Иконография Троицы

May 30, 2007 00:15

Наш батюшка, равно как и я, очень любит "Троицу" прп. Андрея Рублева. Недавно он заказал две репродукции форматом А0, одну повесили в алтаре малого храма, другую - над входом в палаточный. Теперь можно подумать, что у нас Троицкий храм :)
Только вчера, рассматривая в очередной раз эту икону, заметил, что у ангелов не написаны тороки.
Тороки (слухи ( Read more... )

иконы

Leave a comment

Comments 19

kamilawka May 30 2007, 06:36:26 UTC
Меня недавно интересовал вопрос иконографии Троицы, правда в применении к белорусским иконам 17-18 вв. И вот что удалось выяснить. Существует два варианта иконографии - вариант "Гостеприимство Авраама", толкующий сюжет как явление Господа в сопровождении двух ангелов и вариант "Троицы" Андрея Рублева, где ангелы символизируют три единосущные ипостаси Бога. (Но по традиции иконы обеих иконографий называются Троицами). Так что тороки на иконах Троицы, следующих иконографии А.Рублева, совсем ни к чему, т.к. здесь ангелы - символ Лиц Святой Троицы.

Кстати, на белорусских иконах Троицы, которые следуют иконографии "Гостеприимства Авраама" и на которых они по идее были бы уместны, их нет. Была бы благодарна за ссылку на иконы Троицы с тороками.

Reply

menix May 30 2007, 07:18:23 UTC
насчет явления Христа с ангелами - это вроде неоднозначное толкование собственно библейского сюжета, не знаю как к нему (толкованию) сейчас относятся. а что на этих Гостеприимствах один ангел с крестчатым нимбом и/или подписью?

я бы не стал говорить, что обе иконографии наз. "Троицами", разница заметна, Языкова по этому поводу пишет: "Поворотным пунктом осмысления этой иконографии становится рублевская икона Св. Троицы. Собственно, только этот вариант может называться "Св. Троица" в отличие от "Гостеприимства Авраама". Здесь мы сталкиваемся в первом случае с догматическим аспектом образа, во втором - с историческим. Рублев, исключая из изображения фигуры Авраама и Сарры, сосредотачивает наше внимание на явлении ангелов, в котором созерцающий вдруг начинает прозревать образ Троицы".

тороков нет и в развитии иконографии Троицы - на иконах 15, 16, 17 (Симона Ушакова) веков я их не вижу, хоть у меня мелкие репродукции. зато они есть - да-да, на нынешней софринской иконе!

Reply

kamilawka May 30 2007, 09:36:46 UTC
На этих "Гостеприимствах" центральный ангел либо заметно отличен от боковых, что выделяет его превосходство над боковыми ангелами, либо все ангелы подчеркнуто одинаковы и отсутствует вообще какая-либо цветовая символика. На одной из икон есть крестчатый нимб.

Я и не говорю, что обе иконографии надо называть "Троицами", я написала, что ТРАДИЦИОННО они называются так. Как я заметила, и в искусствоведческой и в церковной среде произошло полное смешение этих понятий.

Мнение Языковой широкоизвестно, а вот бы ссылочку на сами тороки..

Reply

menix May 30 2007, 20:08:46 UTC
как раз сегодня у нас в Андреевской церкви видел украинскую икону 17-18 в., Гостеприимство (с Авраамом и Саррой), нимбы не различаются, не подписаны, тороки есть у всех ангелов. есть символика в одеяниях, хотя цвета искажены и палаты с горой поменяны местами.
фотика не было :(

Reply


vaysburd May 30 2007, 18:25:45 UTC
Я вообще-то в этом не спец, но впечатление полного бреда ("они сами и есть - Бог"). Выходит, на иконе изображены Отец, Сын и Дух. Если так, ИМХО это полная ересь.

Reply

menix May 30 2007, 20:00:54 UTC
нука нука, ради интереса - кто по-вашему изображен на иконе? от если вас кто нецерковный попросит рассказать?

Reply

vaysburd May 31 2007, 10:22:51 UTC
3 ангела, явившиеся Аврааму. А соотнесение их с Троицей, это уже богословие, о котором нецерковному рассказывать не надо.

Reply

kamilawka June 1 2007, 06:33:59 UTC
А почему не надо? Это инфа только для тайноводственного этапа?

Reply


Leave a comment

Up