Ностальгическая прогулка была совершена мною, подполковником юстиции в отставке Лучинским Ю.М. из Петербурга, во исполнение ранее данного обещания бывшему сослуживцу по срочной службе на Черноморском Флоте., подполковнику юстиции в отставке Линькову А.А., живущему в украинском Николаеве.
Толя Линьков 40 лет назад учился в Ленинградском Нахимовском училище. И слишком давно не был в нашем прекрасном городе.
По зигзагу судьбы, этот район - моя родина. В этих дворах и на этих троуарах прошло мое детство.
Прогулка состоялась в июле 2008 года по случаю дневного свободного времени от станции метро «Горьковская» до Петроградской набережной и обратно.
Заметна характерная летняя питерская погода. Вскоре после прогулки начался сильный дождь.
Съемка производилась на камеру мобильного телефона «Nokia N-70» с разрешающей способностью 2 МР.
****
Итак, Братан, пошли по маршруту нашей памяти:
1. Метро «Горьковская».
Козырек подперт металлоконструкциями. Это после 1997 года, когда на «Сенной» (быв. «Площадь Мира») неожиданно обвалился такой козырек и убило 7 человек. С тех пор на однотипных станциях поставили такие подпорки.
До начала 60-х на этом месте стоял красивейший общественный туалет старопетербургской постройки. Псевдоготика. (все фото кликабельны)
2. Перекресток с Каменноостровским, бывшим Кировским проспектом.
Видна наша мечеть, самая большая в Европе. Действует, сердешная.
3-4. Тот же перекресток.
В сталинском доме на за памятником Горькому при Совдепе были элитные винный и табачный магазин. В винном мой отец, морской офицер, в 50-е годы, гуляя со мной, выпивал порцию коньяка, а положенную на закуску шоколадную конфету отдавал мне, мелкому.
5-6. Выход на Троицкую (б. Революции) площадь. Угол особняка балерины М. Кшесинской (любовницы Николая Второго), позднее - Музей Революции, ныне - музей политической истории.
С изображенного балкончика Ленин базарил перед пьяными матросами.
А в зале на первом этаже, с окнами под балконом, автора данного материала принимали в пионэры (в первый раз). Мемориальную доску козлы из городского правительства по этому поводу не установили ввиду пропития выделенных средств.
7. Выход на ту же площадь с улицы Куйбышева (б. Большой Дворянской). Её так в обратку и не переименовали. Козлы. Виден забор того же особняка. И, естественно, Петропавловка в перспективе.
8-9. На той же площади вид на здание «Ленпроекта» (как он там сейчас - х.з.) и дом Политкаторжан (аналог московского «Дома на набережной»).
В углу данного дома 3-я районная библиотека, где в 1958-64 годах заведующей была моя матушка, а сам я, сердешный, постоянно ошивался окрест в свободное от школы время.
10-11. На той же площади.
Камень успели установить в начале 90-х, Ппри БНе, когда совдеп сидел под корягами.
Тогда же установили и приличную часовню. Не в пример нынешним шарагам с крестами, которых понастроили на каждом углу больше, чем в былые годы пивных ларьков.
При теперешних козлах такое бы уже не прошло.
12. Вид с той же площади.
Вдали Троицкий (б. Кировский) мост. Чкалов под ним на ероплане летал когда-то. А повтор трюка в полном реале был в 1938-м году на съемках фильма про Чкалова. И это в натуре видела моя покойная бабушка.
А вблизи - плавучий кабак. На вечной стоянке. Несколько лет назад во время урагана с наводнением он отшвартовался и гордо поплыл вверх по седой Неве, пока не звезданулся в Литейный мост. Теперь крепче привязали.
13-14. Здание представителя презика по Северо-Западу. Раньше в нем был Дворец Бракосочетаний. Но сочетающихся выгнали, когда путин прислал в Петербург своим представителем шепетовскую комсомолку - Валю Матвиенко, нашего нынешнего губернатора.
Когда при совдепе Валя была у нас первым секретарем обкома комсомола, у нее была в народе кличка «полстакана». По преданию - за любовь к бухлу. Остальные пороки комсомольских активисток не перечисляю, чтобы не быть банальным.
15. Упрятанный в кирпичный футляр бревенчатый домик Петра-I. Первый дом в Петербурге. В детстве мы в этом сквере играли в прятки-шмятки а теперь даже съемка через решетку.
16. А это лично я. Китайская «ши-цза», т.е. каменный лев, в кадр нечаянно не попал. Надпись на постаменте видно.
17. Обязательный атрибут невского пейзажа - дядька с удочками.
И вид на Литейный мост. Вдали справа, с краю, фрагмент «Большого Дома» - обиталища гебухи еще со сталинских времен.
18. «Морской дом». Здание было построено в 30-е годы для Наркомата ВМФ. Даже бетонных военморов на крыше инсталлировали.
Но организация не состоялась. Лишние министерства красные предки создавать не очень любили.
В мои годы в здании давали квартиры офицерам ВМФ, кто посолиднее. Здесь жили мои крутые одноклассники, а их гарнизонные мамы заправляли в родительском комитете школы.
Сейчас хаты, в основном, выкупил народ побогаче. Место уж больно крутое. И центр, и вид на Неву с Летним Садом на противоположном берегу.
19. Это и есть вид на Неву от «Морского Дома». Стоит «бабок»!
20-21. Ну, вот, и пришли. Вот тебе и «Аврора» с «Питонией»(«Питоны» - слэнговое самоназвание нахимовцев - прм. авт.). Училище в ремонте. Леса и косметическая сетка.
Впереди - недавно установленный памятник морякам.
22. Вот и «Аврора».
Вернее то, что от нее осталось. Корпус обрезан снизу по уровню ватерлинии и выкинут. А приварено что-то новое. Внутри переделаны все палубы и переборки. Сделано под музей. Но полсотни матросиков для приборок продолжают держать.
Пушка, из которой пьяные мореманы (как и ты, Братан мой, дорогой, сильно любивший бухнУть на срочной службе) хреначили по Зимнему дворцу, вроде бы осталась та же. У этой пушки меня тоже принимали в пионэры (во второй раз, после первого исключения за раздолбайство).
В 1963-м году я отсюда наблюдал прогулки по крейсеру революции Хрущева с Фиделем Кастро. Рукоплескал, сопливый четвероклассник, в составе ликующей рабочее-крестьянской толпы.
А на прошлой неделе один дрищ по пьяни со своей телкой разогнался по Большой Невке на импортном катере и со всей дури грёбнулся в левый борт в районе трапа. Оба в реанимуху попали, трап поломали, борт ободрали. И катер в дерьмо разбился. По телевизору показывали.
23-24. Обстановка у «Авроры».
Базар-вокзал, как и на Арбате, как и в какой-нибудь Одессе на каком-нибудь Привозе.
А когда-то весь товарооборот осуществлялся здесь нами, 10-12 летними фарцовщиками, стрелявшими у приезжавших сюда финнов "пурукумми" (жевательную резинку).
25-28. Вид училища и окрестностей.
У входа раньше стояли пушки. Теперь поставили мины. Символично. Стрелять - не стреляем, а подлянки подставляем.
29. А это ваша казарма. Стеклопакетики повставляли.
30-31. А такой теперь вид через Большую невку. Гостиница "Ленинград" стала "Санкт-Петербургом". Или "Самсунгом".
В 91-м на верхних этажах был пожар, погибло около 30 человек, включая пожарных. По телевизору показывали.
А сейчас полная красота. В холле адвокаты иногда назначают встречи клиентам.
32. «Пожарка» за вашей казармой на Мичуринской (б. Малой Дворянской, тоже, козлы, не возвратили название). Памятник архитектуры. МЧСу лишний геморрой.
33. А эту крутизну понастроили на Мичуринской аккурат напротив "пожарки". (Снимок с каланчой, кстати, сделан из ворот этой крутизны.)
В крутизне расположена фирма «Евросиб», х.з, чем она занимается, но что-то с финансами, и с экспорт-импортом и т.п. Мой младший племянник работает в этой фирме системным администратором. И он толком не знает, чем фирма занимается. Но деньги молодому платят неплохие, ходит сытый и холёный.
Ну, вот и все, Братан.
Прогулка окончена. Снова выхожу на ул. Куйбышева и иду обратно к «Горьковской».
Я и сам взгрустнул. Моя-то родная улица, Малая Посадская, в одном квартале отсюда. 44 года, как с нее переехал. Авось, еще и по ней с тобой прогуляемся.
Будешь ностальгировать - много не пей. В наши годы вредно.
Я сейчас в очередной раз нахожусь на жесткой бессрочной просушке. Уже несколько месяцев. И тщу себя надеждой, что надолго…..
Приезжай, Толян. В любое время и в любом составе.
Без особых наворотов, но отдельно в квартире размещу. А то гостиницы в колыбели революции нынче невгребенно дорогие…
Окончание следует.
© Юрий Лучинский