектором Выборга Отто-Ивари Меурманом. Карта Меурмана, изготовленная им в 1935 году, показывает, что площадью парка является вся Папульская гора, включая стадион. И, что главное, гигантская просека, а впоследствии шоссе на путепровод, пройдут через самый центр исторического объема парка, разрушая его целостность и уничтожая его сущность.

Экспертиза

По сообщению помощника главы администрации Инны Климовой, историко-культурную экспертизу, позволившую убить парк и определяющую, в том числе, границы уничтожения, в 2014 году делала эксперт Юлия Куваева. Обнаружить эту экспертизу в открытых источниках оказалось невозможным, вопреки Федеральному закону №37 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», своей статьей 32 обязывающему: «Заключение историко-культурной экспертизы подлежит обязательному размещению федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональным органом охраны объектов культурного наследия на официальных сайтах указанных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На сайте органа охраны экспертизы авторства госпожи Куваевой не оказалось. Руководитель ведомства Андрей Ермаков объяснил это тем, что, по его мнению, такое обязательство распространяется только на те экспертизы, которые выполнены после 22 октября 2014 года, даты, когда обязывающая к публикации экспертиз поправка в ФЗ-37 была принята.

Это заявление звучит абсурдным, так как та же поправка гласит: «В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации», что сделать без доступа к оспариваемой экспертизе просто невозможно.

Конфликт интересов

Экспертов, способных дать оценку историко-культурному объекту, на всю страну - около четырех сотен. Их труд оплачивается весьма высоко - как сказала госпожа Климова, у администрации нет средств платить несколько сотен тысяч рублей эксперту за каждое такое исследование. Но у кого-то же деньги нашлись, чтобы оплатить работу эксперта Куваевой?

Титульный лист экспертизы, добытый буквально шпионскими методами, дал ответ на этот вопрос - заказчиком и плательщиком был выгодоприобретатель - структура ОАО «РЖД», заинтересованная в освоении средств на прокладку трассы путепровода через парк.

Уже многократно упомянутый закон ФЗ-37 разъясняет в статье 28 принципы проведения экспертизы: научная обоснованность, объективность и законность, презумпция сохранности объекта культурного наследия (ОКН) при любой намечаемой деятельности, гласность. И требует обоснования: границ территории, вида, категории историко-культурной ценности, предмета охраны.

Исходя из этих постулатов осталось узнать, чем мотивирована была эксперт Куваева, признавшая половину исторической территории парка не подлежащей охране и лишенной, вопреки приказу Минкульта, статуса ОКН. Разделение территории на «парк» и «не парк» прошло ровно по той линии, в которой были заинтересованы РЖД, оплатившие эту экспертизу.

Мотивации эксперта

На мой телефонный звонок с вопросом о том, что происходит в Папульском парке, госпожа Куваева ответила, что там «все очень хорошо и правильно происходит». Тогда я попросил разрешения ознакомиться с мотивационной частью ее экспертизы. После короткого препирательства на тему того, что экспертиза является «интеллектуальной собственностью» госпожи Куваевой, проданной ею заказчику, а также предложения позвонить посреднику, через которого госпожа Куваева и получила в свое время эту дорогостоящую работу, мне мотивационная часть была все же продемонстрирована. Из рук продавца интеллектуальной собственности.

Чтобы избежать наукообразности, я попросил госпожу Куваеву в простых словах объяснить нашим читателям свои доводы. Вот ее дословный ответ: «Вся историческая дорожно-тропиночная часть утеряна (на переданной РЖД территории - А.К.)… …исторических ценных деревьев там нет… …в департаменте (охраны культурного наследия - А.К.) эта экспертиза есть».

Вынужден добавить, что «дорожно-тропиночную часть» эксперт Куваева изучала в период с 19 по 27 февраля довольно снежного 2014 года, когда снега там было по пояс, что же касается «исторических деревьев», то самые большие и здоровые сосны, диаметром до метра, особенно густо росли именно там, где их сейчас уничтожили (фото- и видеофиксация подтверждают это).

Мнение других экспертов

Собственную точку зрения на суждения эксперта Куваевой я решил сверить с позицией других уважаемых российских экспертов, хорошо знающих Папульский парк.

Виктор Дмитриев, аттестованный эксперт Министерства культуры, историк архитектуры, член ВООПиИК: «Думаю, что в данном случае важны: степень сохранности объекта в исторических границах на время проведения экспертизы (на мой взгляд, высокая, за исключением ряда архитектурных объектов), научная обоснованность экспертизы и презумпция сохранности объекта».

Сергей Горбатенко, эксперт, член Временного совета Национального комитета ИКОМОС, член президиума ВООПиИК Ленинградской области, (по его настоянию текст ответа публикуется полностью, с сохранением орфографии и стилистики автора): «Парк Папула, несмотря на запущенность и частичную деградацию, до сих пор сохраняет рельеф, ценный древостой и большую часть элементов исторической планировки, которые просматриваются даже на материалах космической съемки. Просека, предназначенная для прокладки новой шоссейной трассы, проходит через центральную часть парка, нанося значительный ущерб его пространственно-планировочной композиции. Ценные и здоровые деревья вырубаются.

Считаю необходимым срочно остановить ведущиеся работы, разработать альтернативный проект проведения шоссе в обход парка, а также проект регенерации паркового ландшафта. По завершении проекта незамедлительно приступить к его осуществлению».

Похоже, что эксперт Куваева осталась в меньшинстве.

Результаты реальные и предполагаемые

Свистопляска с появлением и исчезновением экспертиз на сайте комитета по культуре начинается каждый раз, когда происходит преступление. После сноса квартала в Старом городе некоторое время на этом сайте висела экспертиза, говорящая о том, что все снесенное ни малейшей ценности не имеет. После объявления о том, что на восстановление Выборга направляются большие деньги, экспертиза эта исчезла, зато появились планы разрушенное восстановить и создать в восстановленном квартале концертный зал…

В случае с Папулой - экспертиза Куваевой недоступна, что не позволило ни экспертному сообществу, ни гражданам заранее узнать об угрозе уничтожения одной из выборгских достопримечательностей, славящейся своей красотой не первый век. Приказы ведомства, в которых можно было бы найти информацию об экспертизе Куваевой, ознакомиться с ней, оспорить при несогласии с мнением автора, также не публикуются на сайте комитета по культуре с 2012 года. И я предполагаю - намеренно. Равно как намеренно же, на мой взгляд, ни одно из ответственных лиц, перечисленных в одноименной главке, не сочло нужным уведомить горожан об очередном уничтожении исторического наследия до тех пор, пока не появились публикации в прессе.

Парк прорублен насквозь - от железной дороги до Смирновского шоссе. Вскоре должно начаться разрушение скальных ландшафтов, так как скала мешает прокладке трассы. Трасса, следуя от Смирновского шоссе, пронижет парк и закончится двухъярусным путепроводом через железную дорогу. Интересно, что линия прокладки ЛЭП, с которой началось уничтожение парка, ведет вдоль железной дороги и будет пересекаться с путепроводом прямо в месте, где его намечено возвести. Что, как мне подсказывают, невозможно при запланированной высоте вышек ЛЭП в 28,5 метра. Следовательно, ЛЭП, которая уже «проведена по существовавшей ранее трассе», будет еще раз передвигаться. Скандалы с уголовщиной в Ленэнерго давно перестали быть сенсацией…

Финал

Министерство культуры РФ, несмотря на отсутствие законодательного порядка отзыва экспертов, строго отслеживает любые проявления недобросовестной деятельности экспертов - в приказе заместителя министра культуры РФ Григория Пирумова, курирующего восстановление Выборга, содержится просьба доводить до сведения ведомства все факты «заказных» экспертиз.

Довести до сведения можно и нужно. Только при существующей системе наработанных жульнических схем, вовлечении в них чиновничества всех рангов, сокрытии общественно важной информации, бесконтрольности и безнаказанности уничтожения исторического наследия, восстановить ничего не удастся, а разрушать получается очень хорошо.

Сегодня вся реализация концепции восстановления Выборга выглядит циничной насмешкой над самой идеей восстановления - чем ближе деньги, тем больше разрушений и потерь. Нарочитая провинциальность Выборга создает для преступлений против культурного наследия отличную почву: уничтожение барельефа Мефистофеля на Лахтинской улице Петербурга вызвало бурю эмоций общества, в том числе и представителей власти далеко за пределами Питера. Разрушение Папульского парка, бывшего для Выборга своим «Английским парком Петергофа», проходит тихо. Деньги любят тишину. Большие деньги - большую тишину.

Если бы путепровод был проложен по маршруту действующего шоссе, проходящего в нескольких десятках метров от создающегося, его цена была бы относительно невысока - нет массированных вырубок, планировки грунта, прокладки пути сквозь скалы. Стоимость прокладки путепровода, под который парк уничтожен, 1.000.000.000 (один миллиард) рублей.

ссылки, статьи, краеведение

Previous post Next post
Up