Рекомендации по скоростной работе с обращениями граждан в органах прокуратуры РФ

Aug 27, 2008 23:56

Дорогие друзья!!! настоятельно рекомендую ознакомиться с нижеприведенными рекомендациями которые
Дурацкая позаимствовала на прокурорском форуме. Буквиц зело много, но оно того стоит!
Как разрешать жалобы, чтобы не было мучительно и больно.
(методические рекомендации по скоростной работе с обращениями граждан в органах прокуратуры Российской Федерации)
Прокуроров всего 55 тысяч человек, а население 170 миллионов( о_О - МБ). На каждого прокурорского работника приходится по 3 тысячи простых смертных. И каждый чем-то недоволен. Справиться с их проблемами впринципе невозможно. Следовательно, если каждую жалобу разрешать самостоятельно и основательно, то времени на самую важную работу -отчёты и обобщения - не останется. Наивно предполагать, что жалобщики реально рассчитывают на справедливое разрешение предмета жалобы именно в прокуратуре. Подавляющее количество жалобщиков, обращающихся в прокуратуру, имеет целью лишь максимально насолить обидчикам с привлечением правоохранительных органов или просто написать хоть куда-нибудь ещё. В связи с изложенным возникла необходимость систематизации методик оптимизации процесса разрешения жалоб на основепозитивного опыта, накопленного в этой сфере инновационными прокурорами

Правило 1

Принесённую жалобу постарайтесь не принимать.
Большинствопервичных жалоб заявители почему-то стараются принести в прокуратурулично. Это ошибка, которой необходимо воспользоваться. Для защиты отсутяг выставляем оборонный редут - зав. канцелярией учит наизусть исдаёт Вам на зачёт следующий перечень отмазок:
- не правильно оформлена жалоба - поля узкие, невозможно подшить, переделайте дома.
- слишком много грамматических и синтаксических ошибок - исправьте!
- ошибка в инициалах прокурора - он обидится и разрешит со зла неправильно...
- забыли написать обращение "уважаемый Иван Иванович" - вы нашего прокурора не уважаете?
- нет почтового индекса отправителя и его телефона, а от руки дописывать нельзя - исправления в тексте недопустимы.
- почерк нечитаемый, ксерокопии нечитаемые, перепечатайте на машинке
- жалобы по инструкции и ГОСТу нужно писать синими чернилами, а у вас - чёрные, подлинник от ксерокопии не отличить!
- а где ваша доверенность на принесение жалобы от чужого имени?
-почему не написали, что предупреждены о суровой уголовнойответственности за подачу заведомо ложной жалобы или сообщении в жалобенедостоверных фактов?
- для отождествления личности при полученииотметки на втором экземпляре предъявите непросроченный паспорт, вдругвы чужую жалобу принесли или анонимку? Нет паспорта - принесите завтра.
- место прописки не соответствует месту жительства, надо привести в соответствие - куда вам ответ направлять?
-приходите завтра, нет, лучше в четверг - журнал входящейкорреспонденции в сейфе заперся, ключ забрала уборщица, компьютерзавис, штемпельная краска высохла.
- жалобы принимаем только по почте заказным с уведомлением.
- приложения к жалобе не заверены, как впрочем и сама жалоба.
- к жалобе не приложено объяснение и копия паспортов всех упомянутых в ней граждан.
-секретариат почту от граждан принимает исключительно по чётным дням с9.15 до 9.30, по нечётным с 15.35 до 15.55, по средам с 16.15 до 16.30,не перепутайте.
- ну что вы к нам всё ходите и ходите - надоели прокурору уже, он когда вашу фамилию слышит - багровеет от ярости.
- а вы сначала в милицию (собес, администрацию и спортлото) должны обратиться, а их ответы к жалобе приложить.
- а почему не приложили справку, что вы вменяемый и дееспособный?
- и вообще приёмный день у прокурора - пятница, а без его визы жалобы не принимаем.
-ну зачем вам это надо? Вас же затаскают по этой жалобе! Лучше устно безбумажек расскажите всё помощнику неофициально, а уж он знает, какправильно сделать.

Опыт показывает, что из 10 развёрнутыхтаким образом канцелярией жалоб в "исправленном" виде вновь поступаеттолько 4. Не у всех жалобщиков хватает воли мотаться в канцеляриюпрокуратуры. Это же 60-процентное снижение рисков и нагрузки!
Естьещё один способ - предварительный приём всех жалобщиков помощником.Помощник внимательно выслушивает сутягу, поддакивает ему, записываетчего-то на листок бумаги, а потом обещает жалобщику во всёмразобраться. Но жалобу не берёт, мол, нам и без жалобы всё ясно. Ну и вжурнал личного приёма конечно тоже ничего писать не надо. Иногдажалобщика достаточно просто выслушать и сделать вид, что вы прониклисьего проблемами, сочувствуете ему и сопереживаете, и он, обрадованный,уйдёт вместе со своей жалобой.

Ежели жалоба поступает попочте, то здесь тоже несколько вариантов действий. Самый простой - дорегистрации жалобы порвать конверт и выбросить его в урну (если это незаказное с уведомлением), потом очень трудно доказать, что жалобавообще поступала в прокуратуру.
Один талантливый коллега простовынимал жалобу махрового сутяжника из конверта, упаковывал её в другойконверт и возвращал почтой заявителю безо всяких сопроводиловок. Можно,открыв конверт, вытащить и выкинуть из него содержимое и заменить начистые листы бумаги, потом отдать в канцелярию. А дальше - по схеме"рапорт - наряд".

Правило 2

Если не удалось жалобу не принять, постарайтесь её куда-нибудь отправить для разрешения по существу.
ЕслиВам подфартило, и у Вас есть в подчинении нижележащая прокуратура, тоэту инструкцию можете дальше не читать - всё кидайте "вниз". Остальнымсоветую конспектировать. 
Первый вопрос, который Вы должны задатьжалобщику - "А ранее вы случайно по этому вопросу никуда необращались?". Чаще всего раскалываются. Только опытный сутяга будетмолчать, как партизан, но и его можно раскачать на признание. И, нерассуждая, шлите жалобу по указанному адресу.
Чисто риторическийвопрос: кому, как не поднадзорной милиции, разрешать жалобы граждан?Ведь охрана общественного порядка - обязанность милиции, вот пустьпорядок и наводят. И вы абсолютно точно знаете, что свои менты вамжалобу не вернут, а как-нибудь с грехом пополам разрешат. Тем болеежалобу "без контроля" на самих сотрудников милиции - ну кто же лучшезнает ситуацию по жалобе, как не объект жалобы? Он же уже в гущесобытий!
А сутяга, получив ответ за подписью чиновника, действиякоторого обжалует, скорее всего больше вам докучать своими кляузами небудет.
Если будет лезть повторно - ответьте сутяге текстом,полностью совпадающим с текстом первичного ответа ментов. А если сутягапойдёт жаловаться выше (в том редком случае, если аппарат не спихнётВам же на разрешение жалобу на Ваши действия), - направьте с проектомзаключения в вышестоящую прокуратуру файл с текстом ответа ментов. Ваппарате тоже не перетруждающиеся люди работают - они продублируюттекст первичного ответа. А когда сутяга за полгода обивания пороговполучит три одинаково тупых ответа из трёх разных органов, у негоопустятся руки и он прекратит Вас беспокоить.
Мой знакомыйпрокурор на свои действия спущенные с аппарата жалобы разрешалпостоянно. А однажды один сутяга направил свои вполне обоснованныежалобы на его действия "веером" во все возможные инстанции - в ГП,прокуратуру субъекта, ФСБ, администрацию президента, в ЕР, в ЛДПР ипредседателю антикоррупционного комитета Госдумы. И, естественно,получил 7 одинаково любезных ответов за подписью этого жетерриториального прокурора и агитационный проспект от Жириновского. Всевысокие инстанции переправили жалобы для разрешения поподведомственности. Больше сутяга никуда не жаловался. Короче, правилоN2 используют все чиновники, не только прокурорские.
Ещё однасвежая тема - направлять все жалобы в СК для поиска какого-нибудьсостава преступления. Притянуть за уши основания для этого можно поабсолютно любой жалобе, у нас очень большой УК, похожая статьяобязательно найдётся. А уж эти ребята умеют списывать в наряд всё, чтонекрасиво написано. Ответ заявителю получается очень изящный - "Вашидоводы нашли своё подтверждение, жалоба направлена в СК для возбужденияуголовного дела". И потом СК будет крайним, а прокурор весь в белом.
Ввопросах жалоб - каждый за себя. Корпоративная этика курит в сторонке.Допустимо подложить свинью соседям - вдруг заявитель шлялся в другомрайоне? Или его бабушка? Может, удастся подтянуть природоохранного,транспортного или ИТУ-шного прокурора? Или кто-то из соседейаналогичную жалобу разрешал?
Не ленитесь в этом вопросе -скурпулёзно выясните местоположение обжалуемого события, начертитекарту, выясните реквизиты и адреса. Так можно обоснованно сбагритьпроцентов 20 жалоб.
Разрешать жалобу собственными прокурорскимисилами - моветон. Помните - прокуратура всегда кого-то дублирует.Вычислить этого дубля и спихнуть ему жалобу - вот истинный прокурорскийпрофессионализм. Необходимо постоянно помнить список специализированныхконтрольных, надзорных и общественных органов, в которые можно скинутьжалобы.
Например:
Жалобы по нарушению трудовогозаконодательства (зарплата, техника безопасности, коллективные споры,увольнения и т.д.) скидываем в трудинспекцию или профсоюз.
Жалобына лампочки в подъезде, лифты, надписи на стенах, холодные батареи,сосульки, заливающих соседей, громкую музыку и т.д. - в жилинспекцию.
На расплодившихся на свалках диких собак - поочерёдно в санэпидемстанцию и Общество охраны диких животных.
Жалобы на инопланетян, зомбирующих лазерами - в санэпидемстанцию и академию наук. В магазине обсчитали - в Роспотребнадзор.
Жалобына Чубайса, который всё развалил - в энергонадзор какой-нибудь. Рейдерыбеспредельничают - в ФКЦБ. Менты пьяных обирают - в УСБ и Росспиртпром.Следователь косорезит - в СК.
Все остальные жалобы - заведующему районной поликлиникой.

Правило 3

Если не удалось жалобу сбагрить, попробуйте ответить "уклончиво".
Восстановлениесправедливости - процесс энергоёмкий и утомительный. Не нужногеройствовать - прикиньтесь деревом. На Руси деревья любят... Особенноберёзки... и дубы.

Например, можно вызвать того, чьи действия обжалуются, и заставить его готовить ответ. Ответ получится и полный, и ёмкий.
Можнодать ответ заявителю о том, что разрешение данной жалобы не входит вкомпетенцию прокуратуры, и заявитель должен защищать свои права путёмобращения в суд с иском. Изнасилованная - с иском о защите чести идостоинства, побитый - о возмещении ущерба здоровью, ограбленный - овозмещении материального ущерба и виндикации.

Можноиспользовать и другую тактику - отвечать только на "простую" частьжалобы, не рассматривая "сложную" часть. Для этого в целях наглядности(на первый раз) отксерокопируйте жалобу и штрихом на копии замажьтесамые "неудобные" доводы жалобы. А на всё остальное подготовьте ответ.Сравнивать жалобу и ответ из проверяющих никто не будет. Тем более чтожалобы обычно проверяют сотрудники отдела писем аппарата (читай -бывшие секретарши), которые в материальном праве ничего не смыслят.

Естьу незабвенного Аркадия Райкина номер - про включение дурочки. "Колёсы,насосы, Сидоров катапультировался". Помните? Этот способ проверендесятилетиями. Нужно отвечать жалобщику не о том, о чём он спрашивает,а о том, о чём мы хотим ему написать. Он нам - про ГАИшника-взяточника,мы ему - про решения антикоррупционной коллегии. Он нам - пронезаконное увольнение, мы ему - про выплаченное пособие по безработице.Он нам - про нарушение УПК при расследовании дела, мы ему - сам дурак,не надо было щёлкать клювом. Или просто перепишите ему ответ из другойпохожей жалобы. Хумано эррарум эст, как говорится. А если всплывёт этотответ (что бывает очень редко) - быстренько сляпаем правильный, вобъяснении сошлёмся на ошибку компьютера и дуру-секретаршу, которую длявида даже можно наказать, а потом сразу наказание снять. Она же в Вашейкомпетенции, а не в аппаратной...

Можно использовать факторвремени - мол, вы поздно обратились. Обжалуется решение следака по делу- приостановите дело, направьте его в суд, на экспертизу, в соседнийрайон или ещё как-нибудь на пару дней выведите его из своейкомпетенции, о чём с великим сожалением сообщите заявителю почтой. Я,мол, рад бы, да не могу...

Можно посылать заявителя подальше интеллигентно.
Типатак: "Ваши схоластические доводы декадентской и полной тюризмов жалобыо вульгарном волюнтаризме алчных и меркантильных сотрудниковвытрезвителя в метафизическом смысле не нашли своей когерентности,поскольку входят в когнитивный диссонанс с трансцедентальной идеологиейгосударственного строительства и общественной морали". Коллегипроникнутся почтением, руководство закроет глаза (если переведёт нарусский и вкурит), а заявитель осознает, что плебс со своимибрутальными проблемами не должен мешать импозантным "Насяльника"заниматься демагогией и софистикой, достигая апогея эклектики.

Можетеизбавиться от жалобщика, загоняв его за самыми фантастическимидополнительными справками, схемами, письмами и т.д. А если хотьчего-нибудь он не принесёт - смело давайте ему лаконичный ответ, чтоего доводы не подтвердились. Мол, сам виноват.

Но самыйпростой способ разрешения жалобы - заготовить рыбу следующегосодержания: "Ваша жалоба рассмотрена. Ваши доводы не подтвердились.Настоящий ответ вы вправе обжаловать." И всё. Краткость - сестраталанта. Хрен кто докопается...

Только не забудьте набитьчем-нибудь надзорку - копиями приложений к жалобе, распечаткамикаких-нибудь законов, положений, по тексту перекликающихся с жалобой,вшейте объяснения заявителя, конверт, в котором пришла жалоба.Пару-тройку запросов, которые никуда не надо отсылать. Можете вшитьчего-нибудь из другой жалобы. Отнеситесь к этому процессу творчески.Никто вышестоящий всё равно проверять, как вы разрешили жалобу посуществу, не будет - главное, чтобы надзорка была подшита, сроки былисоблюдены и карточка правильно заполнена.

Комментарий:
ПриведенныеВами рекомендации идеально подходят на стадии приема заявлений. А какбыть, если жалоба пришла из аппарата с контролем, в наличии имеетсянесколько томов переписки с "обиженным", а разрешать обращение придетсяпо всем доводам?
Очень помогает избавиться от жалобщика наказаниеего за жалобу, лучше всего рублем.Как правило жалобщики очень скупыелюди, а иначе, чем объяснить желание разрешить спор, относящийся кисключительной подведомственности суда. путем настойчивых обращений впрокуратуру с трребованием обратиться в его интересах в суд?Сэкономитьна госпошлине, оплате услуг юриста, проезде и т.п.
Исходя из того,что все мы грешные, заявителя необходимо привлечь к ответственности,желательно к административной, а если получиться, то к уголовной.
Этапы пути:
1.получив жалобу, необходимо вызвать заявителя в прокуратуру путемнаправления ему телеграммы с уведомлением, поскольку ее вручают втечение 2-3 дней. Письмо не подходит, так как идет долго.
Еслизаявитель явился по вызову, заставляем его ждать в коридоре. Предлогимогут быть различными, но главное, постоянно обнадеживать, что вот, вотвы осободитесь и выслушаете его. Некоторые заявители, отказываются отжалоб уже на этом этапе. В случае если вы добились желаемого, вобъяснении необходимо обязательно отразить, что заявление являетьсяплодом незрелых мыслей автора, и подано с намерением насолитьнеприятелю.

2. Если заявитель отказывается от явки к вам, товозбуждаем дело об административном правонарушении и поручаем ОВДосуществить привод данного гражданина. В ОВД, как правило, такжепрекрасно знают и любят данного гражданина, и проникнувшись важностьпорученного, доставляют к его к вам.Далее мы испытываем его как п. 1,затем вручаем копию постановления, опрашиваем.

3. Еслипроведение мероприятий, изложенных в п. 2 не помогло достигнутьжелаемого результата, тщательно выясняем обстоятельства дела. Заявительтоже не ангел, ваша задача найти в его действиях состав любогоадминистративного правонарушения, после чего, снова административка.
Ваша настойчивость в достижении поставленной цели окупится. Лучше недельку поработать, чем годами отписываться.

Гораздо проще, когда заявителем является руководитель юр. лица или ИП, да и арсенал воздействия поболе будет.
Вэтом случае, устраиваем методичные проверки его деятельности, синтервалом в 2-3 дня, для проведения которых привлекаем сотрудниковОБЭП, ОГПН, ФНС и т.д. По результатам проверки, обязательноадминистративка в отношении руководителя (ИП), а в случае нарушения ППБ- приостановление деятельности.
Очень неплохо помогают проверкисоблюдения законодательства об авторских и смежных правах, поскольку вбольшинстве случаев программное обеспечение, установленное накомпьютерах нелицензионное. Компы надо обязательно изъять.
Приведенныерекомендации испытаны и помогли избавиться от многих сутяжников.Самоеглавно, чтобы сутяжник усвоил: все сказанное им, может бытьиспользовано против него.

Отдельного разговора заслуживает тема разрешения обращений облученных из космоса, зомбируемых и т.п.

Правило 4.

Будьте последовательны в отстаивании своего мнения.
Ужесли однажды Вы или другой коллега-прокурор, а тем паче Ваш начальникрешили на жалобу ответить уклончиво, - на повторную жалобу следуетответить аналогичным образом. Не противопоставляйте себя коллективуединомышленников. Самый умный, чтоли?
Поэтому повторныеудовлетворённые жалобы не существуют. Да и статистика в Вашем отчётеэту цифру всё равно исправит на "0". Не будите лихо.
Если наповторную жалобу нечего, либо влом, либо некогда отвечать - поменяйтеместами абзацы предыдущего ответа и отсылайте сутяге.

Удовлетворённыежалобы - признак несоответствия прокурора занимаемой должности. Этоаксиома. Сразу попадёте в "зону особого внимания" статистики.
Идеальныйпрокурор, в принципе, должен выявлять нарушения законов и устранять ихзадолго до того, как они затронут чьи-то интересы. Или до того, как онивозникнут (предостережение называется).
Отклонённые жалобы - тожене есть гуд. Статистика получается некрасивая с точки зрениянеспециалистов - покрасоваться начальству в прессе будет нечем.
Поэтомувсе удовлетворённые и отклонённые жалобы рекомендую в отчётностиуказывать как разъяснённые. Для этого в стандартноеотворотно-поворотное заклинание "настоящее решение Вы вправеобжаловать..." желательно добавить слова "Разъясняю Вам, что". Ибезопасно, и идеологически выверено.

P.S. Меня всегдаинтересовало, сколько из сотен тысяч жалоб, о разрешении которыхгенеральные прокуроры докладывают с высоких трибун руководству страны,депутатам и народу, разрешено в соответствии с рекомендациями моей"методички". И вот я недавно оказался не совсем по своей воле внародном хозяйстве. В общем-то за то, что старался вот так, какописываю, жалобы не разрешать.
Служебные моральные ограничениякончились, и я стал помогать, от нечего делать, своим небогатымзнакомым и соседям, которые не могут позволить себе оплачиватьадвокатов, составлять (бескорыстно, чесслово) всякие жалобы во всякиеорганы, восстанавливать справедливость. И две "железных" жалобыадресовал в прокуратуру (не от своего имени, а по чесноку). Написалкоротко и доходчиво - что где взять, куда какой акт реагированиянаправить и на что сослаться.
Как вы уже догадались, моиблагодарные и усидчивые читатели, оба ответа на жалобы приведены какпримеры "закосов" в этой методичке, а подписаны они ребятами, которыххорошо знаю и к карьерному росту которых в своё время имел некотороеотношение.
Просто грустно.

PS
От себя могу напомнить пример правильного общения с прокурорскими со стороны граждан .

произвол

Previous post Next post
Up