Статья опубликована на сайте
SCS.
Поставки из Китая сто лет назад
В статье, посвященной русско-китайским торговым отношениям, уже упоминалось, что сто лет назад значительная часть оборота приходилась на торговлю чаем. После Второй опиумной войны и удачно заключенного Пекинского договора (1860 год) для иностранцев было открыто еще несколько китайских портов, в том числе и город Ханькоу, который в настоящее время входит в состав Уханя. Расположенный на берегу судоходной реки Янцзы и недалеко от крупных чайных плантаций, он вскоре стал центром мировой чайной торговли.
Именно Ханькоу в XIX веке стал местом сосредоточения русского бизнеса в Китае. В то время там находились представители всех иностранных и китайских фирм, занятых чайной торговлей, а также представители «логистических компаний» - чайных клиперов.
Лучшие купцы в мире
Торговля чаем имела сезонный характер и была напрямую связана со сбором чайного листа. Первый сезон начинался в мае, когда в Ханькоу и других чайных городах открывались ярмарки, куда чай свозили на барках по рекам и каналам с плантаций. Перед началом торгов китайцы старались распространить слух о неурожае, надеясь заставить скупать запасы прошлогоднего чая в Шанхае. Самая торговая пора продолжалась всего месяц, после чего число сделок, как и качество листа, снижалось вплоть до августа, а зимой торговля и вовсе прекращалась везде, за исключением Шанхая.
Дегустация чая и торги начинались с пяти утра и продолжались до вечера. Для оценки качества чая его заваривали в крошечном чайнике, потом вдыхали аромат, а затем им полоскали рот. Говорят, что англичане в дополнение скребли себе язык. Чрезмерное употребление чая негативно сказывалось на состоянии здоровья покупателей, которые от постоянного «втягивания и плевания» худели и теряли здоровый цвет лица.
Как и сейчас, так и тогда торговать с китайцами было непросто. Даже 120 лет назад русские признавали, что китайцы - «лучшие купцы в мире, которые всегда действуют дружно». Так как цены на сезон зависели от первых сделок, то иностранные комиссионеры следили за друг другом, дабы кто-то не поддался китайцам слишком рано. Поэтому же и цены сделки старались всегда держать в секрете. Зато последующие поставки шли «с редкой в торговле откровенностью». Цены на чай устанавливали только в сезоны. Цены зимние, и то лишь в Шанхае, бывали по большей части номинальные.
Русские фабрики в Китае
Открытие собственного производства в Китае как и сейчас, так и в XIX веке было неоднозначно выгодным решением. Первое время, после проникновения вглубь страны, русские стали открывать чайные фабрики возле самих плантаций. Но оказалось, что собственная выделка чая не приносит никаких «капиталов», так как вся прибыль оседала в руках китайцев, которые заведовали фабриками. Никакие попытки контролировать местный «менеджмент» не увенчивались успехом. Кроме того, полностью китайские фабрики приготовляли чай быстрее, лучше и дешевле, чем русские.
В результате многие фабрики были закрыты, а байховый чай стали покупать у местных. Более того, китайцы, ведущие торговлю через Кяхту, начали покупать чай в Ханькоу и отправлять его пароходами через Тяньцзинь, что оказалось выгоднее, чем выделка чая за собственный счет на арендованных фабриках в горах.
Помимо невозможности контролировать китайское руководство, владельцы сталкивались и с другими проблемами, которые подвергали риску их капиталы. Например, случались грабежи, забастовки рабочих, а также сопротивление со стороны местных жителей. Кроме того, имея фабрику в Ханькоу, ее можно было застраховать от огня, что в горах было невозможно, а в случае пожара терялось все безвозвратно. Также вложив единожды в приобретение земли и постройки, можно было постепенно «погашать капитал» и избавиться от китайских капризов.
Однако, по словам некоторых представителей чайных домов, ситуация с «горными» фабриками была не так уж плоха. Сельские китайцы отличались честностью, когда в городах крали все, начиная от гвоздя и заканчивая прессованным чаем и чайным листом. Например, китайские отборщицы чая пришивали специальные мешочки к платью, чтобы прятать чай.
Но если производство байховых (рассыпных) чаев русские оставили китайским фабрикам, то кирпичные готовили собственными силами в Ханькоу. Прибыльность этих русских фабрик была основана на дешевой и довольно искусной рабочей силе. Более того, дешевизна рабочих рук в Китае сделала невыгодным даже применение паровых прессов для чая, так как обслуживание оборудования обходилось намного дороже, а любые поломки практически останавливали производство, так как ближайшие поставки деталей осуществлялись из Шанхая.
Чайные гонки
Чай, поставляемый в Англию или Соединенные штаты, отправлялся в оригинальных ящиках, когда для русских требовалась повторная переупаковка. Бытовало мнение, что без тщательной упаковки вкус чая изменится: его перекладывали в новые ящики, покрытые внутри свинцом, а «голые китайцы, обливаясь потом, ногами утаптывали чай в ящик». После чего ящики дополнительно оплетали камышом.
Необходимость упаковки, которая скорее диктовалась традицией, а не здравым смыслом, задерживала груз в Китае, когда англичане отправляли чай в Европу уже через неделю, после открытия рынка. Нередко свежий сбор чая оказывался в Москве еще до прихода русских пароходов в Одессу, через Лондон.
После упаковки следовала погрузка чая на суда, которая требовала определенного мастерства. Китайские, а особенно шанхайские рабочие умудрялись набивать трюмы буквально вплотную, используя различные «ящики, полуящики и четвертьящики». Некоторые русские дома упаковывали чай в сырую кожу, чтобы выдавать его за кяхтинский, так как подобная обшивка нужна была только для долгой сухопутной перевозки.
С такой же скоростью, с которой шла покупка и погрузка чая, происходила и его доставка. Каждый клипер старался привезти свой чай в Лондон первым, чтобы воспользоваться высокой ценой свежего сбора. При опоздании рынок мог быть переполнен, и чай в Англии вынуждены были продавать дешевле себестоимости. Поэтому чайные клиперы считались самыми быстрыми грузовыми судами в мире. Соревнование между ними усиливалось и из-за дополнительной премии первому доставившему ценный груз.
Русские фирмы около трети своего груза отправляли через Лондон и Одессу, основная же часть по-прежнему шла через Кяхту: сначала по Янцзы, затем морем до Тяньцзиня, далее по реке Бэйхэ до Тунчжоу, пригорода Пекина, и, наконец, на верблюдах через Калган в Кяхту. Более дорогой и долгий путь через Сибирь предпочитали из-за разницы в пошлине: на иркутской таможне она была намного ниже, чем на европейской границе. Кроме того, кирпичный чай был запрещен для ввоза через западную границу.
Кирпичный чай
Если русская торговля байховым чаем находилась в несколько шатком положении, то зато торговля кирпичными чаями постепенно приходила в цветущее состояние и доставляла русским производителям значительные выгоды.
Кирпичный чай является одним из двух подвидов прессованных чаев, второй - плиточный (например, юнаньский пуэр). Именно такой чай первым попал в Россию и получил там распространение. Он до сих пор пользуется популярностью в Монголии.
Его изготавливали из четырех видов чая: в основу шел старый чай, который срезали с кустов после одного, двух или трех лет, нередко вместе с довольно толстыми стеблями. Однако русские при приготовления чая стебли и другой сор старались отфильтровывать, чего нельзя было сказать о китайских производителях.
Старый чай складывали в сыром виде в небольших комнатах, утаптывали и подвергали брожению, пока он менял цвет на темно-зеленый, светло- и темно-коричневый. По сторонам «кирпича» потемневшего старого чая размещали его же необработанный вариант, светло-зеленый, который не давал при заваривании особого цвета и имел горький вкус. Сверху шел цельный зеленый чайный лист, а еще выше тот же поломанный, отсеянный от предыдущего.
Качество как кирпичного, так и байхового чая зависело от исходного сырья и более или менее долгого брожения. Раньше чай русские купцы доводили до темно-зеленого цвета, так как именно такой чай пользовался в России популярностью. Но он отличался высоким процентом брака: еще в Кяхте после перевозки чая через Монголию на верблюдах отбрасывали до трети негодной продукции. Чтобы сократить убытки, чаеторговцы стали бродить чай до светло- или темно-коричневого цвета, таким образом, он меньше портился в дороге и не мог навредить здоровью. Примером такой обработки им послужил кирпичный чай китайского производства, поставляемый монголам, который отличался низким процентом брака.
Преграды для развития
Хотя русская торговля китайским чаем активно развивалась и приносила значительные прибыли, перспективы даже в то время не были безоблачными, особенно для байховых чаев. Основную конкуренцию русским составляли иностранные комиссионеры, которые были готовы за вполне приемлемый процент доставить чай через Лондон в Москву с уплатой по предъявлению. В то время как русские даже не могли напрямую переводить деньги в Китае, так как русские банковские учреждения в то время не были представлены (Русско-китайский банк основали только в 1895 году), поэтому капиталы приходилось переводить заблаговременно через Лондон.
Еще одной преградой для развития торговли служило отсутствие постоянного пароходного сообщения между Ханькоу и Одессой, а также между Тяньцзинем и Амуром. В результате и в Европе, и в Сибири русские чаеторговцы переплачивали иностранцам огромные фрахты, составляющие в общем итоге значительные суммы.
Попытки расширения русских чайных домов на европейском рынке не встречали поддержки, в первую очередь, со стороны российского правительства. Так как за реэкспорт чая импортная пошлина Российским государством не возмещалась, а в стране ввоза приходилось ее оплачивать еще раз, что, естественно, не сказывалось позитивно на ценообразовании. Хотя в той же Германии компании были заинтересованы в поставках китайского чая из России.
Торговля и деловые отношения между русскими и китайцами имеют продолжительную историю и нередко отмечались большим успехом, чем китайская торговля с европейцами. В результате ряда событий в наших историях преемственность и традиции совместного ведения дел были нарушены, и во многом в 90-е годы XX века и китайской, и российской стороне пришлось учиться работать вместе заново. Но даже из этой крошечной статьи можно заметить, что многие оценки и проблемы чайных купцов вполне актуальны и в наше время. Хотя, вероятно, о «чайной» рентабельности совместной торговли сейчас можно только мечтать.
В статье использованы материалы из книги К. Скальковского «Русская торговля в Тихом океане» (1883).