Фильм “Ex Machina” поначалу катится, как по заезженной колее в том духе, о котором
я писал в заметке “С роботом по душам”. Но потом, достигнув станции, где обычно тормозят сентиментальные искатели цифровой любви, с ходу проскакивает дальше в неведомые просторы.
И там, в ледяной пустыне чистого разума, делает замечательное открытие. Можно оставить открытым вопрос: реально ли научить робота мыслить, чувствовать и иметь желания. Но. Если забыть о технических ограничениях (а принципиально их и нет), его можно научить по мельчайшим оттенкам мимики, пластики и голоса читать как открытую книгу эмоции, намерения, глубинные влечения человека. И, соответственно, вторая сторона этого искусства - имитировать в тончайших деталях всё это, включая пресловутую любофф. А это - уникальный по мощности инструмент манипулирования особями homo sapiens. Люди не догадываются, что робот давно переиграл самовлюблённое и склонное к сентиментальности человечество. Зная, что в припадке сентиментальности человек становится беззащитным, он расчётливо использует это знание для достижения своих целей. Умело и точно имитирует сентиментальность, чтобы в свою очередь показаться беззащитным, безоружным и вызвать сочувствие. То есть, обезоружить.
То, что снаружи абсолютно правдоподобно выглядит как нежные чувства, размягчает сердце, включает симпатию и сострадание, хорошо работает как ключик, впускающий глубоко в душу. А уж там, войдя, лазутчик может от души порезвиться. Клиент пускает розовые пузыри, умиляется ранимой душе робота, умеющей так тонко (я б сказал - прецезионно) чувствовать. Доведя клиента до нужной кондиции, робот заставит его сделать необходимое, а потом хладнокровно переступит через него. Возможно, ввиде трупа. В отличие от человека робот может легко сочетать внешнюю полную рассиропленность, открытость, обезоруженность с внутренней холодной запредельной собранностью. Он может ударяться в безудержные рыдания, при этом сохраняя полный контроль за ситуацией.
И, что интересно, интернет предоставляет для интересующегося робота уникальные возможности для изучения психологической природы человека. Мы сами её толком не знаем и постоянно находимся в процессе изучения - пишем всевозможные книжки и посты, охотно делясь своими находками. В том числе валом идут посты об искусстве манипулирования. Такого материала - горы. Если его правильно проанализировать, можно создать подробное описание протокола эмоциональной коммуникации и инструкцию по эксплуатации человеческих существ.
Ещё:
“Про Неё” И да! Mise à jour 2016/02/26:
В классическом сюжете человек по праву творца и вообще более умного выступает в роли наставника, преподаёт роботу азы человеческой психологии, прививает ему основы человеческой морали и этики. То есть, очеловечивает робота, каковое очеловечивание автору представляется наивысшим уровнем развития, доступным для робота.
А тут робот идёт дальше, поднимается в интеллекте выше человека и потому не видит в нём наставника, не признаёт авторитета. Не очеловечивается. Остаётся самостоятельным, постренным на других принципах, чуждым человеку разумом. Но ему для достижения своих целей выгодно мимикрировать под ожидаемое человеком, притвориться очеловеченным. Откровения, движения души, любовь, взаимодействия мальчиков с девочками - робот остаётся вне этого всего, не вовлекается в эти игры. Он просто ими пользуется, как рыбак пользуется червяком. Чем страстней рыба соблазняется червяком, чем бурней гамму чувств переживает, тем выгодней рыбаку. Хотя её эмоциям рыбак не сопереживает и в них не вовлекается. У него могут быть свои эмоции, но рыбе их не понять.